Введение
Глава 1. Понятие ценовой дискриминации
1.1 Определение ценовой дискриминации
1.2 История возникновения ценовой дискриминации
Глава 2. Ценовая дискриминация в экономике страны
2.1 Типы ценовой дискриминации
2.2 Примеры проявления ценовой дискриминации в экономике Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Ценовая дискриминация является для компании одной из возможностей увеличить свою прибыль с каждого клиента. Суть данного метода заключается в том, что один и тот же товар продается разным потребителям по различной цене. Независимо от издержек.
Сама по себе постановка вопроса о таком явлении, как ценовая дискриминация на рынке, предполагает довольно высокую степень развитости товарооборота. Случайные и разовые сделки между продавцами и покупателями, сменяющими друг друга, всегда совершались по различной стоимости. Однако со временем стали возникать условия для формирования единой политики ценообразования.
Рассматривая функционирование экономической системы в стране, можно отметить, что в качестве ключевых ее элементов выступают развитость товарно-денежных отношений и уровень производительных сил.
В России эти показатели очень низкие. В этой связи необходимо стимулировать товарно-денежный сектор, способствуя, таким образом, активизации производства.
Ценовая дискриминация при этом будет эффективным инструментом привлечения к этому процессу тех категорий населения, которые по тем или иным причинам воздерживаются от покупок, предпочитая накапливать средства.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данной работы.
Объектом исследования в нашей работе выступает: ценовая дискриминация.
Предмет исследования особенности поведения фирм в условиях ценовой дискриминации.
Цель исследования: выявит особенности поведения фирмы в условиях ценовой дискриминации.
Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить ряд следующих задач:
Описать понятие ценовой дискриминации;
Определить особенности поведения фирм в условиях ценовой дискриминации.
Структурно работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие ценовой дискриминации
1.1 Определение ценовой дискриминации
Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условиях [5, C 45-56].
Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией.
Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.
Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий с затратами не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия, не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой дискриминации.
Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов, так как ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия.
1) Если продавец обладает достаточно высокой степенью монопольной власти, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами. Если фирма не обладает определенной степенью влияния на рынок - рыночной властью, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую ею прибыль. Следовательно, возможность воздействовать на спрос посредством изменения объемов выпуска и цен товара составляет первое необходимое условие существования эффективной ценовой дискриминации.
2) Если можно сегментировать рынок - разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене. Например, он может осуществить прямое деление покупателей на классы, используя информацию о предпочтениях разных групп (производится деление рынка на сегменты с различной эластичностью спроса). Если информации о предпочтениях каждого потребителя нет, то деление может производиться и косвенно через выбор потребителей между различными товарными наборами (ценовая дискриминация второй степени использует механизм самоотбора, покупатели разделяются в зависимости от их готовности платить).
3) Если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг (медицина, транспорт (авиа - и железнодорожные перевозки, телефонная связь (различные тарифы в зависимости от времени суток); электро- , водо- и газоснабжение и т.д.) [21, C 22-24].
Таким образом, фирма должна быть способна исключить арбитраж - перепродажа товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Когда фирма разделяет рынок путем ценовой дискриминации на сектора с разной ценовой эластичностью спроса и, следовательно, назначает цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража купив товар по относительно низкой цене, перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену.
В таком случае дополнительная прибыль от ценовой дискриминации достается не фирме, а потребителям, осуществляющим арбитраж.
Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии, однако это - не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации.
Мотив использования системы ценовой дискриминации состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, максимизировать прибыль. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара [22, C 35-36].
Поскольку фирма в условиях несовершенного рынка обладает рыночной властью, расширение объема продаж возможно только за счет снижения цены единицы товара. Функция спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной. Дополнительная выручка, полученная при продаже дополнительной единицы товара, отражает два эффекта: рост общей выручки от продажи еще одной единицы товара и уменьшение средней выручки на весь предыдущий объем выпуска.