Введение
- Понятие «электронное правительство»
1.1. Модели взаимодействия электронного правительства
1.2. Концепция формирования «электронного правительства» в РФ
1.3. Строительство «электронного правительства» и сайтов
1.4. Примеры реализации Концепции по России
- Электронное правительство как элемент формирования информационного общества
2.1. Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному Обществу
2.2. Нормативно-правовая база электронного правительства Российской Федерации
- Международный опыт внедрения электронного правительства
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы вызвана, прежде всего, стремительным развитием современных информационно-коммуникационных технологий и общим ростом информационного взаимодействия, основанного на электронном обмене информацией.
ФЦП «Электронная Россия» - программа по разработке и финансированию мероприятий реформы государственного управления. Она выполняет проекты административной реформы по решению проблем межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнению других функций государства, а также создания «одной точки входа» для получения информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений. Способствует повышению информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления для общества, рост эффективности их взаимодействия с гражданами и повышение качества услуг, оказываемых ими гражданам и организациям.
«Электронное правительство» (e-Government) - часто встречающийся, в последнее время, термин. Используется, впрочем, чаще наивно-интуитивно, не особенно и задумываясь-то над содержанием понятия. Поэтому, вместо «единое окно» читаешь иногда: «одно окно» (трудно себе вообразить что-то более ужасное, чем обслуживание населения «через одно окно»).
Появился этот термин в конце 80-ых годов прошлого века в США и Канаде.
«Электронное правительство» - часть электронной экономики и демократии в стране, система для повышения степени ответственности государства перед народом, мало зависящая от географических факторов.
Впервые об электронном документообороте (в рамках СССР) заявил известный советский кибернетик В.М.Глушков в своей книге «Основы безбумажной информатики». Он разработал принципы создания Общегосударственной системы автоматизированного управления всей экономикой большой страны (система ОГАС).
«Электронное правительство» направлено на изменение моделей взаимодействий в обществе.
1. Понятие «электронное правительство»
Это такая инфраструктура государства, которая интегрирует с помощью сетей Интернет в новую, единую среду, как население страны, так власть и бизнес. Основной целью такой интеграции является новая организация и поддержка новых форм оперативного, результативного и массового общения граждан и бизнеса с правительством, различного уровня властными структурами.
Актуальность «электронного правительства» определяется динамичностью многих подсистем современного государства: ФСС, ПФР, ФМС, адвокатура, суды, нотариат, бюджет, налоги, финансы, таможня, наука, образование, медицина, ЖКХ и т.д.
Создание «электронного правительства» должно минимизировать непосредственное («контактное») взаимодействие населения и органов государства, перенося участие в управлении государством (через систему выборов, например) в систему «электронного правительства». Основа такого коренного изменения взаимодействия – изменение менталитета госслужащих, структуры и принципов их взаимодействий между собой и с населением.
«Электронное правительство» предполагает:
- информационную и коммуникационную грамотность населения;
- наличие и государственную поддержку необходимого количества и качества (структура, содержание, «мощность») информационных систем и потоков;
- технологическую модернизацию, оптимизацию (рационализацию) всех форм, структур и систем государственного аппарата и управления, «прозрачность» их функционирования, взаимодействия, расходования государственных средств.
1.1. Модели взаимодействия электронного правительства
«Электронное правительство» – это не дополнение или аналог «обычного» правительства. Это – новые способы взаимодействий с помощью Интернет-коммуникаций, корпоративных и социальных сетей с целью повышения эффективности предоставляемых государственных услуг.
Основные модели взаимодействий электронного правительства:
- между государством и населением, гражданами (G2C, Government-to-Citizen, Государство-Гражданин);
- между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business, Государство-Бизнес);
- между ветвями госвласти (G2G, Government-to-Government, Государство-Государство);
- между государством и госслужащими (G2E, Government-to-Employees, Государство-Служащие).