Курсовая работа|Информационные технологии

Электронное правительство: понятие, правовое регулирование

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 34

Введение

1 Электронное правительство как инструмент государственного управления

1.1 Особенности становления и развития электронного правительства

1.2 Понятие, цели, задачи электронного правительства

2 Проблемы и пути совершенствования электронного правительства в современной России

2.1 Текущее состояние и барьеры в развитии электронного правительства в России

2.2 Электронное правительство в России: перспективы и новые возможности

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

Еще древнегреческий философ Аристотель сказал: «Движение – это жизнь, а жизнь – это движение». Данный афоризм не утратил своей актуальности и в ХХI столетии. Государство по своему устройству очень напоминает живой организм, и чтобы жить и развиваться, ему нужно двигаться вперед. Мы живем в мире стремительного развития цифровых технологий, они проникают во все аспекты жизни человека и общества, и это приводит к серьезным сдвигам в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Потому нет ничего удивительного в том, что передовые технологии привлекаются и в структуру государственного управления. Новые возможности, предоставляемые современной техникой и информационными технологиями, позволяют переосмыслить саму систему управления государством, модернизировать и изменить ее, сделать гибче и удобней, оптимизировать и ускорить взаимодействие между разными органами власти и обществом. Одним из главных продуктов интеграции информационных технологий в структуру управления государством является система «электронное правительство». Сам этот термин не является законодательно утвержденным и получил распространение как перевод общепринятого понятия Electronic Government (e-government). Понятие «электронное правительство» характеризуется как «пакет технологий для организации цифрового взаимодействия между органами государственной власти, гражданами, организациями и другими субъектами экономики». «Электронное правительство» предполагает эффективный способ предоставления информации о деятельности органов государственной власти, оказание государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано, и возможности, предоставляемые информационными, мобильными технологиями и сетью Интернет, используются максимально.

В Российской Федерации «электронное правительство» понимается как новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее ( ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Как можно понять из определений, система «электронного правительства» направлена на организацию и обеспечение удобного, быстрого и эффективного взаимодействия между органами власти, гражданами и организациями. При этом максимально задействуются средства ИКТ, что минимизирует личное взаимодействие между сторонами. Перевод многих услуг в «цифровой» формат и автоматизация управленческих процессов, позволяет значительно сократить временные затраты на предоставление и обработку данных, увеличить экономию бюджетных средств, организовать эффективный контроль и учет, а также успешно противодействовать коррупции.

Электронное правительство – это не только перспективный подход к реформированию системы и механизмов государственного управления для повышения его результативности, но и метод трансформации государственно-общественных отношений в условиях века информационных технологий.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере регулирования процессов формирования и функционирования «электронного правительства».

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты Российской Федерации; теоретические аспекты науки информационного права, раскрывающие правовую сущность «электронного правительства»; практические аспекты реализации концепции «электронного правительства».

Целью исследования является формирование комплексного представления о природе электронного правительства, систематизация и выявление проблем, связанных с правовым регулированием отношений, возникающих при использовании электронного правительства, а также предложения по совершенствованию электронного правительства.

Для достижения заявленной цели исследования были поставлены следующие основные задачи:

– выявить понятие и особенности правового регулирования электронного правительства;

– исследовать текущее состояние и барьеры в развитии электронного правительства в России;

– рассмотреть современные тенденции и перспективы развития электронного правительства.

В рамках данного исследования были применены общенаучные методы научного познания (такие как анализ, синтез, обобщение, исторический метод, логический метод, индукция, дедукция, классификация, аналогия), а также частнонаучные и специальные методы, а именно сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический и иные методы исследования.

Нормативная база исследования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, а также федеральные законы Российской Федерации.

Структура работы обусловлена целями настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

1 Электронное правительство как инструмент государственного управления

1.1 Особенности становления и развития электронного правительства. Нормативно-правовое регулирование электронного правительства

За последние несколько десятилетий использование информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием эффективного управления.

Внедрение систем электронного документооборота в процесс работы государственных органов является необходимым условием для удобного и эффективного взаимодействия государственных служб не только с гражданами и негосударственными коммерческими структурами, но и для продуктивной работы с другими ведомствами.

Концепция электронного правительства появилась в начале 1990-х годов, но на практике была лишь частично реализована к концу десятилетия. Электронное правительство появилось впервые в промышленно развитых странах[1].  В настоящее время многие страны в мире имеют проекты электронного правительства; наиболее экономически развитые государства имеют самые передовые электронные ресурсы, которые позволяют на этой базе разрабатывать электронное правительство.

Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Основная задача проекта «Электронное правительство» – обеспечение открытости и прозрачности деятельности правительства, установление интерактивного диалога правительства с обществом[2].

Создание электронного правительства означает перевод деятельности правительства в онлайн-форму. Цель этой трансформации аналогична цели передачи деятельности частной компании к сети интернет, то есть для повышения эффективности работы. Концепция электронного правительства заключается в облегчении доступа граждан к большому количеству разнообразной информации. Что касается пользы для общества, то электронное правительство позволит упростить взаимодействие граждан с государственными исполнительными органами. Скорость обмена информацией между чиновниками и гражданами резко возрастает. Основной характеристикой продвинутого электронного правительства является интерактивность. Создание электронного правительства включает в себя несколько этапов:

Создание законодательства, регулирующего отношения в сфере оказания услуг онлайн государственными органами, а также совершенствование защиты от киберпреступлений;

Формирование федеральных, региональных и муниципальных сайтов, на которых размещается информация для граждан;

Становление сайтов интерактивными, где будут располагаться ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и будут осуществлять частичная консультация граждан;

Создание на сайтах системы, позволяющей гражданам участвовать в опросах, принимать участие в форумах;

Правительство и ведомства предлагают онлайн-услуги по оплате налогов, штрафов, а также услуги, связанные с продлением лицензий, регистрацией юридических лиц и др.;

На последнем этапе развития все федеральные, региональные и муниципальные сайты объединяются в единый государственный портал, который предлагает комплекс услуг для населения. Портал дает возможность гражданам возможность участвовать в обсуждениях онлайн, предлагать поправки законодательства, участвовать в голосовании в режиме онлайн, а также другие возможности, развивающие демократию.

При воплощении концепции электронного правительства в реальность, в конечном формате оно должно выполнять несколько важных функций: оказание помощи населению в повседневной жизни (онлайн-услуги) и обеспечение участия населения в демократическом процессе. Эти две функции не тождественные и не должны замещать друг друга в ходе формирования электронного правительства.

С одной стороны, электронное правительство является инструментом для лучшего управления, а также для того, чтобы улучшить связь между правительством, бизнесом и гражданами.

С другой стороны, некоторые специалисты считают, что использование IT в управлении может свойственно изменить отношения в обществе, помочь достигнуть реальной демократии, что однозначно окажет влияние на сознание людей.

Основываясь на статистике, мы можем утверждать, что наша система электронного правительства отстает от многих других стран, вследствие чего мы должны идти в ногу со временем и совершенствовать систему электронного правительства[3].

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных ФКЗ РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. О структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 21. – Ст. 2981.
  4. Об информации, информационных технологиях и защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3448.
  5. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ 16.02.2009. – № 7. – Ст. 776.
  6. Аль-Габри В. М. Электронное правительство: его перспективы, возможности и угрозы // Молодой ученый. – 2016. – № 15. – С. 337 – 342.
  7. Амелин, Р.В. Информационное право в схемах. Учебное пособие / Р.В. Амелин. – М.: Проспект, 2018. – 422 c.
  8. Баглай, М. В. Конституционное право РФ: учебник для юридических вузов и факультетов / М. В. Баглай. – М.: Норма, 2017. – 768 с.
  9. Бачило И. Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. – М.: Юркомпани, 2017. – 280 с.
  10. Бачило, И. Л. Информационное право: учебник для академического бакалавриата / И. Л. Бачило. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 419 с.
  11. Братановский, С. Н. Муниципальное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / С. Н. Братановский. – М.: РИОР, 2017. – 384 с.
  12. Виноградов, В. А. Государственное и муниципальное управление: учебник для юридических вузов и факультетов / В. А. Виноградов. – М.: Юрайт, 2017. – 292 с.
  13. Волков, Ю. В. Информационное право. Информация как правовая категория: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Волков. – 2-е изд., стер. – М.: Юрайт, 2019. – 109 с.
  14. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 383 с.
  15. Доброва О.А. Цифровая реформа. Анализ Российского опыта внедрения информационных систем, поддерживающих деятельность органов государственной власти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://government.e-rus.ru/site.shtml?id=82.
  16. Дубровский Д. Н. Структура механизмов электронного правительства России // Молодой ученый. – 2017. – № 27. – С. 80 – 83.
  17. Дьякова Е.Г. Переход к электронному правительству в России: как формировалась нормативно-правовая база [Электронный ресурс] / Е.Г. Дьякова // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии, 2016. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26338378.
  18. Ершов, В. А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. – 256 c.
  19. Зарецкая Д. С. Электронное правительство: понятие и перспективы развития // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 3. – С. 245 –250.
  20. Информационное право: учебник для вузов / Н. Н. Ковалева [и др.]; под редакцией Н. Н. Ковалевой. – М.: Юрайт, 2020. – 353 с.
  21. Информационное право: учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.]; под редакцией М. А. Федотова. – М.: Юрайт, 2020. – 497 с. 
  22. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для СПО / П. У. Кузнецов [и др.]; под общ.ред. П. У. Кузнецова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 325 с.
  23. Информационные технологии: разработка информационных моделей и систем: Учеб.пос. / А.В. Затонский. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 344 с.
  24. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: Учебник / Гвоздева В.А. – М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 544 с.
  25. Информационные технологии в социальной сфере / Гасумова С.Е., – 4-е изд. – М.: Дашков и К, 2017. – 312 с.
  26. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие / Е.Л. Федотова. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 368 с.
  27. Информационные технологии в юридической деятельности: Учебное пособие / Ельчанинова Н.Б. – Таганрог: Южный федеральный университет, 2016. – 128 с.
  28. Информационные технологии в юридической деятельности: Практикум / Озёрский С.В. – Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. – 124 с.
  29. Иншакова, Е. Г. Электронное правительство в публичном управлении: монография / Е. Г. Иншакова. – М.: Юрайт, 2019. – 139 с.
  30. Ирхин Ю. В. «Электронное правительство» как форма интерактивной коммуникации между органами власти и гражданами// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2018. – № 1. – С. 160 – 174.
  31. Кузнецов, П.У. Основы информационного права. Учебник для бакалавров / П.У. Кузнецов. – М.: Проспект, 2018. – 828 c.
  32. Малинин, В.Б. Государственное и муниципальное управление: учебник для юридических вузов и факультетов / В.Б. Малинин. – М.: Юрист, 2017. – 360 с.
  33. Мишина Е. С., Рой Н. А. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. – 2016. – № 25. – С. 323 – 325.
  34. Морозова, О. А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / О. А. Морозова, В. В. Лосева, Л. И. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 142 с.
  35. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Осейчук. – М.: Юрайт, 2017. – 342 с.
  36. Паленова К.С. Правовые основы открытости и прозрачности органов власти // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 марта 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 26 – 29.
  37. Полтавская Е.А., Еленева Е.В. Электронное правительство как элемент информационного общества [Электронный ресурс] / Е.А. Полтавская, Е.В. Еленева // Международный студенческий научный вестник, 2015. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/951/8328#.
  38. Развитие публичного управления социально-экономическими системами / Запольский А.Д., Ершова И.Г. / Научный альманах Центрального Черноземья. – 2017. – № 1. – С. 23 – 27.
  39. Рассолов, И. М. Информационное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. М. Рассолов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 347 с.
  40. Рейтинг электронного правительства ООН [Электронный ресурс] / TADVISER. – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php / Статья: Рейтинг_электронного_правительства_ООН, свободный.
  41. Сидорова М.Н. Анализ уровня развития информационного общества в современной России // Мир на пороге перемен: Экономика. Управление. Право: доклады Московской научно-практической конференции «Студенческая наука» (Москва, 26 ноября 2015 г.) / Под общей редакцией Ф.Л. Шарова. М.: МИЭП, 2016. – С. 292 – 299.
  42. Сидорова, А. А. Электронное правительство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сидорова. – М.: Юрайт, 2018. – 165 с.
  43. Скворцов, О. В. Государственное право России: учебник для вузов / О. В. Скворцов. – М.: Академия, 2017. – 224 с.
  44. Советов, Б. Я. Информационные технологии: учебник для СПО / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 327 с.
  45. Тарасов А.М. Электронное правительство: понятие и система [Электронный ресурс] / А.М. Тарасов // Право и кибербезопасность. – 2013. – Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/h70.html.
  46. Терещенко, Л. К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства / Л.К. Терещенко. – М.: Инфра-М, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. – 228 c.
  47. Шахрай, С. М. Конституционное право РФ: учебник для юридических вузов и факультетов / С. М. Шахрай. – М.: Статут, 2017. – 710 с.
  48. Электронное правительство: учебно-методическое пособие / Т.С. Мель-никова, Э.Ф. Абубикерова; Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. – Саратов, 2018. – 73 с.
  49. Электронная Россия офлайн [Электронный ресурс] / Газета.ru. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2010/03/01/3331850.shtml, свободный.
  50. Яковлева, Н. Н. Проблемы государственного права РФ: учебник для юридических вузов и факультетов / Н. Н. Яковлева. – М.: Юрист, 2017. – 844 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Информационные технологии
2013 год 37 стр.
Электронное правительство
bugalter
Курсовая работа Информационные технологии
2016 год 30 стр.
Облачные технологии: понятие, назначение, перспективы для юристов
Курсовая работа Информационные технологии
2021 год 29 стр.
Информационные технологии: понятие, виды, история развития
Курсовая работа Информационные технологии
2021 год 28 стр.
Информационные технологии. Понятие, виды, история развития
Курсовая работа Информационные технологии
2020 год 37 стр.
Информация понятие, признаки, классификация

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское