Введение
1 Электронное правительство как инструмент государственного управления
1.1 Особенности становления и развития электронного правительства
1.2 Понятие, цели, задачи электронного правительства
2 Проблемы и пути совершенствования электронного правительства в современной России
2.1 Текущее состояние и барьеры в развитии электронного правительства в России
2.2 Электронное правительство в России: перспективы и новые возможности
Заключение
Список использованных источников и литературы
Еще древнегреческий философ Аристотель сказал: «Движение – это жизнь, а жизнь – это движение». Данный афоризм не утратил своей актуальности и в ХХI столетии. Государство по своему устройству очень напоминает живой организм, и чтобы жить и развиваться, ему нужно двигаться вперед. Мы живем в мире стремительного развития цифровых технологий, они проникают во все аспекты жизни человека и общества, и это приводит к серьезным сдвигам в политической, экономической, социальной и культурной сферах. Потому нет ничего удивительного в том, что передовые технологии привлекаются и в структуру государственного управления. Новые возможности, предоставляемые современной техникой и информационными технологиями, позволяют переосмыслить саму систему управления государством, модернизировать и изменить ее, сделать гибче и удобней, оптимизировать и ускорить взаимодействие между разными органами власти и обществом. Одним из главных продуктов интеграции информационных технологий в структуру управления государством является система «электронное правительство». Сам этот термин не является законодательно утвержденным и получил распространение как перевод общепринятого понятия Electronic Government (e-government). Понятие «электронное правительство» характеризуется как «пакет технологий для организации цифрового взаимодействия между органами государственной власти, гражданами, организациями и другими субъектами экономики». «Электронное правительство» предполагает эффективный способ предоставления информации о деятельности органов государственной власти, оказание государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано, и возможности, предоставляемые информационными, мобильными технологиями и сетью Интернет, используются максимально.
В Российской Федерации «электронное правительство» понимается как новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее ( ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Как можно понять из определений, система «электронного правительства» направлена на организацию и обеспечение удобного, быстрого и эффективного взаимодействия между органами власти, гражданами и организациями. При этом максимально задействуются средства ИКТ, что минимизирует личное взаимодействие между сторонами. Перевод многих услуг в «цифровой» формат и автоматизация управленческих процессов, позволяет значительно сократить временные затраты на предоставление и обработку данных, увеличить экономию бюджетных средств, организовать эффективный контроль и учет, а также успешно противодействовать коррупции.
Электронное правительство – это не только перспективный подход к реформированию системы и механизмов государственного управления для повышения его результативности, но и метод трансформации государственно-общественных отношений в условиях века информационных технологий.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере регулирования процессов формирования и функционирования «электронного правительства».
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты Российской Федерации; теоретические аспекты науки информационного права, раскрывающие правовую сущность «электронного правительства»; практические аспекты реализации концепции «электронного правительства».
Целью исследования является формирование комплексного представления о природе электронного правительства, систематизация и выявление проблем, связанных с правовым регулированием отношений, возникающих при использовании электронного правительства, а также предложения по совершенствованию электронного правительства.
Для достижения заявленной цели исследования были поставлены следующие основные задачи:
– выявить понятие и особенности правового регулирования электронного правительства;
– исследовать текущее состояние и барьеры в развитии электронного правительства в России;
– рассмотреть современные тенденции и перспективы развития электронного правительства.
В рамках данного исследования были применены общенаучные методы научного познания (такие как анализ, синтез, обобщение, исторический метод, логический метод, индукция, дедукция, классификация, аналогия), а также частнонаучные и специальные методы, а именно сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический и иные методы исследования.
Нормативная база исследования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, а также федеральные законы Российской Федерации.
Структура работы обусловлена целями настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Электронное правительство как инструмент государственного управления
1.1 Особенности становления и развития электронного правительства. Нормативно-правовое регулирование электронного правительства
За последние несколько десятилетий использование информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием эффективного управления.
Внедрение систем электронного документооборота в процесс работы государственных органов является необходимым условием для удобного и эффективного взаимодействия государственных служб не только с гражданами и негосударственными коммерческими структурами, но и для продуктивной работы с другими ведомствами.
Концепция электронного правительства появилась в начале 1990-х годов, но на практике была лишь частично реализована к концу десятилетия. Электронное правительство появилось впервые в промышленно развитых странах[1]. В настоящее время многие страны в мире имеют проекты электронного правительства; наиболее экономически развитые государства имеют самые передовые электронные ресурсы, которые позволяют на этой базе разрабатывать электронное правительство.
Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Основная задача проекта «Электронное правительство» – обеспечение открытости и прозрачности деятельности правительства, установление интерактивного диалога правительства с обществом[2].
Создание электронного правительства означает перевод деятельности правительства в онлайн-форму. Цель этой трансформации аналогична цели передачи деятельности частной компании к сети интернет, то есть для повышения эффективности работы. Концепция электронного правительства заключается в облегчении доступа граждан к большому количеству разнообразной информации. Что касается пользы для общества, то электронное правительство позволит упростить взаимодействие граждан с государственными исполнительными органами. Скорость обмена информацией между чиновниками и гражданами резко возрастает. Основной характеристикой продвинутого электронного правительства является интерактивность. Создание электронного правительства включает в себя несколько этапов:
Создание законодательства, регулирующего отношения в сфере оказания услуг онлайн государственными органами, а также совершенствование защиты от киберпреступлений;
Формирование федеральных, региональных и муниципальных сайтов, на которых размещается информация для граждан;
Становление сайтов интерактивными, где будут располагаться ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и будут осуществлять частичная консультация граждан;
Создание на сайтах системы, позволяющей гражданам участвовать в опросах, принимать участие в форумах;
Правительство и ведомства предлагают онлайн-услуги по оплате налогов, штрафов, а также услуги, связанные с продлением лицензий, регистрацией юридических лиц и др.;
На последнем этапе развития все федеральные, региональные и муниципальные сайты объединяются в единый государственный портал, который предлагает комплекс услуг для населения. Портал дает возможность гражданам возможность участвовать в обсуждениях онлайн, предлагать поправки законодательства, участвовать в голосовании в режиме онлайн, а также другие возможности, развивающие демократию.
При воплощении концепции электронного правительства в реальность, в конечном формате оно должно выполнять несколько важных функций: оказание помощи населению в повседневной жизни (онлайн-услуги) и обеспечение участия населения в демократическом процессе. Эти две функции не тождественные и не должны замещать друг друга в ходе формирования электронного правительства.
С одной стороны, электронное правительство является инструментом для лучшего управления, а также для того, чтобы улучшить связь между правительством, бизнесом и гражданами.
С другой стороны, некоторые специалисты считают, что использование IT в управлении может свойственно изменить отношения в обществе, помочь достигнуть реальной демократии, что однозначно окажет влияние на сознание людей.
Основываясь на статистике, мы можем утверждать, что наша система электронного правительства отстает от многих других стран, вследствие чего мы должны идти в ногу со временем и совершенствовать систему электронного правительства[3].