Введение
1 Общая характеристика информационных технологий
1.1 Генезис развития информационных технологий
1.2 Понятие «информационные технологии»: их сущность и особенности
1.3 Виды информационных технологий
2 Применение и использование информационных технологий в отдельных сферах юридической деятельности
2.1 Проблемные аспекты использования информационных технологий для формирования правовой культуры человека и общества
2.2 Использование информационных технологий в раскрытии и расследовании преступлений
Заключение
Список использованных источников и литературы
На основе информационных технологий (ИТ) формируется новая инфраструктура, происходят радикальные социально-экономические изменения, которые нуждаются в исследовании и комплексном осмыслении.
В этот процесс включены различные категории пользователей ИТ: разработчики новых технологий, научные работники, бизнес, государство (управление, правовое регулирование и пр.), конечные пользователи. Приняты нормативные документы, а также обсуждаются организационные изменения в государственном управлении, направленные на развитие процессов внедрения ИТ. Важная задача – осмысление происходящих в социально-экономической сфере изменений и выработка концептуальных решений, позволяющих прогнозировать появление новых направлений развития ИТ и реализовывать их.
При внедрении новых ИТ возникают проблемы, в частности:
Скрытая от пользователя сложность нового предметного окружения при кажущемся его упрощении.
Необходимость для человека сосуществовать со все более интеллектуальными объектами, способными к сложному и неочевидному поведению.
Цифровое неравенство между территориями (странами, регионами) и отдельными людьми и, соответственно, неравенство возможностей.
Трудности в соблюдении приватности и конфиденциальности при использовании ИТ.
Мир становится непривычно прозрачным. Манипулирование жизнью отдельно взятого человека и общества в целом. Заинтересованные стороны могут использовать накопленные инфраструктурой сведения во вред пользователю. Необходимость ускорения изменений в управлении обществом и экономикой. Например, требуется высокая скорость адаптации правовых норм к новым угрозам, порождаемым ИТ. Отсутствие единства в понимании и оценке происходящих изменений, в некотором смысле недостаточность семантической интероперабельности в отношениях между людьми. Субъекты, имеющие отличающиеся мировоззренческие позиции, имеющие разную специализацию и квалификацию, говорят «на разных языках». Необходима выработка системы понятий, которая была бы понятна всем типам пользователей ИТ.
Объект исследования являются общественные отношения, регулируемые информационным и гражданским правом в сфере информационных технологий в юридической сфере.
Предмет исследования являются особенности правового регулирования информационных технологий в юридической сфере.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере регулирования информационных технологий в юридической сфере, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования:
1) изучить понятие, сущность и особенности информационных технологий;
2) определить использование информационных технологий в юридической деятельности;
3) исследовать применение и использование информационных технологий в отдельных сферах юридической деятельности.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам информационного и гражданского права.
Информационная основа исследования включает выпущенные в открытой печати научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, федеральный закон.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания. В рамках диалектической теории применялись как общенаучные, так и частно-научные методы исследования: историко-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод научной дедукции, нормативно – и сравнительно-правового анализа и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Общая характеристика информационных технологий
1.1 Генезис развития информационных технологий
Вопросы информационных технологий поднимались уже в конце 60-х гг. XX века, а понятие «информационные технологии» появилось в 80-х гг. прошлого столетия.
Выделим следующие этапы развития информационных технологий в России:
1-й этап (до ХХ века) – инструментарий данного этапа: перо, чернильница, книга. Передача сообщения – почтовая доставка.
2-й этап (начало XX в. – 40-х гг.) – инструментарий данного этапа: пишущая машинка, телефон. Передача сообщения – более совершенные способы почтовой доставки.
3-й этап (40 – 60-е гг. XX в.) – инструментарий данного этапа: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение. Ведущая роль на данном этапе принадлежала перфокартным системам.
4-й этап (70-е – середина 80-х гг.) – инструментарий данного этапа: большие ЭВМ, на базе которых создавались автоматизированные рабочие места и информационно-поисковые системы.
5-й этап (середина 80-х – по н.в.) – инструментарий данного этапа: персональный компьютер с развитой периферией и широким спектром выполняемых задач[1].
Однако считаем, что необходимо выделить дополнительный 6 этап (с 2015 г.) – инструментарий данного этапа: современные информационные технологии, в частности 3D-технологии. 3D-сканирование – это своеобразный инструмент для компьютерного зрения, который позволяет распознавать и воспроизводить трехмерный продукт.
Компьютеры могут получать трехмерную информацию об окружающей среде, исследуемом объекте, предмете, анализировать ее в понятном формате и затем преобразовывать это физическое пространство уже в цифровом пространстве.
Хранится данная информация в «точках» или строках, которые обозначают местоположения по осям X, Y и Z. Цель состоит в том, чтобы видеть мир вокруг нас – то, что наши глаза видят каждый день, и перенести это видение в цифровую сферу. 3D-сканирование в отличие от плоского изображения позволяет оценить то, что нас окружает и дать цифровое представление информации в трех измерениях[2].
Таким образом, в заключении отметим, что сложно представить современный мир без информационных технологий. Они плотно вошли во все сферы жизни общества. Использование информационных технологий помогает ускорить процессы развития ведения деятельности организаций, что способствует укреплению ее положения на рынке и повышению конкурентоспособности.