Введение
- Общая конституционно-правовая характеристика политических партий
1.1. Понятие, признаки и правовой статус политических партий
1.2. Порядок создания и регистрации политических партий
- Правовое регулирование приостановления деятельности и ликвидации политических партий
2.1. Порядок и основания приостановления деятельности политических партий
2.2. Ликвидация политических партий
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Политические, социально-экономические и правовые изменения, имевшие место быть в последние годы, предопределили появление и развитие основополагающих институтов и категорий российского конституционного права. Политическая жизнь современного российского общества является сложной и многообразной. В ней занято большое число участников, среди которых одно из наиболее приоритетных мест принадлежит политическим партиям, поскольку на сегодняшний день практически невозможно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии.
Политические партии представляют собой важнейшее достижение цивилизации, предопределяющее нормальное развитие общества и государства. Отношения между государством и политическими партиями строятся на принципе невмешательства, тем не менее государство сохраняет за собой право на юридическую регламентацию деятельности политических партий.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются общественные отношения, которые возникают при создании и государственной регистрации политических партий, приостановлении их деятельности и ликвидации.
Предметом исследования стало российское законодательство, определяющее правовой статус партий в политической системе, порядок их регистрации, приостановления их деятельности и ликвидации.
Цель исследования - это комплексное исследование правового механизма деятельности политических партий в России. Основываясь на поставлено цели, обозначим следующие задачи:
- обозначить понятие политической партии, ее основные признаки и функции;
- рассмотреть порядок создания и регистрации политических партий;
- выделить особенности приостановления деятельности политических партий;
- проанализировать процесс ликвидации политических партий.
Методологическая основа исследования. Методологию исследования образуют различные методы познания. Среди них основное значение отводилось общенаучным методам: диалектическому и системно-структурному. Особую роль играют частные методы: исторический, функциональный, сравнительно-правовой. Путем формально-юридического метода, основываясь на правилах юридической техники и формальной логики проанализирован и обобщен правовой материал, на основе которого обоснована роль и значение политических партий в российской политической системе общества.
Структура исследования. Структурно работа состоит из следующих частей: введение, основная часть, состоящая из 2 глав и 4 параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
- Общая конституционно-правовая характеристика политических партий
1.1. Понятие, признаки и функции политических партий
Политические партии представляют собой одно из ключевых достижений цивилизации, предопределяющее нормальную жизнь общества. Ее основной целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между государством и обществом, причем следует заметить, что обратная связь позволяет партии реализовать уникальную роль – согласования, выведения на политический уровень реальных и многочисленных интересов, существующих или вновь появляющихся в обществе.
Партии являются значимым элементом российской политической системы общества, действуя в качестве ключевых структур политики. Политические партии выражают интересы, потребности и цели определенных социальных групп, активно участвуют в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальным аспектом деятельности политических партий выступает их идеологическое влияние на общественность, они играют существенную роль в образовании политического сознания. На наш взгляд, на современном этапе развития российского государства ведущую, а зачастую и приоритетную роль в организации и в ходе борьбы за власть, специфика которой предопределена либо однопартийным характером политической системы, либо большим количеством партий, как правило, играют политические партии, которые пользуются авторитетом в обществе. Взаимоотношения между политическими партиями и государством основываются на принципе невмешательства в деятельность друг друга. Тем не менее государство сохраняет за собой право на запрет деятельности определенных политических партий, пытающиеся дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают отрицательное воздействие на граждан.
Мы полагаем, что взаимодействие между государством и политическими партиями в российском государстве должно развиваться в следующем направлении: государство, которое максимально заинтересовано в устойчивом развитии гражданского общества, должно совместно с политическими партиями выработать программу развития гражданского общества, базирующуюся на основах морали и права и нацеленную на развитие каждого гражданина.
Необходимо подчеркнуть, что политические партии в качестве самостоятельных субъектов политики обладают рядом общих свойств с иными общественно-политическими объединениями. К их числу могут быть отнесены наличие определенной организации и аппарата власти и управления, существование идейных принципов, закрепление определенных программных установок, наличие массовой базы в лице членов организации и сторонников.
Отличие партий от общественных организаций в следующем:
1) в партии может быть лишь индивидуальное членство физических лиц, в то время как в общественных организациях возможно также и членство иных общественных объединений - юридических лиц;
2) в партию входят лишь граждане Российской Федерации, в общественных организациях их уставами может допускаться членство иностранцев;
3) партия является только федеральной организацией, в то время как общественные организации могут быть по территории деятельности федеральными, межрегиональными, региональными и местными (т.е. существовать в муниципальных образованиях);
4) партия должна быть обязательно зарегистрирована Федеральной регистрационной службой, а существование общественных организаций допускается и без юридической регистрации[7].
Главным признаком, который позволяет разграничивать партии от других общественных объединений, является их ориентация на открытую и четко выраженную борьбу за государственную власть.
В политической системы современного российского общества политические партии выполняют следующие функции: 1) определение политической роли посредством разработки идеологии и программы, с помощью которых партии намерены обозначить стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных и других действий; 2) выражение общественных интересов; 3) создание долгосрочной социальной и идейно-психологической основы партийной деятельности; 4) формирование правящей элиты, местных органов власти, обеспечение связей между обществом и представительными органами власти.