Введение
Глава 1. Характеристика действия нормативно-правовых актов во времени
1.1. Общие положения действия нормативно-правовых актов во времени
1.2. Обратная сила закона
Глава 2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц
2.1. Действие нормативно-правовых актов в пространстве
2.2. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность данной темы достаточно высока, так как нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем, как мы знаем, выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения.
Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Поэтому действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц является наиболее актуально для изучения. Предметом нормативный правовой акт, входящий в систему правовых актов РФ. Объект исследования являются общественные отношения, связанные с действием нормативно-правового акта во времени и в пространстве, а так же по кругу лиц.
Целью представленной курсовой работы стало исследование теоретических, практических аспектов, сложностей, возникающих при определении и применении закона как нормативного правового акта, установление признаков закона как нормативного правового акта с целью дальнейшего правильного установления природы закона как правового акта.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) Понятие действий нормативно-правовых актов во времени
2) Действие нормативно-правовых актов во времени
3) Понятие и особенности действия нормативно-правового акта в пространстве
4) Действие нормативного правового акта по кругу лиц.
Степень научной разработанности темы исследования: о данной проблеме писали: Карташов В.Н., Кросс К., Марченко М.А., Марченко М.Н., Мокичев К.А., Назаренко Г.В, А.В. Малько.
Эмпирическая база исследования состоит из законодательных актов, нормативно-правовых документов, а также информации, содержащейся в официальных документах, научной, справочной и периодической литературе по исследуемой теме, в материалах органов власти, сети Интернет.
В процессе проделанной работы были использованы такие методы научного исследования, как изучение и анализ законодательной практики, сравнительно-правовой метод, формально юридический и другие характерные для данной работы.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, включающие в себя по два параграфа, заключение, список источников и литературы.
Глава 1. Характеристика действия нормативно-правовых актов во времени
1.1. Общие положения действия нормативно-правовых актов во времени
Нормативные правовые акты имеют четко выраженную направленность своего действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Пределы распространения их юридической силы в каждом из указанных направлений зависят от вида нормативного правового акта и воли субъекта правотворчества, который их издает. При этом субъекты, издающие нормативные правовые акты, действуют в соответствии с установленными законом полномочиями. Это означает, что границы их возможности установления пределов действия нормативных правовых актов во времени ограничены законом.
Действие нормативного правового акта во времени продолжается с момента вступления его в силу и до момента ее утраты. Издание нормативного правового акта еще не означает, что он вступает в действие и приобретает юридическую силу. Между фазой издания (принятия) нормативного правового акта и до начала его действия существует небольшой промежуток времени (для разных видов нормативных правовых актов он может быть не одинаков), в течение которого осуществляются такие процедуры как подписание данного акта и опубликование (обнародование).
Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Порядок опубликования и вступления закона в силу определен федеральным законом от 14.06.1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Согласно ст. 2 указанного федерального закона датой принятия закона коллегиальным органом считается день принятия (издания) его в окончательной редакции, что подтверждается экземпляром данного акта с подписями должностных лиц соответствующего правотворческого органа и протокола его заседания.
Датой принятия (издания) нормативных правовых актов иными правотворческими органами считается день подписания акта руководителем соответствующего правотворческого органа.
Тексты федеральных конституционных законов, а также обычных федеральных законов в соответствии со статьями 107 и 108 Конституции РФ подписывает Президент РФ в течение четырнадцати дней.
Законы субъекта федерации подписываются высшим должностным лицом этого субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации) в течение срока, установленного его Конституцией (уставом).
Устав муниципального образования, нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования подписываются главой муниципального образования в срок, предусмотренный его уставом.
После подписания нормативного правового акта ему необходимо придать статус официального акта, свидетельствующего, что он издан в полном соответствии с требованиями, предъявленными к такого рода правовым документам. Для этого законы, подписанные президентом РФ, публикуются в соответствующих официальных печатных органах - «Собрание законодательства Российской Феде-рации» или в «Российской газете». В этих же печатных органах публикуются нормативные правовые указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в течение десяти дней после их издания. Нормативные правовые акты министерств и ведомств публикуются после их государственной регистрации в ведомственных органах печати - «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполни-тельной власти». Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.