Актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими причинами.
Во-первых, хотя вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией все чаще освещаются в юридической литературе, необходимость в глубокой, комплексной и подробной теоретической разработке институтов все еще присутствует.
Во-вторых, такая необходимость сохраняется в силу того, что законодательство о недобросовестной конкуренции является достаточно молодым, в него постоянно вносятся изменения. С развитием конкуренции стали развиваться и ее отрицательные черты, что обусловило появление и применение хозяйствующими субъектами неэтичных и даже противозаконных приемов, иначе говоря – методов недобросовестной конкуренции. Важная задача государства при этом – пресекать такие приемы и бороться с ними путем формирования законодательной базы в этой области.
В настоящее время недобросовестная, нечестная конкуренция широко распространена в России. Верное понимание сущности этого явления и разумный анализ причин его появления могут помочь в разработке экономической политики государства, направленной на поддержку честной, справедливой конкуренции.
Целью работы является изучить виды недобросовестной конкуренции и ее особенности в России.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- отразить историю развития института недобросовестной конкуренции в России;
- рассмотреть понятие и признаки недобросовестной конкуренции;
- представить классификацию видов недобросовестной конкуренции;
- изучить ответственность за совершение актов недобросовестной конкуренции.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с правовым регулированием пресечения недобросовестной конкуренции, включая понятие, виды и меры ответственности.
Предмет исследования составляет система правовых норм, регламентирующих правоотношения по запрещению и пресечению недобросовестной конкуренции.
В процессе выполнения курсовой работы использовались материалы сайта Федеральной антимонопольной службы, сайта Федеральной службы государственной статистики, данные Интернет-порталов, Федеральные законы, в частности, «О защите конкуренции», учебники по экономической теории и государственному регулированию конкуренции Булатова А.С., Девяткина Е.А., Розановой Н.М., Тупчиенко В.А. и др.
В данной работе были использованы конкретно-исторический, сравнительно-правовой, диалектический, структурно-функциональный и другие методы.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
Глава 1. Общая характеристика недобросовестной конкуренции
1.1. История развития института недобросовестной конкуренции в России
По сравнению с другими странами в России данный институт начал развиваться недавно. Хотя в 1965 году СССР присоединился к Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в Париже, можно сказать, что изначально правовая защита от недобросовестной конкуренции существовала формально, так как во внутреннем праве нормы о ее пресечении появились только в конце 1980-х (например, постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1989 г. № 1405 «О дальнейшем развитии государственных, кооперативных и других общественных организаций»)[1]. В дальнейшем нормы, не допускающие недобросовестную конкуренцию, появились в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В частности, запрещалось совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей (статья 5)[2].
В том же 1991 году был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее Закон о конкуренции 1991). И хотя в нем содержался раздел, посвященный недобросовестной конкуренции, Закон ограничился лишь перечислением ее форм (статья 10)[3].
После распада Советского Союза в 1991 году и последующего переходом на рыночные методы хозяйствования, роль конкуренции в экономической жизни страны значительно возросла. В связи с этим стали зарождаться и методы недобросовестной конкуренции, стали практиковаться тайные и явные сговоры против конкурентов, появился промышленный шпионаж.
Особенно остро это проявилось в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Как отмечают А.И. Рофе и С.А. Шапиро, в это время наблюдался общий спад социальной ответственности, нашедший свое отражение и в бизнесе[4]. Новообразованному государству было необходимо время на разработку и внедрение в действие нормативных документов, которые бы регулировали положение производителей. К тому же, свое влияние оказал экономический кризис 1998 года, а затем и смена президента, новая политика в отношении бизнеса. Совокупность данных причин привела к тому, что так широко распространилась недобросовестная конкуренция во всех ее многочисленных проявлениях – рейдерские разборки, ценовая дискриминация, тайные ценовые сговоры, подделка, контрафакция и так далее. Особенно остро проявила себя коррупция в высших органах власти.
Рисунок 1 – Число преступлений, совершенных в сфере экономики РФ
за 1998-2012 гг., тыс. ед.[5]
На представленном графике можно пронаблюдать значительное увеличение числа преступлений в сфере экономики (в том числе преступлений, непосредственно связанных с недобросовестной конкуренцией) с конца 1990-х годов до начала 2010-х, и их существенное снижение в текущем десятилетии XXI века.
На развитие анализируемого института повлиял Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и др.
Свою роль в становлении современного законодательства сыграло и законодательство об интеллектуальной собственности, представленное, в частности, Патентным законом РФ, законами РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О селекционных достижениях», законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526–1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
Помимо законов в 1993 г., как известно, была принята современная Конституция Российской Федерации. Разумеется, в ней также нашли свое отражение основы конкурентного законодательства. Положения Конституции провозглашают единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Таким образом, уже в новом государстве, федеративной демократической России, заложены фундаментальные основы для формирования свободного рынка.
Новый этап в развитии конкурентного законодательства начался в 1994 году в связи с принятием нового Гражданского Кодекса РФ. Так, часть 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ[6] не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Затем были приняты такие нормативные правовые акты, как Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию». Постепенно свое развитие также получает законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).
Действующий сегодня Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является продолжением законотворческого процесса по улучшению институтов конкуренции и антимонопольного регулирования. Стоит отметить, что процесс развития законодательства в данной сфере протекает довольно динамично, стремясь своевременно реагировать на меняющиеся реалии экономических отношений и рынка. Так, например, совокупность поправок к вышеназванному Закону была внесена в 2015 г. Эта задача была выполнена так на.зываемым «Четвертым антимонопольным пакетом», со.держащимся в Федеральном за.коне от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О вне.сении изменений в Федеральный за.кон «О за.щите конкуренции» и от.дельные за.конодательные акты Российской Федерации». В час.тности, бы.л де.тализирован пер.ечень от.дельных форм. не.добросовестной конкуренции, а так.же усовершенствован механизм про.тиводействия дан.ному явлению.
На на.ш взгляд, крайне важн.ым этапом эволюции института в России ста.л Федеральный за.кон от 05.10.2015 № 275-ФЗ, кот.орый за.менил ста.тью 14 Федерального за.кона «О за.щите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ[7] (далее – Закон о за.щите конкуренции) на нов.ую главу. В ста.тьях 14.1-14.7 до.статочно по.дробно описаны форм.ы не.добросовестной конкуренции, пре.дставлен от.крытый пер.ечень конкретных за.прещенных де.йствий. Данные из.менения, де.тализировавшие и рас.ширившие норм.ы о не.добросовестной конкуренции, бы.ли на.правлены на за.крепление прак.тики антимонопольного орган.а, об.общение прав.овых по.зиций вы.сших суд.ебных инстанций[8].
[1] Городов О. А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. М.: Статут, 2020. С. 25.
[2] Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 №2211-I [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
[3] Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
[4] Развитие теории и практики экономики труда: монография / под ред. А. И. Рофе, С. А. Шапиро. М.: Директ-Медиа, 2021. С. 217.
[5] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
[6] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
[7] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
[8] Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция: учебное пособие / отв. ред. С. А. Пузыревский. Москва: Проспект, 2020. С. 121.