ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты управление рисками в проектах, основанных на принципах ГЧП.
1.1.Нормативно-правовое регулирование ГЧП в РФ
1.2. Основные риски в проектах, основанных на принципах ГЧП
2. Управление рисками в проектах ГЧП в России и за рубежом
2.1. Особенности регулирования ГЧП за рубежом
2.2. Управление рисками в проектах, основанных на ГЧП в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма сотрудничества государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания инфраструктуры или оказания услуг населению.
ГЧП — эффективный инструмент для создания и обновления инфраструктуры, отсутствие и неудовлетворительное состояние которой влияет на уровень жизни граждан и препятствует успешному экономическому развитию.
Особенностью партнерства бизнеса и государства является распределение между ними не только выгод, но и рисков проекта. Распределение рисков необходимо в силу того, что полное их переложение на одну из сторон, так или иначе формирует угрозы в отношении проекта.
Для современного бизнеса основными факторами привлекательности для принятия участия в ГЧП-проектах являются возможности обеспечить возврат вложенных ими инвестиций и приобрести компетенцию в сфере реализации ГЧП-проектов.
Получение опыта осуществления ГЧП-проектов и цель обеспечить себе устойчивые позиции на развивающемся рынке ГЧП – это важный стимул для участия частных инвесторов в проектах ГЧП. Степень выгоды, получаемой инвесторами, зависит от самого проекта, а также от схемы его осуществления и условий, прописанных в контракте. Для бизнеса наиболее актуальным направлением принятия участия в проектах ГЧП служит инвестирование в развитие инфраструктуры региона. В рамках использования механизмов ГЧП достигается высокая рентабельность инфраструктурных проектов не только для публичной, но и для частной стороны.
В настоящее время наблюдается поступательное развитие сферы ГЧП по ключевым направлениям: законодательное регулирование, институциональная среда и непосредственная подготовка и реализация проектов.
Опыт привлечения к участию в проектах частного сектора обладает весьма давней историей. В России фундаментальные исследования по истории развития ГЧП представлены трудами таких ученых, как В. Е. Сазонов, А. В. Белицкая, Н. В. Курысь, С. Г. Тищенко, В. Г. Варнавский и другие.
Цель курсовой работы: рассмотрение основных рисков и особенности управление ими в проектах, основанных на принципах ГЧП.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты управление рисками в проектах, основанных на принципах ГЧП.
1. Теоретические аспекты управление рисками в проектах, основанных на принципах ГЧП.
1.1.Нормативно-правовое регулирование ГЧП в РФ
Преимуществами государственно-частного партнерства является то, что результаты сотрудничества государства и бизнеса может увидеть и ощутить на себе каждый. Мы ежедневно пользуемся услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования и других областях.
Качество инфраструктуры так или иначе влияет на нашу жизнь, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов – залог успешного развития страны. Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться компетенцией и опытом частной стороны.
Проекты, основанные на принципах ГЧП, предполагают эксплуатацию инвестором инфраструктурного объекта и оказание им соответствующих услуг населению с применением современных методов и технологий, что зачастую менее эффективно в случае выполнения этих задач самим государством.
Дмитриева Е.О. полагает, что «При нехватке бюджетных средств государство получает готовый для использования объект в кратчайшие сроки. Более того, отсутствует необходимость в проведении отдельных тендерных процедур для каждого этапа проекта: проектирования, строительства, эксплуатации. Вместо этого отбор частного партнёра или концессионера производится один раз на весь срок проекта» [7, c.98].
Минусов у ГЧП практически нет, можно отметить лишь один нюанс: инфраструктура – это территория преимущественно больших и длинных денег. В связи с этим подготовка и согласование проектов ГЧП может длиться не один год. Некоторые инфраструктурные проекты находятся на согласовании государственных органов годами и из-за этого в ходе подготовки могут изменить свою юридическую конструкцию (например, с проекта ГЧП на госзаказ).
Таким образом, вектор развития ГЧП зависит от нескольких составляющих: наличия качественных институциональных механизмов, сильных стратегических инвесторов-предпринимателей и потенциала государственного сектора
В 2015 году был принят базовый закон в сфере государственно-частного партнерства – ФЗ №224 “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации.” Данный закон стал одним из инструментов антикризисной политики и его принятие было во много обусловлено сложившейся конъюнктурой на рынке государственно-частного партнерства.
Помимо самого закона, были приняты 13 подзаконных актов, которые регламентировали отдельные аспекты отбора, оценки и реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Одной из особенностей данного закона стало использование нового подхода к развитию проектов ГЧП и МЧП на территории. Закон закрепил, что один из региональных или муниципальных органов власти должен быть наделен полномочиями в сфере развития государственно-частного партнерства, в том числе полномочиями по оценке сравнительного преимущества проектов. На наш взгляд, данный подход направлен на формирование системы управления проектами государственно-частного партнерства и формирование необходимых компетенций публичного партнера.
За рубежом особенности понимания сущности ГЧП заключаются в том, что оно:
1) обладает долгосрочным характером;
2) обладает местом распределения рисков и ответственности;
3) направляется на развитие инфраструктуры;
4) направляется на предоставление в публичных интересах результатов.
В России особенности ГЧП заключается в том, что оно:
1) обладает правовым характером;
2) направляется на достижение государственных социально-экономических целей;
3) способно осуществляться также за счет средств государства.
Киреева А.П. отмечает, что «В соответствии с Федеральным законом 13.07.2015г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципально-частное партнерство, государственно-частное партнерство представляют собой оформленное юридически на установленный срок и базирующееся на распределении рисков, объединении ресурсов сотрудничество публичного, с одной стороны, и частного, с другой стороны, «партнеров, осуществляемое на основе соглашения о ГЧП, соглашения о муниципально-частном партнерстве, которые были заключены на основании указанного Федерального закона с целью привлечения частных инвестиций в экономику, обеспечения органами государственного и муниципального управления доступности услуг, работ, товаров и роста их качества» [12, c78].
Большинство подходов в отечественной и зарубежной литературе к понятию ГЧП позволяет сделать вывод о том, что отсутствие в международных документах единого шаблона данного понятия – это одна из основных причин неопределенности содержания рассматриваемого понятия. Одной группой ученых термин трактуется более широко, определяя его как комплекс форм сотрудничества и отношений бизнеса и государства. Другой группой указывается, что ГЧП реализуется строго в рамках правового поля.
Основные задачи департамента относительно ГЧП это:
- осуществление разработки развития ГЧП, расширение и увеличение количества механизмов партнерства;
- формирование нормативно-правовой базы для успешной работы партнерства;
- мониторинг, отбор и подготовка проектов партнерства;
- формирование заключения относительно соответствия проектов ГЧП целям экономического и социального развития государства.
К основным формам ГЧП можно отнести любые взаимовыгодные формы взаимодействия бизнеса и государства. К ним относят:
- Государственный контракт, представляющий собой договор поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ с целью обеспечения предусмотренных в расходах бюджета государственных нужд.
Данная форма ГЧП заключается бюджетным учреждением или государственным органом, обладающим статусом государственного заказчика, с юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, по результатам размещения государственного заказа. Как полагает Морковкин Д.Е., «В государственном контракте содержатся условия о стоимости и объеме работ, способе обеспечения исполнения обязательств, размере, порядке и сроках финансирования» [23, c.27].
- Арендные отношения. Аренда представляет собой форму имущественного договора, в соответствии с которой собственность передаётся во временное пользование и владение (либо лишь во временное пользование)
за арендную плату арендатору.
- Финансовая аренда (лизинг):
«Лизинг представляет собой вид финансовых услуг, форму кредитования при покупке основных фондов организациями либо физическими лицами крайне дорогих товаров»[22, c.240].
- Государственно-частные предприятия.
В узкой (экономической) трактовке к числу базовых признаков государственно-частных партнёрств можно отнести следующие:
стороны ГЧП – это частный бизнес и государство;
взаимодействие сторон закреплено юридической, официальной основой;
взаимодействие сторон обладает равноправным характером;