Курсовая работа|Гражданское право

Курсовая Риски в проектах, основанных на принципах ГЧП

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 30

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические аспекты управление рисками в проектах, основанных на принципах ГЧП.

1.1.Нормативно-правовое регулирование ГЧП в РФ

1.2. Основные риски в проектах, основанных на принципах ГЧП

2. Управление рисками в проектах ГЧП в России и за рубежом

2.1. Особенности регулирования ГЧП за рубежом

2.2. Управление рисками в проектах, основанных на ГЧП в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма сотрудничества государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания инфраструктуры или оказания услуг населению.

ГЧП — эффективный инструмент для создания и обновления инфраструктуры, отсутствие и неудовлетворительное состояние которой влияет на уровень жизни граждан и препятствует успешному экономическому развитию.

Особенностью партнерства бизнеса и государства является распределение между ними не только выгод, но и рисков проекта. Распределение рисков необходимо в силу того, что полное их переложение на одну из сторон, так или иначе формирует угрозы в отношении проекта.

Для современного бизнеса основными факторами привлекательности для принятия участия в ГЧП-проектах являются возможности обеспечить возврат вложенных ими инвестиций и приобрести компетенцию в сфере реализации ГЧП-проектов.

Получение опыта осуществления ГЧП-проектов и цель обеспечить себе устойчивые позиции на развивающемся рынке ГЧП – это важный стимул для участия частных инвесторов в проектах ГЧП. Степень выгоды, получаемой инвесторами, зависит от самого проекта, а также от схемы его осуществления и условий, прописанных в контракте. Для бизнеса наиболее актуальным направлением принятия участия в проектах ГЧП служит инвестирование в развитие инфраструктуры региона. В рамках использования механизмов ГЧП достигается высокая рентабельность инфраструктурных проектов не только для публичной, но и для частной стороны.

В настоящее время наблюдается поступательное развитие сферы ГЧП по ключевым направлениям: законодательное регулирование, институциональная среда и непосредственная подготовка и реализация проектов.

Опыт привлечения к участию в проектах частного сектора обладает весьма давней историей. В России фундаментальные исследования по истории развития ГЧП представлены трудами таких ученых, как В. Е. Сазонов, А. В. Белицкая, Н. В. Курысь, С. Г. Тищенко, В. Г. Варнавский и другие.

Цель курсовой работы: рассмотрение основных рисков и особенности управление ими в проектах, основанных на принципах ГЧП.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические аспекты управление рисками в проектах, основанных на принципах ГЧП.

 

1. Теоретические аспекты управление рисками в проектах, основанных на принципах ГЧП.

1.1.Нормативно-правовое регулирование  ГЧП в РФ

Преимуществами государственно-частного партнерства является то, что результаты сотрудничества государства и бизнеса может увидеть и ощутить на себе каждый. Мы ежедневно пользуемся услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования и других областях.

Качество инфраструктуры так или иначе влияет на нашу жизнь, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов – залог успешного развития страны. Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться компетенцией и опытом частной стороны.

Проекты, основанные на принципах ГЧП, предполагают эксплуатацию инвестором инфраструктурного объекта и оказание им соответствующих услуг населению с применением современных методов и технологий, что зачастую менее эффективно в случае выполнения этих задач самим государством.

Дмитриева Е.О.  полагает, что «При нехватке бюджетных средств государство получает готовый для использования объект в кратчайшие сроки. Более того, отсутствует необходимость в проведении отдельных тендерных процедур для каждого этапа проекта: проектирования, строительства, эксплуатации. Вместо этого отбор частного партнёра или концессионера производится один раз на весь срок проекта» [7, c.98].

Минусов у ГЧП практически нет, можно отметить лишь один нюанс: инфраструктура – это территория преимущественно больших и длинных денег. В связи с этим подготовка и согласование проектов ГЧП может длиться не один год. Некоторые инфраструктурные проекты находятся на согласовании государственных органов годами и из-за этого в ходе подготовки могут изменить свою юридическую конструкцию (например, с проекта ГЧП на госзаказ).

Таким образом, вектор развития ГЧП зависит от нескольких составляющих: наличия качественных институциональных механизмов, сильных стратегических инвесторов-предпринимателей и потенциала государственного сектора

В 2015 году был принят базовый закон в сфере государственно-частного партнерства – ФЗ №224 “О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации.” Данный закон стал одним из инструментов антикризисной политики и его принятие было во много обусловлено сложившейся конъюнктурой на рынке государственно-частного партнерства.

Помимо самого закона, были приняты 13 подзаконных актов, которые регламентировали отдельные аспекты отбора, оценки и реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Одной из особенностей данного закона стало использование нового подхода к развитию проектов ГЧП и МЧП на территории. Закон закрепил, что один из региональных или муниципальных органов власти должен быть наделен полномочиями в сфере развития государственно-частного партнерства, в том числе полномочиями по оценке сравнительного преимущества проектов. На наш взгляд, данный подход направлен на формирование системы управления проектами государственно-частного партнерства и формирование необходимых компетенций публичного партнера.

За рубежом особенности понимания сущности ГЧП заключаются в том, что оно:

1) обладает долгосрочным характером;

2) обладает местом распределения рисков и ответственности;

3) направляется на развитие инфраструктуры;

4) направляется на предоставление в публичных интересах результатов.

В России особенности ГЧП заключается в том, что оно:

1) обладает правовым характером;

2) направляется на достижение государственных социально-экономических целей;

3) способно осуществляться также за счет средств государства.

Киреева А.П. отмечает, что «В соответствии с Федеральным законом 13.07.2015г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципально-частное партнерство, государственно-частное партнерство представляют собой оформленное юридически на установленный срок и базирующееся на распределении рисков, объединении ресурсов сотрудничество публичного, с одной стороны, и частного, с другой стороны, «партнеров, осуществляемое на основе соглашения о ГЧП, соглашения о муниципально-частном партнерстве, которые были заключены на основании указанного Федерального закона с целью привлечения частных инвестиций в экономику, обеспечения органами государственного и муниципального управления доступности услуг, работ, товаров и роста их качества» [12, c78].

Большинство подходов в отечественной и зарубежной литературе к понятию ГЧП позволяет сделать вывод о том, что отсутствие в международных документах единого шаблона данного понятия – это одна из основных причин неопределенности содержания рассматриваемого понятия. Одной группой ученых термин трактуется более широко, определяя его как комплекс форм сотрудничества и отношений бизнеса и государства. Другой группой указывается, что ГЧП реализуется строго в рамках правового поля.

Основные задачи департамента относительно ГЧП это:

- осуществление разработки развития ГЧП, расширение и увеличение количества механизмов партнерства;

- формирование нормативно-правовой базы для успешной работы партнерства;

- мониторинг, отбор и подготовка проектов партнерства;

- формирование заключения относительно соответствия проектов ГЧП целям экономического и социального развития государства.

К основным формам ГЧП можно отнести любые взаимовыгодные формы взаимодействия бизнеса и государства. К ним относят:

  1. Государственный контракт, представляющий собой договор поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ с целью обеспечения предусмотренных в расходах бюджета государственных нужд.

Данная форма ГЧП заключается бюджетным учреждением или государственным органом, обладающим статусом государственного заказчика, с юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, по результатам размещения государственного заказа. Как полагает Морковкин Д.Е.,   «В государственном  контракте содержатся условия о стоимости и объеме работ, способе обеспечения исполнения обязательств, размере, порядке и сроках финансирования» [23, c.27].

  1. Арендные отношения. Аренда представляет собой форму имущественного договора, в соответствии с которой собственность передаётся во временное пользование и владение (либо лишь во временное пользование)

за арендную плату арендатору.

  1. Финансовая аренда (лизинг):

«Лизинг представляет собой вид финансовых услуг, форму кредитования при покупке основных фондов организациями либо физическими лицами крайне дорогих товаров»[22, c.240].

  1. Государственно-частные предприятия.

В узкой (экономической) трактовке к числу базовых признаков государственно-частных партнёрств можно отнести следующие:

стороны ГЧП – это частный бизнес и государство;

взаимодействие сторон закреплено юридической, официальной  основой;

взаимодействие сторон обладает равноправным характером;

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: КонсультантПлюс
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 N51-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС КонсультантПлюс
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 N146-ФЗ, Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N117-Ф [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС КонсультантПлюс
  4. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)
  5. Бабич Л.В., Леонидова Г.В. Частно-государственное партнерство в образовании: модель управления человеческим капиталом // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. №1. - С. 39-50
  6. Белицкая А. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. – М.: Статут, 2018. – 192 с.
  7. Дмитриева Е.О. Центры развития государственно-частного партнерства: анализ международной практики создания и развития // Интернет-журнал Науковедение. 2019. №6 (37). - С. 1-11
  8. Ершова И.Г. Организационно-экономические механизмы государственно-частного партнерства в образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. №1-1 (144). - С. 52-59
  9. Зацаринный А.А., Шабанов А.П. Системные аспекты технологии управления научными и образовательными сервисами // Открытое образование. - 2017. - №2. - С. 88-96
  10. Казаренко К.О. Экономическое и юридическое сопровождение региональных проектов государственно-частного партнерства / К.О. Казаренко // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2019. - No3-1(67). – С. 95-98.
  11. Калинин Н.В. Теоретическая ретроспектива эффективной стратегии сотрудничества государства и бизнеса / Н.В. Калинин, Т.В. Медведева // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – Т. 5. – С. 114-120.
  12. Киреева А.П. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций. – М.: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2019. – 516 с.
  13. Клочко Е.Н., Межлумова В.Р. Раскрытие принципов оптимизации взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг РФ // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 5: Экономика. - 2018. - №1 (155). - С. 189-195
  14. Корнилов М.Я. Государственно-частное партнерство и обеспечение экономической безопасности российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018. №1. - С. 29-35
  15. Кочеткова С.А. Государственно-частное партнёрство. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 174 с.
  16. Кривопалова А.А. Государственно-частное партнерство // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2018. - №2. - С. 104-108
  17. Кузнецов А.А. Модельное обеспечение независимого и сравнительного анализа государственно-частного партнерства и государственного заказа // Вестник МГСУ. 2019. №10 (109). - С. 1180-1190
  18. Лучшие практики реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере. – М.: Агентство стратегических инициатив, Центр развития ГЧП, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/9deeddee-8aa7-4647-8610-d8a775e578f0/modelniy_zakon.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=9deeddee-8aa7-4647-8610-d8a775e578f0 (дата обращения - 15.01.2021)
  19. Мамаева Ю.С. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и возможности его использования в России / Ю.С.Мамаева, Л.А. Иванченко // Актуальные проблемы образования. – 2015. - No11. – Т.2. – С. 582-584.
  20. Мамонова Ю.А. Система открытого образования: создание и функционирование // Образование и наука. - 2014. - №8 (117). - С. 81-91
  21. Мантуленко А.В. Государственно-частное партнерство в производственной сфере // Вестник СамГУ. 2017. №8 (119). - С. 184-190
  22. Марзлов И.Ю. К вопросу о роли государственно-частного партнерства в развитии регионов России / И.Ю.Мерзлов // ВУЗ.XXI век. – 2018. - No1(47). – С. 239-251.
  23. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия Экономика. Управление. Право. 2020. №1. - С. 27-35
  24. Морозова И.А., Волков С.К., Мысин М.Н. Развитие инфраструктуры сферы образования и возможности применения инструментов государственно-частного партнерства // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2017. №15-1 (186). - С. 48-57
  25. Мочальников В., Анохина М. Теория и практика государственно-частного партнерства. – М.: Экономика, 2018. – 608 с.
  26. Новоселова М.А. Механизмы государственно-частного партнерства на региональном уровне / М.А. Новоселова, А.А. Фирсова // Известия Саратовского университета. – 2016. – Т. 13. №3-2. – С. 439-444.
  27. Осипов Е. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. – М.: МГУ, 2018. – 208 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Гражданское право
2015 год 35 стр.
Курсовая Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений
asyamolova
Курсовая работа Гражданское право
2014 год 40 стр.
Курсовая Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 42 стр.
Курсовая Договор участия в долевом строительстве
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 32 стр.
Курсовая Договор хранения на товарном складе
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2011 год 38 стр.
Курсовая Договорное оказание рекламных услуг
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское