ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
1.1.Сущность и значения системы управления фискальными рисками
1.2.Организационные аспекты управления фискальными рисками
1.3. Правовые основы управления фискальными рисками
ГЛАВА 2.ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
2.1. Анализ факт оров и при чин во зникновения фискальных рис ков в России
Можно вы делить след ующие при чины во зникновения фискальных рис ков в России.
2.2. Применение сис темы управления рис ками в таможенных орган ах Российской Федерации
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНЫМИ РИСКАМИ И РАЗРАБОТКА МЕР ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ
3.1. Проблемы управления фискальными рис ками
3.2. Разработка мер по минимизации проблем управления фискальными рисками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для государства налоговый риск — снижение поступлений в бюджет. Его задача: легализовать незаконную оптимизацию. Для бизнеса увеличение налогов — финансовые потери. На корпоративный учет нужно смотреть глазами инспекторов: выявлять слабые места и анализировать потенциальные вопросы ФНС.
Налоговые риски — это возможные негативные последствия фискальных взаимоотношений с государством. Растет сумма платежей в бюджет, назначают штрафы, бизнес теряет прибыль, портит репутацию. Степень влияния может быть разной: от упущенной налоговой выгоды до уголовного преследования руководства.
Цель курсовой работы: рассмотреть систему управления фискальными рисками и принятия мер по их минимизации.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность и значения системы управления фискальными рисками;
- изучить организационные аспекты управления фискальными рисками;
- рассмотреть правовые основы управления фискальными рисками;
- провести анализ факторов и причин возникновения фискальных рисков в России;
- рассмотреть особенности применения системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации;
- определить основные проблемы управления фискальными рисками и разработать меры по их минимизации.
Объект исследования: система управления фискальными рисками.
Методы исследования: аналитический, сравнительный методы, анализ литературных источников.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИСКАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
1.1.Сущность и значения системы управления фискальными рисками
Фискальные риски хозяйствующих субъектов - это риски дополнительных материальных или иных издержек, возникающие в сфере взаимоотношений с фондами денежных средств государства и связанные исполнением обязанностей по формированию их доходов и расходованием.
«Фискальные риски хозяйствующих субъектов - возможность (угроза) финансовых и иных потерь, связанных с формированием и расходованием фондов денежных средств государства» [8, c.102].
Согласно ст. 41 БК РФ, доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.
В то же время распределение конкретных (собственных) налогов по уровням бюджетной системы закреплено в НК РФ:
- местные налоги;
- федеральные налоги и сборы;
- региональные налоги.
В данном случае необходимо отметить, что в состав налоговых доходов также включаются пени и штрафы за нарушение налогового законодательства.
«Если говорить о неналоговых доходах бюджетов, то в качестве основных можно выделить доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности; таможенные пошлины (для федерального уровня); часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и др.» [6, c.92].
К безвозмездным поступлениям относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.
Таким образом, формирование доходов бюджетов различных уровней регламентируется прежде всего бюджетным и налоговым законодательством.
В своей бюджетно-налоговой деятельности государство первостепенное внимание уделяет сбору налогов. Это объясняется тем обстоятельством, что в структуре доходов преобладают налоговые платежи.
«Фискальные риски возникают в бюджетно-налоговой сфере и связаны как с бюджетами, так и с внебюджетными фондами. Поэтому для государства основными фискальными рисками, связанными с бюджетом, будут являться риски снижения налоговых поступлений и снижения неналоговых доходов в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы» [6, c.88]. И в этой связи часть фискальных рисков, связанных с формированием бюджетов различных уровней бюджетной системы, можно именовать налоговыми.
Большинство показателей и критериев экономической безопасности в существенной мере касаются состояния государственного бюджета, формируемого на основе налоговых поступлений. Это связано с той огромной ролью налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней.
Налоговый механизм является средством обеспечения экономической безопасности и одновременно источником возникновения угроз и рисков для государства и хозяйствующих субъектов. Так, неэффективная налоговая политика ослабляет финансовую устойчивость экономики, разобщает регионы, противопоставляет государство и предпринимательство, становится поводом к недобросовестной конкуренции, снижает конкурентоспособность хозяйствующих субъектов. Результатом этого может стать подрыв доходной базы бюджета как института финансового обеспечения функций государства, включая обеспечение его безопасности и обороны, защиты прав граждан, борьбы с преступлениями, развития экономики в целом. Таким образом, в самом широком смысле налоговые риски государства связаны с риском снижения налоговых доходов в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы.
«Самым популярным для классификации фискальных рисков является матрица финансовых рисков, разработанная Ханной Полячковой-Брикси, подготовленная для некоторых стран, включая страны Южной Африки, Венгрию и Болгарию для идентификации рисков, а также корректировки политического курса» [2, c.136].
В некоторых случаях заполнение матрицы привело к пониманию некоторых значительных рисков, которые ранее не были известны. В данном случае речь идет о фискальном риске, связанным с государственным долгом. Ниже приведенная таблица показывает, что непредвиденный долг может быть как явным (признанным законом или договорами), так и скрытым, т. е. базирующимся на представлениях о роли и функциях правительства.
Таблица 1
Классификация государственных долговых обязательств
Долги
|
Прямые — требования, базирующиеся на текущих событиях или продолжении текущей политики
|
Непредвиденные (условные) — требования, зависящие от будущих событий
|
Явный — правительственные обязательства, признанные согласно закону или договору
|
— иностранные и внутренние суверенные заимствования; — обязательства по выплатам служащим — гарантии по не суверенным заимствованиям; — страховые программы (по банковским депозитам, в связи с наводнениями, военными рисками и т. д.)
|
— гарантии по не суверенным заимствованиям; — страховые программы (по банковским депозитам, в связи с наводнениями, военными рисками и т. д.)
|
Скрытый — ожидания возможных расходов, проистекающих от потенциальных «моральных» или «социальных» требований, основанных на текущей политике и/или общественном восприятии о роли правительства
|
— будущая текущая стоимость проектов государственных капиталовложений; — будущие государственные пенсии (в противоположность пенсиям по государственной службе), если они не требуются законом; — будущие расходы по здравоохранению, если они не требуются законом
|
— дефолт субнационального правительства или общественного или частного юридического лица по негарантированному долгу; — расчистка долгов приватизированных отраслей промышленности; — банкротство банков (за исключением расходов, обеспеченных страховой программой); — инвестиционные потери негарантированных средств пенсионного фонда, фонда занятости, фонда социального страхования; — дефолт центрального банка по его обязательствам (валютные контракты, стабильность платежного баланса и т. д.)
|
Оценка и обеспечение информацией о непредвиденных обязательствах и финансовых рисках могут играть важную роль в выработке политического курса, повышении осведомленности участников рынка и общественности. Эта деятельность также может способствовать снижению расходов, связанных с этими рисками, или полному их предотвращению и лучшему пониманию долгосрочного финансового положения страны в целом.
Итак, «фискальный риск — это форма финансового риска, в большинстве случаев используемого правительством во время оценки бюджетной политики. Однако фискальный риск в некоторых случаях воспринимается как концепция, связанная с долговой устойчивостью» [9, c.113].
Двадцать пять лет назад начался отсчет становления и развития новой налоговой системы России. В 1991 году вновь созданная налоговая инспекция воспринималась бывшими кооператорами, в одночасье ставшими бизнесменами, не как источник многочисленных угроз, а как почти факультативное веление времени.
Предписания государства платить несущественные по тем временам налоги воспринимались вполне естественно. Отрезвление произошло достаточно быстро, налоговые риски вошли в состав основных угроз предпринимательской деятельности, и с тех пор эволюционируют, непрерывно совершенствуясь.