Введение
Глава 1. Общая характеристика государственной регистрации юридического лица
1.1. Понятие государственной регистрации юридического лица
1.2. Правовое регулирование государственной регистрации юридического лица
Глава 2. Организация государственной регистрация юридического лица
2.1 Порядок государственной регистрации юридического лица
2.2 Отказ в государственной регистрации юридического лица
Заключение
Список литературы
Актуальность темы работы заключается в том, что демократические преобразования, начатые в нашей стране на рубеже XX - XXI столетий, затронули все сферы экономической и политической жизни общества. Практическое воплощение принципа свободы предпринимательства в сочетании с принципом его государственного регулирования на путях интеграции в международное сообщество возымело своим результатом признание России страной с рыночной экономикой и благоприятным инвестиционным климатом. Возрос авторитет Российского государства на международной арене, упрочился его статус как полноправного партнера в отношениях с промышленно развитыми странами. Конституция 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1). Реформы, направленные на становление важнейших институтов правового государства, коснулись всех отраслей отечественного права. Поистине революционные перемены, связанные с укреплением отношений собственности, развитием договорного права, защитой исключительных и личных неимущественных прав, других институтов, произошли в области цивилистики.
В изменившихся социально-экономических условиях существенной трансформации подвергся институт юридического лица. Общественные отношения, возникающие в процессе создания и деятельности юридических лиц, в том числе корпоративные правоотношения, которые складываются между юридическим лицом, его учредителями (участниками) и субъектами, осуществляющими функции его органов, все более усложняются, появляются новые виды договоров, формируются принципы корпоративного поведения и вырабатываются критерии взаимной гражданско-правовой ответственности участников этих отношений. Категория юридического лица стремительно развивается под влиянием достижений европейского континентального и англо-американского корпоративного права. В российском правопорядке построена новая система юридических лиц, которая продолжает стремительно эволюционировать. Кардинальные изменения претерпели основополагающие принципы регулирования правового механизма создания и функционирования юридических лиц. В связи с этим теоретические подходы, сложившиеся в прежней системе к объяснению сущности юридического лица, требуют глубокого переосмысления. Существует необходимость исследования особенностей государственной регистрации юридических лиц на современном этапе.
Целью выполнения курсовой работы является правовой анализ государственной регистрации юридических лиц.
Для изучения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть становление института государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации: исторические аспекты развития законодательства;
- изучить основы правового регулирования государственной регистрации юридических лиц;
- раскрыть порядок государственной регистрации юридических лиц;
- проанализировать отказ в государственной регистрации юридического лица.
Предмет курсовой работы - правовые нормы, регулирующие основы и порядок государственной регистрации юридического лица.
Объект курсовой работы – правоотношения, возникающие при государственной регистрации юридического лица.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
При выполнении работы использовались нормативно – правовые акты, учебные и методические пособия, материалы периодических изданий по указанной тематике.
Глава 1. Общая характеристика государственной регистрации юридического лица
1.1. Понятие государственной регистрации юридического лица
Одной из основных предпосылок осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации. Универсальный (всеобщий) характер такой легитимации имеет государственная регистрация юридических лиц. Ведь в соответствии с п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В связи с этим Долинская В.В. утверждает, что с помощью регистрации государство не только контролирует создание юридического лица, но и признает за ним факт правосубъектности. Ткачев В.Н. соглашается с этим утверждением, подчеркивая, что государственная регистрация - неизбежное условие возникновения юридического лица, вне зависимости от целей его создания, организационно-правовой формы и иных отличительных особенностей. По мнению Зыковой И.В., государственная регистрация является инструментом легализации юридического лица, правоустанавливающим фактом и способом регулирования государством порядка возникновения юридических лиц.
Институт легитимации юридических лиц является сегодня чрезвычайно важным институтом правовой системы любого государства. Создание, реорганизация, ликвидация, иное изменение статуса юридического лица имеют значение не только для учредителей этой организации, но во многом значимы и для иных субъектов: контрагентов, иных заинтересованных лиц, общества и государства в целом, - это во многом предопределяет вмешательство в эти процедуры государства путем применения института государственной регистрации.
Ожегов С.И. в толковом словаре под словом «регистрировать» понимает следующее: «записывать, отмечать с целью учета, систематизации, придания законной силы чему-нибудь». В государственно-правовой науке понятие регистрации имеет значение, которое выражается в двух аспектах: во-первых, как внесение в список, книгу, составление перечня, описи и, во-вторых, запись фактов или явлений с целью учета, придания факта законности.
Исходя из формулировки понятия государственной регистрации юридических лиц, Козлова Н. формулирует следующие его общие признаки:
- Под регистрацией понимается, во-первых, внесение каких-либо данных в реестр с целью их фиксации и учета и, во-вторых, придание какому-либо факту статуса законности.
- Слово «государственная» подчеркивает, что эту деятельность может осуществлять только государство. Создание частных (или муниципальных) организаций, которые занимались бы узаконением юридических лиц, не допускается.
- Процедуре государственной регистрации можно подвергнуть лишь юридическое лицо, т.е. согласно ст. 48 ГК РФ, организацию, «которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Таким образом, сущность государственной регистрации заключается, во-первых, в придании субъекту права, который обладает признаками, определенными нормами права, законного статуса юридического лица - в его легитимации, т.е. регистрация является правоустанавливающим фактом, а во-вторых, во внесении записи о такой легитимации в специальный документ (государственный реестр) с целью учета и доступности сведений о зарегистрированных юридических лицах.
Что касается целей государственной регистрации, то Гусева Т.А. утверждает, что исходя из назначения этого правового института, единой целью государственной регистрации юридических лиц является обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства в сфере корпоративных отношений. Закупень Т.В. раскрывает цели государственной регистрации юридических лиц более расширительно, выделяя осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности юридических лиц (например, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности), проведение налогообложения, получение сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики. Зыкова И.В., исходя из анализа действующих нормативных актов, в качестве одной из основных целей государственной регистрации выделяет особо предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.
В зависимости от способов осуществления регистрационных процедур, от объема полномочий должностных лиц органов, принимающих решение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, выделяют различные формы государственной регистрации юридических лиц. Форма государственной регистрации - правовая категория, позволяющая выявить концептуальный алгоритм процессуальных действий органов, принимающих решение о регистрации юридических лиц, в ходе принятия ими такого решения. В теории и практике известно несколько форм государственной регистрации юридических лиц:
1) разрешительная форма - государственная регистрация основывается на необходимости получения согласия (разрешения) органа публичной власти, который либо разрешает такую регистрацию, либо ее запрещает. Такая форма распространена в тоталитарных государствах, где практически все общественные отношения подчинены правилам, закрепленным в правовых нормах, и где органами государства осуществляется «тотальный» контроль над всеми сферами жизнедеятельности граждан.
Особенность такой формы проявляется в широких полномочиях государственных органов в регистрационной сфере и, прежде всего, в их праве определять количество субъектов корпоративной деятельности, которых достаточно для эффективного, по их мнению, экономического оборота и социального развития. Это определение сводится, проще говоря, к делению всех юридических лиц на «нужных» и «ненужных» и строится на принципах «государственной» целесообразности.
В настоящее время такая форма государственной регистрации используется в качестве предусмотренного законом исключения. В таком порядке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании, а также юридические лица, могущие занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг. Очевидна поэтому невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике (что подтверждает и зарубежный опыт).