Актуальность тем ы ис следования. Среди важн ых факт оров ста новления рын очных от ношений в России знач ительное место за нимает при влечение ино странного капитал а. В сил у целого ряда об стоятельств ис торического, эконом ического и по литического характер а стра на бы ла по лностью от делена от по токов движения капитал а. Существовало сугубо не гативное от ношение к ино странному капитал у.
Для России, кот орая встала на путь инт еграции в миро вое хозяйств о и пер ехода к от крытой эконом ике, очень нужно уча стие в про цессах пер емещения капитал а. Данный про цесс влечет сложные по литические, эконом ические, институциональные ре формы, и встр ечает на со бственном пути бол ьшие пре пятствия и осуществляется со знач ительными про блемами.
Инвестиции способ ствуют эконом ическому рос ту, об еспечивают благоприятный финансов ый климат стра ны, являются до полнительным ис точником капитал овложений в на циональное про изводство товар ов, раб от и усл уг. Подъему эконом ики в знач ительной степени способ ствует эффективная инвестиционная де ятельность, кот орая слу жит важн ым рычагом по дъема эконом ики и способ ствует при влечению ино странных инвестиций. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в России является во просом госуд арственной важн ости, от ре ализации кот орого за висят со циально-экономическая динамика, эффективно сть уча стия в между народных эконом ических про цессах, по вышение инновационного по тенциала стра ны и во зможности модернизации на это й осн ове на циональной эконом ики.
Обращение к ино странным ис точникам капитал а для России во многом связано с не обходимостью ре шения как стра тегических, так и текущих за дач. Поэтому так важн о ис следовать во просы, касающиеся прав ового по ложения ино странных пре дпринимателей и пре дприятий с уча стием ино странного капитал а. Следовательно, тем а курсовой раб оты является акт уальной.
Все вы шесказанное пре дполагает по становку цели на стоящего ис следования, кот орая со стоит в из учении особ енностей прав ового ста туса ино странных пре дпринимателей и пре дприятий с уча стием ино странного капитал а.
Для до стижения по ставленной цели не обходимо ре шить след ующие осн овные за дачи:
- рассмотреть по нятие и прав овое по ложение ино странных пре дпринимателей в РФ;
- проанализировать по нятие и прав овое по ложение пре дприятий с уча стием ино странного капитал а в РФ;
- охарактеризовать про блемы прав ового ре гулирования де ятельности ино странных пре дпринимателей-физических лиц с уча стием ино странного капитал а;
- исследовать про блемы прав ового ре гулирования де ятельности пре дприятий с уча стием ино странного капитал а.
Объектом ис следования являются об щественные от ношения, касающиеся прав ового по ложения ино странных пре дпринимателей и пре дприятий с уча стием ино странного капитал а.
Предметом ис следования являются норм ативно-правовые акт ы, ре гламентирующие указанные об щественные от ношения.
Методологическую осн ову ис следования со ставляют об щенаучный мет од по знания, базирующийся на сис темном из учении об ъекта ис следования в со четании с час тнонаучными мет одами, ис пользованием за конов форм альной логики, мет одов ис торического, до ктринального и сравнительного ис следования, на учного анал иза и синтеза теоретических концепций и прак тики прав оприменения.
Структура ис следования определен а целью и осн овными за дачами ис следования и со стоит из введ ения, двух глав, включающих в себя по два параграфа кажд ая, за ключения, списка литературы.
Глава 1. Особенности ста туса ино странных пре дпринимателейи пре дприятий с уча стием ино странного капитал а
1.1. Понятие и прав овое по ложение ино странных пре дпринимателей в РФ
Федеральный за кон от 31.05.2018 № 122-ФЗ уточняет по нятие «иностранный инвестор»[1], кот орое со держится в ст. 2 Федерального за кона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об ино странных инвестициях в Российской Федерации»[2]. При анал изе по нятия «иностранный инвестор» важн о об ратить вним ание на то, что ре дакция Федерального за кона № 122-ФЗ ис ключает из дан ного по нятия ино странных юрид ических лиц и ино странные орган изации, не являющиеся юрид ическим лиц ом, кот орые на ходятся по д контролем граждан ина РФ и (или) рос сийского юрид ического лиц а. Кроме того, к ино странным инвесторам не могут от носиться ино странные граждан е, им еющие так же граждан ство РФ.
Стоит от метить, что определен ие ино странного инвестора в федерал ьном за коне «Об ино странных инвестициях в РФ» за крепляется с по мощью про стого пер ечисления, а для определен ия личного ста туса ино странного инвестора при меняется категория граждан ской прав оспособности, кот орая устанавливается в со ответствии за коном того госуд арства, в кот ором за регистрировано юрид ическое лиц о, а так же ино странные орган изации, не об ладающие ста тусом юрид ического лиц а, а так же в кот ором про живают ино странные граждан е и лиц а без граждан ства.
Очевидно, что при определен ии по нятия «иностранный инвестор» за конодатель об ращался к коллизионным критериям, кот орые ис пользуются в между народном час тном прав е. Коллизионные норм ы, за крепленные в ста тьях 1195 и 1202 ГК РФ[3], в дан ном слу чае определяют личный за кон физических и юрид ических лиц и от личаются им перативным характер ом, т. е. сто роны прав оотношения по со глашению между со бой не вправе его из менить.
Данная по зиция за конодателя в юрид ической литературе критикуется. Так, по мне нию Н. Г. Дорониной и Н. Г. Семилютиной, при ре гулировании инвестиционных от ношений с уча стием ино странного элемент а не целесообразно вы яснять, в со ответствии с каким за коном бы л учрежден тот или ино й ино странный инвестор. В так ом слу чае на иболее важен во прос от несения это го субъекта к по нятию «иностранный инвестор»[4].
Также от метим, что в инвестиционных до говорах, сто роной кот орых является Российская Федерация, об ычно пре дусмотрено, что по д инвестором по нимаются след ующие лиц а: – физическое лиц о, им еющее граждан ство до говаривающейся сто роны; – корпорация, комп ания, фирма, орган изация, ассоциация и др., учрежден ная в со ответствии с при менимым на территории до говаривающейся сто роны за конодательством, при усл овии, что она прав омочна в сил у за конодательства сво ей до говаривающейся сто роны осуществлять капитал овложения на территории друг ой до говаривающейся сто роны[5].
На на ш взгляд так ая не однозначность в определен ии по нятия «иностранный инвестор» не допустима и требует устр анения на за конодательном уровне путем унификации дан ного определен ия в со ответствующих норм ативных акт ах.
Рассмотрим прав овое по ложение ино странных пре дпринимателей в Российской Федерации.
Инвестиционная де ятельность пре дставляет со бой вложение инвестиций, то есть все х вид ов им ущественных и инт еллектуальных цен ностей, в об ъекты пре дпринимательской и друг ой де ятельности в целях по лучения при были (дохода). Согласно со ст. 4 Федерального за кона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной де ятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форм е капитал ьных вложений» субъектами инвестиционной де ятельности – инвесторами могут вы ступать как рос сийские, так и ино странные юрид ические лиц а.
Иностранные инвестиции в Россию могут осуществляться след ующими способ ами: с по мощью до левого уча стия в пре дприятиях, со здаваемых вместе с рос сийскими граждан ами и юрид ическими лиц ами, с по мощью со здания по лностью при надлежащих ино странным инвесторам комп аний, филиалов и пре дставительств ино странных юрид ических лиц , с по мощью при обретения комп аний, им ущественных комп лексов, зданий и со оружений, до лей уча стия в пре дприятиях, паев, акций, об лигаций и про чих цен ных бумаг, и друг ого им ущества, при надлежность кот орого ино странным инвесторам не за прещается рос сийским за конодательством, с по мощью при обретения прав по льзования землей и друг ими при родными ре сурсами, друг их им ущественных прав . Кроме вы шесказанного, ино странные инвестиции могут про изводиться и в ре зультате любой ино й де ятельности, не за прещенной рос сийскими за конами, к при меру, пре доставлением за ймов, кред итов, им ущества и им ущественных прав [6].
Правовые усл овия инвестиционной де ятельности как рос сийских, так и ино странных инвесторов определяются за конодательством Российской Федерации.
Зависимо от цели при влечения за рубежного капитал а в на циональную эконом ику при нимающее госуд арство устанавливает прав овой ре жим за рубежных инвестиций, определяя при все м это м по рядок и усл овия до пуска за рубежных капитал овложений в стра ну.
Вследствие об разовавшейся между народной прак тики за рубежным инвестициям мож ет бы ть пре доставлен один из след ующих прав овых ре жимов: на циональный ре жим либ о ре жим на иболее благоприятствуемой на ции.
Принцип на ционального ре жима в госуд арствах с рын очной эконом икой считается осн овополагающим по от ношению к за рубежным пре дпринимателям. Это так ой ре жим, при кот ором прав а ино странцев на территории при нимающего госуд арства определяются в осн овном местными (государственными) за конами, а не за конами стра ны про исхождения капитал а. При все м это м ре жим ино странных инвестиций не мож ет бы ть менее благоприятным, чем ре жим, пре доставляемый госуд арственным юрид ическим лиц ам (национальному капитал у).
Для определен ия прав ового ре жима, кот орый пре доставляется для ино странных инвестиций, из начально нужно вы яснить во прос про то, норм ами какой от расли за конодательства ре гулируются эти прав оотношения.
С одно й сто роны, традиционно по д ино странными инвестициями по нимаются цен ности, при надлежащие граждан ам и юрид ическим лиц ам одно й стра ны, на ходящиеся в ино й стра не. На дан ные цен ности рас пространяются прав а со бственности (иные вещные прав а) ино странных лиц [7].
С друг ой сто роны, ч. 1 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что граждан ское за конодательство определяет прав овое по ложение уча стников граждан ского об орота, осн ования во зникновения и по рядок осуществлен ия прав а со бственности и про чих вещных прав , ис ключительных прав на ре зультаты инт еллектуальной де ятельности (интеллектуальной со бственности), ре гулирует до говорные и друг ие об язательства, а так же иные им ущественные и связанные с ними со бственные не имущественные от ношения[8].
[1] Федеральный закон от 31.05.2018 N 122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения понятия «иностранный инвестор» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2018, N 23, ст. 3229.
[2] Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3493.
[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание Законодательства РФ. 2001, № 49, ст. 4552.
[4] Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Международное частное право и инвестиции: науч.-практ. исслед. - М.: Юрайт, 2021. – 423 с.
[5] Семочкина М. А. Инвестиционная деятельность с участием иностранных инвесторов в Российской Федерации (правовой аспект): Автореф. дисс. …канд. юр. наук. М., 2014. - 29 с.
[6] Дзедичек М.Г., Об иностранных инвестициях в Россию// Информационно-аналитический бюллетень «Бюро экономического анализа» 2018. № 2. С. 145-148.
[7] Бадулина Е. Участие иностранных инвесторов в российских хозяйственных обществах: особенности, правовые аспекты, гарантии, проблемы // Финансовая газета. 2018. № 15. С. 5 - 6.
[8] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301