Введение
1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования экологической культуры младших школьников
1.1. Теория экологического воспитания в начальной школе
1.2. Особенности проявления экологической культуры в начальной школе
2. Экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников
2.1. Критерии и уровни экологической культуры
2.2. Контрольный уровень экологической культуры младших школьников
2.3. Методы формирования экологической культуры младших школьников
Заключение
Список литературы
Цель экологического воспитания – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (педагогов, родителей), их воспитывающих.
Содержание экологического воспитания – новый взгляд на традиционное ознакомление детей с природой, новое миропонимание, построенное на усвоении Космического Закона, предназначенного для Земли: все живое на планете находится в неразрывной связи со средой своего обитания. Этот закон в равной степени относится к растениям, животным, людям, их сообществам. Закона не могут избежать ни отдельно взятый человек, ни человечество в целом. Следовательно, его надо знать, по нему надо жить – значит, воспитывать детей так, чтобы они прониклись его пониманием.
Показателями экологической воспитанности являются:
– ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту;
– понимание уникальности живого, сочувствие, сопереживание животным и растениям, находящимся рядом;
– практические умения гуманного с ними обращения;
– действенная готовность вместе с взрослым создавать и поддерживать хорошие условия для питомцев, проживающих под одной крышей с ребенком.
Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразие их проявления в каждом регионе планеты, настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека.
В связи с этим, экологическое образование, как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде, здоровью, становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. В этой системе особое место принадлежит начальной школе – важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.
Цель данной работы – изучить формирование основ экологической культуры учащихся начальной школы.
Объект исследования – экологическая культура школьников.
Предмет исследования – формирование основ экологической культуры учащихся начальной школы.
Задачи:
– проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания в начальной школе;
– выявить особенности проявления экологической воспитанности в начальной школе;
– провести экспериментальную работу по формированию экологической культуры.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, цитирование.
1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа. – 2003. – № 5. – С.64-75.
2. Дорошко О.М. Экологическая педагогика: Учебное пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 176 с.
3. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 198 с.
4. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. – М.: Эксмо, 1993. – 275 с.
5. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 98 с.
6. Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. – М.: Мысль, 1996. – С.1-12.
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей чебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
8. Ситаров В.А Элементы экологической педагогики // Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Академия, 2000. – С.5-36.
9. Турыгина С.В., Кашина Н.А. Экологический марафон. Игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 128 с.
10. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. // Начальная школа. – 1988. – №8. – C.40-46.
11. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников. // Начальная школа. – 1989. – №3. – C. 33-34.