Введение
Глава 1. Понятие и сущность государственного суверенитета: история и современные подходы
1.1 Понятие и признаки государственного суверенитета
1.2 Виды суверенитета
1.3 Государственный суверенитет в системе современного международного права
Глава 2. Вопросы государственного суверенитета Российской Федерации
2.1 Суверенитет государства и народа
2.2 Проблема ограничения государственного суверенитета
Заключение
Список использованных источников
В начале XXI века идея государственности, возможно, находится в условиях выбора нового этапа развития, и эпицентр этого выбора во многом формируется вокруг системного осмысления идеи суверенитета в контексте права. Эволюция суверенитета меняет картину современной государственности. Такие явления, как глобализация, экономическая и правовая интеграция, процессы суверенизации личности, новые элементы правового статуса человека создали ситуацию необходимости сохранения и развития принципа государственного суверенитета в условиях новых интегративных политических общностей, миграционных потоков и формирования системы глобальной безопасности. Без современной доктрины и практики суверенитета современное государство просто не сможет выжить, а на государстве лежит основная социальная ответственность. Государственный суверенитет имеет основополагающее значение для России. События рубежа веков показали, что этот вопрос далеко не только теоретический. По сути дела, весь период после крушения СССР Россия и бывшие республики через свои политические и экономические преобразования искали новую формулу своей политической идентичности, своей идеи государственности, национального суверенитета. Этот процесс носил всегда сложный, подчас драматический характер. Далеко не всегда удавалось решить проблему формирования нового суверенитета, находить формы новой демократической государственности, избегая при этом утраты государственной целостности, экономической самостоятельности, культурной преемственности, впадения в национализм. Далеко не все и не во всем смогли вписаться в систему современной государственности, не пожертвовав своими историческими традициями и правовой идентичностью. Цена такого способа государственного строительства оказалась очень высокой – без обретения полноценного государственного и правового суверенитета речь пошла практически о формировании дефектной экономики, ущербной социальной сфере, кризисе духа, в целом, состоянию квазигосударственности – очень опасной разновидности политического статуса, который ставит государство в условия неопределѐнности, где государства становятся игрушкой и разменной монетой в глобальной политической экспансии.
Итогом последних десятилетий политического развития стало большее понимание того, что в основе суверенитета находится система социально-культурной идентичности общества, его способность создавать адекватные и универсальные экономические, политические и юридические ценности.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей понятия и проблем государственного суверенитета.
Для достижения поставленной нами цели были поставлены следующие задачи: исследовать понятие и признаки суверенитета; выявить специфику проблем государственного суверенитета.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере особенностей развития суверенитета.
Предметом исследования являются, прежде всего, такие важнейшие аспекты суверенитета как теоретическое понятие, правовой принцип и реальная практика развития суверенитета.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и сущность государственного суверенитета: история и современные подходы
1.1 Понятие и признаки государственного суверенитета
В настоящее время понятие государственного суверенитета как одного из основных признаков государства находится в поле научного дискурса. Сформулированная известным французским политиком, философом и юристом Жаном Боденом в XVI в. идея государственного суверенитета как «абсолютной, неделимой, единой власти государства над подданными» выразила общественную мысль об утверждении национальной политической воли, так необходимой складывающимся в эпоху Возрождения независимым национальным государствам Европы. Итогом Реформации стало переосмысление самого понятия государства, по-новому интерпретированное итальянцем Н. Макиавелли. Это уже не полис или цивитас с их мечтами об общем благе. Вновь возникшие единые и централизованные государства должны были обеспечить мир и право на жизнь в условиях провозглашенного «осенью Средневековья» принципа веротерпимости.
Свобода вероисповедания стала гражданской свободой номер один, открыв знаменитый перечень основных прав и свобод человека и гражданина, ставшей визитной карточкой следующей эпохи. Именно разделение государства и гражданского общества вызовет, с одной стороны, потребность централизации государственной власти, а с другой, необходимость защиты прав и свобод независимого индивида, объединяющегося по различным интересам: религиозным, политическим, экономическим, социальным, культурным. Идея усиления роли светской власти в государствах Европы была обусловлена борьбой за ее независимость, прежде всего от папства, космополитического института того времени. В политическом сознании общества устойчивое положение приобретала вера в суверенное государство.
Реформация сделала невозможное: подчинила новую церковь светской власти. На уровне даже небольших государственных образований стало возможным выбирать и вводить в качестве официальной ту или иную религию. Обособление от Церкви, раскол самого церковного общества по принадлежности к той или иной конфессии потребовали и нового осмысления понятия государства. Государство, по Бодену, уже не тождественно обществу. Государственный суверенитет связывает не граждан друг с другом в государстве, а государство как систему органов управления во главе с сувереном с гражданами. Государственный суверенитет, как необходимый элемент государства, представленный через суверена, становится объединяющей силой в государстве. Подчиненная государственной власти религия отходит на второй план. Общество объединяется в государство через правителя. Соответственно, его власть «безусловна, неограничена ничем и никем, постоянна и непрерывна». Вестфальский мирный договор 1648 г., поставивший черту под Тридцатилетней войной в Европе, перенесшей доселе невиданные военные и мирные потери населения, стал первым этапом в закреплении нового статуса института государства. Вестфальская система предложила новую ключевую парадигму – национальный государственный суверенитет. Отказ от конфессионального фактора, определяющего сущность государства, стал главным принципом международного права Европы. Религия перестала быть объединяющим началом государства. Распад Священной Римской империи после 900-летнего ее существования как надгосударственной организации повлек появление на политической карте Европы около 300 новых независимых государств. Приоритет национальных интересов взамен религиозных сформировал новую форму политической организации общества, государство нового типа – государство-нацию. Религиозный плюрализм открыл дверь в «свободную Европу» во всех смыслах значения этого слова: политическом, экономическом, культурном. Именно тогда новая система международных отношений дала начало глобализации и интеграции культуры, покончив с изолированностью отдельных государств. Недопустимость возвышения какого-либо одного государства с целью обеспечения политического равновесия выдвинула на повестку дня принцип равенства прав государств. А это уже свидетельство признания за каждым из них государственного суверенитета, усиленного либеральной идеей народного суверенитета. Семилетняя война, а вслед за ней Великая французская революция, стали катализаторами этого процесса. Отныне время потребует от государства стать гарантом и защитником прав всех подданных, проживающих на его территории, независимо от религиозной и национальной принадлежности. Политическая легитимность становится важным элементом государственного суверенитета. Состояться она может при реализации принципа сословного равенства, который красной нитью пройдет далее сквозь буржуазные революции в Европе XVII–XIX вв. Декларации прав и свобод человека и гражданина станут первой законодательной базой правовых государств Европы. Переустройство мира на основе социалистической идеологии в ходе известных событий начала ХХ в. обнаружит приоритет идей социальной справедливости над юридическим мировоззрением, сформированным предшествующей эпохой. Закон не смог править миром. История в очередной раз показала свой смысл: отстаивание истины не знает пределов. Конструкция национального государственного суверенитета фактически заменится идеологическим братством народов. Новый миропорядок, установившийся после социалистических революций и двух мировых войн, охватил не только европейские страны. Принцип государственного суверенитета страны-участницы ООН будут трактовать с позиции идеологического противостояния и конфронтации стран – мировых лидеров.
О чрезвычайном положении: федер. конституц. закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. –2001. – № 23. – Ст. 2277.
О Государственном гербе Российской Федерации: федер. конституц. закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 52 (Часть 1). – Ст. 5021.
О Государственном гимне Российской Федерации: федер. конституц. закон от 25.12.2000 № 3-ФКЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. –2000. – № 52 (Часть 1). – Ст. 5022.
Бредихин А. Л. Исторические типы государственного суверенитета России / А. Л. Бредихин // История государства и права. –2016. –№ 19. –С. 41 – 44.
Бредихин А. Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Монография. М.: Инфра-М, 2012. – 128 c.
Вихров А.А. Понятие и сущность суверенитета // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2015. – № 3(27). – С. 14–24.
Горюнов В.В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии: афтореф. дис. …канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2007. – 25 с.
Грачев Н. И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства. Основные закономерности и тенденции развития: монография / Н. И. Грачев. Электрон, текстовые данные. Москва: Книгодел, Волгоградский институт экономики, социологии и права, 2009. [Электронный ресурс]: URL: http://www. iprbookshop.ra/3767.
Грачёв Н.И. Политическая глобализация и государственный суверенитет // Проблемы теории и истории государства и права. – 2012. – № 1(16). – С. 20–26.
Ерзин Р. М. О принципе сохранения государственного суверенитета при вступлении Российской Федерации в ЕАЭС/ Р.М. Ерзин // Юридические исследования – 2017. –№ 12. – С. 77–89.
Ефремов А. А. Проблемы реализации государственного суверенитета в информационной сфере // Вестник УрФО. – 2016. – № 2 (20). – С. 54 – 63.
Карнаушенко Л.В. Проблемы обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях трансформирующегося общества начала XXI века // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2015. – № 3(29). – С. 10 – 12.
Комментарий к Конституции Российской Федерации / С. А. Комаров [и др.]; под редакцией С. А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 333 с.
Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 536 с.
Красинский В. В. Теоретическое обоснование ограничения государственного суверенитета и его реализация в современной практике межгосударственных отношений / В. В. Красинский // История государства и права. – 2016. – № 11. – С. 16– 24.
Кукушкина С.М. Государственный суверенитет в современном мире: актуальные проблемы // Пробелы в российском законодательстве. – 2011. – № 3. – С. 84–86.
Некрасов, С. И. Конституционное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. И. Некрасов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 364 с.
Нудненко, Л. А. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / Л. А. Нудненко. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 500 с.
Смирнов С.В. Суверенитет в условиях глобализации: вопросы теории и практики. Дисс. ... канд. юрид. наук. – Ульяновск, 2011. – 23 с.
Хабиров Р. Ф. Критика безусловности государственного суверенитета с позиций неореализма / Р. Ф. Хабиров // История государства и права. – 2016. – № 16. – С. 28 – 30.
Худайбергенов А.А. Проблемы национально-государственного суверенитета в условиях политической глобализации // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 659 – 662.