Курсовая работа|История

Значение духовно нравственного подвига Александра Невского для современного служения и воспитания молодёжи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 41

Введение

Глава 1. Александр Невский как историческая личность

1.1.  Детство и отрочество Александра Невского

1.2.  Период Новгородского княжения Александра Невского: Невская битва и Ледовое побоище

1.3.  Отстаивание православной веры против католичества и взаимоотношения с Ордой

Глава 2. Духовно-нравственный подвиг Александра Невского и его значение в современном обществе

2.1. Анализ духовно-нравственного подвига Александра Невского

2.2. Значение духовно-нравственного подвига Александра Невского для воспитания современной молодежи

Заключение

Список источников и использованной литературы

Двенадцатый век для истории Древней Руси признается поистине одним из самых тяжелых исторических периодов. Данный период характеризуется массовым нашествием монголо-татарских племен на территорию раздробленных между собой древнерусских княжеств. Опустошительные набеги монголо-татар привели к опустошению земель центральной, восточной и южной Руси; древнерусские княжества оказались отброшены в культурном, политическом и экономическом смыслах.

 Северо-западные земли постигла другая участь. Туда не смогли дойти монголо-татарские полчища, но там свирепствовали немецкие рыцари, пытаясь подчинить под свое влияние всю северо-западную Русь. Очевидно, что задачей княжеской власти в северо-западных землях было, в первую очередь, суметь найти определенный баланс между двумя угрозами, отбить одну из них и суметь договориться со второй. Решение данной задачи стало уделом выдающегося политического лидера северо-западной Руси, который станет ярким примером умения держать политический и военный баланс – благоверного князя Александра Невского.

Историческая роль благоверного князя Александра Невского для становления и развития древнерусского государства огромна. Святой Александр Невский является одной из знаковых фигур истории русского государства. Его деятельность дала определенный вектор развития истории России, упрочила ее положение посреди мировых держав, раскрыло дух русского человека.

Святой благоверный князь Александр Невский во многом считается народной героической фигурой. В его образе сочетаются многочисленные черты, которые характерны для русской души и русского человека. В нем мы находим и воплощение русского духа, и глубокую патриотическую любовь к родине, и сильный волевой характер в борьбе с иноземными захватчиками. Понимание и изучение данного исторического периода, личности святого благоверного князя Александра Невского позволяет прикоснуться к этим ценностям, впитать их в себя. Он является выдающимся примером и одним из идеалов для русского человека.

Святой благоверный князь Александр Невский был возведен в лик святых Русской Православной Церковью. Русская Православная Церковь всегда занимала важную историко-культурную нишу в истории государства. Она была неотъемлемой частью всей русской истории, формировала не только духовные приоритеты русского человека, но также участвовала во многих историко-культурных и историко-политических событиях государства.

Святой благоверный князь Александр Невский обладает различными качествами. Так, например, в исторической перспективе он выступает как умный политик, способный дипломат, выдающийся полководец. Все эти черты помогли ему занять одну из главных ниш русской истории. Он умел одерживать сложные победы, когда ситуация была патовой; он умел использовать дипломатические таланты в тот момент, когда они были необходимы; он выступал и как умелый лидер своего княжества, уговаривая жителей не лезть на рожон и не искать дополнительных неприятностей в столь сложных исторических условиях. Все его шаги, поступки, дела были направлены только к одной цели: он стремился сохранить не только свое родное княжество, но и всю Русь; сохранить русский народ было его главной целью. История подтвердила, что его шаги были верными. Результатами его политики стало сохранение русской государственности и национальности.

Актуальность данной темы состоит в том, что в рамках историко-патриотического дискурса современной образовательной политики представляется необходимым включать также и мини-курсы, образовательные лекции на тему героев русской истории, деятельность которых укрепляла основы государства и формировала мощный духовный стержень в глубине души русского народа. Святой благоверный князь Александр Невский является одним из выдающихся политических деятелей и героев русской истории. Изучение его деятельности среди современной молодежи представляется актуальным и востребованным.

Хронологические рамки данной работы охватывают период с 1220 года под 1263 год.

Цель данной работы состоит в изучении духовно-нравственного подвига благоверного князя Александра Невского и его значения для современного служения и воспитания молодежи.

Исходя из данной цели, требуется решить следующие задачи:

  • На основе исторических источников проанализировать детские и отроческие годы святого благоверного князя Александра Невского;
  • Изучить период Новгородского княжения святого благоверного князя Александра Невского, уделив особое внимание двум выдающимся битвам – Ледовому побоищу и Невской битве;
  • Рассмотреть взаимоотношения святого благоверного князя Александра Невского с Золотой Ордой;
  • Проанализировать духовно-нравственный подвиг святого благоверного князя Александра Невского.

Объектом данной работы является политика русских князей XIII века.

Предметом данной работы является историко-политическая деятельность святого благоверного князя Александра Невского.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы.

 

Глава 1. Александр Невский как историческая личность

1.1.    Детство и отрочество Александра Невского

Александр Ярославич - сын суздальского князя Ярослава Всеволодовича, сын Всеволода Большого Гнезда и внук Юрия Долгорукого.

Главной чертой суздальских князей было глубокое и всестороннее благочестие. Они глубоко почувствовали красоту церковных служб, церковного пения и строительства храмов. Каждый из них оставил свои храмы, которые он любил с сильной любовью, как свое творение и как дар Богу. Суздальские князья держали землю сильной рукой, и для многих эта рука была тяжелой. В своих войнах они предпочитали медлить, утомлять противника, использовать оттепель, разливы рек, холода. Но, убедившись в победе, они пошли решительно и стали беспощадными к врагам[1].

Святой Александр растет в своем роде. Вместо неподвижной, медленной строгости характера отца и деда, здесь есть ясность, легкость сердца, скорость мысли и движения. Но он унаследовал от них серьезность своего взгляда, сдержанность и способность испытывать и скрывать свои мысли. Во всех своих действиях он является преемником суздальских князей, никоим образом не нарушает клановых традиций, а только преображает их благоуханием его святости. Святой Александр Невский родился согласно старой историографической традиции — 30 мая 1220 года в наследство своего отца - Переславского Залесского. Прямых сведений о детстве святого Александра очень мало. Но летописные сведения, очерчивающие внешние вехи его жизни, истории из жизни и сведения об образовании князей восстанавливают ситуацию его детства. До трех лет святой Александр, как и все князья своего времени, жил в  тереме со своей матерью. В эти годы, видимо, была детская тишина, отгороженность от мира. Вокруг были только комнаты княжон, внутренняя жизнь семьи и церкви. Достигнув трехлетнего возраста, церемония постриг была проведена над Александром. После молитвы священник и, возможно, сам епископ впервые подстригли волосы, а его отец, выйдя из церкви, первым сел на коня. С того дня его забрали у княжны Терем и передали на попечение кормильца или дяди - близкого боярина. После пострижения воспитание началось кормильцем. Образование состояло из двух сторон: обучение грамоте и письму в соответствии с Библией и книгой Псалмов, а также развитие силы, ловкости и смелости. Княжича вывозили на рыбалку, он видел охоту на оленей и лосей. Затем, когда он рос, его учили выгонять медведя с рогаткой из чащи. Это была опасная охота. Но опасная жизнь ожидала князя впереди. Молодые князья рано осознавали жизнь со всей ее суровостью и грубостью. Иногда уже шестилетние князья были взяты в поход. Поэтому для них с юных лет наряду с играми были известны добродетель церковной жизни и тишина терема, война, кровь и убийства. То постепенное познание жизни, которое происходит в детстве, имеет неизгладимую ценность для всей последующей жизни человека. Мировоззрение начинает складываться именно в детстве. Две стороны суздальской жизни: церковная жизнь и сближение княжеского двора со всем княжеством должны были оказать особое влияние на развитие мировоззрения молодых князей[2].

Жизнь указывает на способности святого Александра, проявленные в детстве. Он быстро научился читать и писать, увлекся чтением и часами сидел над книгами. Он был сильным, проворным и красивым. В детстве он был серьезен, не любил игры и предпочитал им Писание. Эта черта осталась с ним на всю жизнь. Святой Александр - умный охотник, храбрый воин, герой силы и телосложения. Но в то же время он постоянно вращается внутрь. Из слов жизни видно, что эта его резко отличительная черта - сочетание двух, казалось бы, противоречивых черт характера - начала проявляться даже в раннем детстве. Но эти детские годы в Переславле были очень короткими. Святой Александр должен был прийти в себя рано. Причиной этого стал его переезд с отцом из Переславля в Новгород.

В 1220 году новгородцы «показали путь» своему князю Всеволоду Мстиславовичу - южнорусскому князю - и отправили Владыку и Посадника к великому князю Юрию Суздальскому, старшему брату Ярослава, расспрашивая его о князе. Великий князь отправил своего младшего сына Всеволода в Новгород. Положение молодого суздальского князя в Новгороде было очень тяжелым. Он должен был одновременно выполнять приказы отца и ладить с новгородцами. Более того, его западные соседи поднялись со всех сторон в Новгород от войны. Он разрывался, с одной стороны, от приказов от отца, с другой стороны, от восстания в Новгороде и наступающего врага, от которого он должен был защищать Новгород. Князь Всеволод впал в отчаяние. Зимой 1220 года он тайно бежал из Новгорода со всем своим двором и отрядом из Новгорода в Суздаль. Ввиду появления врагов отовсюду бегство Всеволода озадачило и поразило новгородцев. Они должны снова спросить себе князя самого сильного соседа - великого князя Суздальского. Их старейшины пришли к Юрию Всеволодовичу, сказав: «Если вы не хотите, чтобы ваш сын оставался с нами, дайте нам вашего брата». Юрий согласился. В 1222 году Ярослав с княгиней Феодосией, сыновьями Феодором и Александром и отрядом перебрались из Переславля в Новгородское царствование[3].

Новгородский князь жил со своей семьей и отрядом не в самом Новгороде, а в княжеском селе Городище, в трех милях от городских стен. Это новое поселение, в котором жил святой Александр, мало чем отличалось от Переяславля. Древнее поселение представляло собой кусок суздальской земли, переданной Новгороду. Князь был хозяином здесь и распоряжался в деревне по собственному желанию, не спрашивая новгородцев. Он был окружен его судом и его командой. Поэтому жизнь молодых князей пошла по-старому. Тем не менее переезд в Новгород был большой переменой в жизни святого Александра. Царствование Ярослава в Новгороде было беспокойным. В первый год, по прибытии, он отправился в поход против Чуди. С тех пор летопись изобилует рассказами о его походах в Литву, на Эстов и Чудь, со всех сторон, наступающих на новгородские границы. Интервалы между походами были заполнены враждой с новгородцами. Только война объединила Новгород со своим князем. В течение семи лет Ярослав четыре раза выезжал из Новгорода в Переяславль и четыре раза возвращался к нему. Во время отъезда Ярослава Юрий пытался удержать сына Всеволода в Новгороде. Но Всеволод во второй раз тайно бежал в Суздаль, не терпя новгородских восстаний. Воодушевленные враждой между Новгородом и Суздалем, Литва, Чудь и крестоносцы начали совершать набеги на новгородские владения. В этих бедах новгородцы обратились за помощью в Суздаль. Ярослав и во время ссор с новгородцами считал себя новгородским князем. Новгород был для него русской землей. Поэтому, когда на него напали иностранцы, он пришел с суздальской  армией, догнал врага, преследовал его и вернулся в Новгород. Освобожденный князем от врагов, Новгород встретил его с радостью и честью. Ярослав поселился в поселке. Но когда наступил мир, все давно кипящие обиды снова начали вспыхивать. В 1228 году Ярослав снова поссорился с Новгородом и осенью уехал со своей княжной в Переяславль, оставив своих сыновей в Новгороде с боярином Федором Даниловичем и тиуном Акимом. Так девятилетний Александр остался один на один со своим братом без поддержки отца среди подметенного Новгорода. Молодые князья не могли править самостоятельно. Тиун правил за них. Но все же это было первое царствование святого Александра со своим братом[4].

Всю свою жизнь в Городище святой Александр постепенно признавал Новгород неспокойным морем, которое нужно было обуздать. Он видел жгучую ненависть суздальского отряда и слуг к новгородцам. Князья, приучив своих сыновей к контролю, рано брали их с собой в суд или на вече. Святой Александр, вероятно, не раз видел ожесточенные споры своего отца в комнате правителя с упрямыми, прямо режущими правду в глазах новгородских бояр. Затем он начал признавать переплетение политических интриг - борьбу сторонников суздальской власти, на которую опирался Ярослав, с южнорусской стороной. Это была сложная школа управления, которая могла многому научить. Новгород, споря с сильным Ярославом и заставляя его уйти, мало заботился о оставленных ему княжеских тиунах. Длительная борьба с князем, закончившаяся победой, вызвала открытые восстания в Новгороде против тех, кто встал на сторону Ярослава. Затем Ярослав покинул Новгород. 30 декабря 1231 года Ярослав въехал в Новгород и дал обещание в соборе Святой Софии - «Пресвятой Богородице» - соблюдать новгородские свободы. На этот раз он не остался в Новгороде и, пробыв там две недели, чтобы договориться, вернулся в Переяславль в середине января, оставив в Новгороде Феодора и святого Александра с боярами. Молодые князья снова оказались в Новгороде между волей его отца и волей Новгорода. Но на этот раз царствовать было еще труднее: в эти годы Новгород и всю Русь посещали один за другим разные беды и неприятности[5].

Монголо-татарское нашествие подчинило себе почти все древнерусские княжества, которые находились у нее на пути. Вокруг была разорена земля. Здесь царили жестокость разорения, угнетение татарских баскаков и постоянный страх перед новым вторжением. Момент ослабления России и одиночества Новгорода совпал с усилением натиска с Запада. Новгородские князья признали себя защитниками православия и Руси. Будучи новгородским князем, святой Александр Невский последовательно принимал историческую миссию защиты православия и Руси от Запада.

Источники:

  1. Житие князя Александра Невского // Древнерусская литература. Хрестоматия. М., 1997. С. 120-145.
  2. Хрестоматия по истории России / сост. Петров В.В. – М., 1994. 821 с.

Литература:

  1. Артемьев, А. Р. Ледовое побоище и битвы XIV — начала XV в. на Северо-Западе Руси / А. Р. Артемьев // Вопросы истории. — 1999. — № 2. — С. 148- 153.
  2. Борисов Н.С. Русские полководцы XII – XYI вв. – М., 2003. 450 с.
  3. Великие государственные деятели России. – М., 1999. 500 с.
  4. Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского / Евразийский временник, книга IV. Прага, 1925. С. 318-337.
  5. Голубева Т. Царские династии. – М.: Издательский дом «РОСМЭН-ЛИГА», 2001. – 143 с.
  6. Голубинский, Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви /Е. Е. Голубинский. — М.: Крути́цкое патриа́ршее подво́рье — 597 с.
  7. Грацианский, Н. П. Борьба славян и народов Прибалтики с немецкой агрессией в средние века: пособие для учителей / Н. П. Грацианский. — М.: Учпедгиз, 1943. — 64 с.
  8. Гумилев Л. От Руси до России. Очерки по русской истории. – М., 2006. 670 с.
  9. Дубов, И. В. Роль исторической и культурной среды в формировании личности Александра Невского / И. В. Дубов // Князь Александр Невский. Материалы научно-практических конференций 1989 и 1994 гг. / Отв. ред. Ю. К. Бегунов и А. Н. Кирпичников. — СПб.: Тосненская тип., 1995. — С. 12-15.
  10. Егоров, В. Л. Александр Невский и Золотая Орда / В. Л. Егоров // Александр Невский и история России. Материалы научно-практической конференции 26-28 сентября 1995 г. — Новгород: Тип. «Новгород», 1996. — С. 42-63.
  11. Кирпичников, А. Н. Две великих битвы Александра Невского / А. Н. Кирпичников // Не в силе Бог, но в правде. Не в силе Бог, но в правде. Святой благоверный князь Александр Невский. — М.: Сибирская благо звонница, 2007. —С. 254-271.
  12. Клепинин Н. Святой и благоверный великий князь Александр Невский. – М., 2004. 380 с.
  13. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 2003. 800 с.
  14. Кривошеев, Ю. В., Соколов, Р. А. Александр Невский: эпоха и память. Исторические очерки /10. В. Кривошеев, Р. А. Соколов. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2009. — 239 с.
  15. Кучкий В. А.Александр Невский — государственный деятель и полководец средневековой Руси [Электронный ресурс] / В. А. Кучкий // Библиотекарь.Ру.— URL: http://bibliotekar.ru/rusNevskiy/1.htm (дата обращения 12.04.2021).
  16. Ледовое побоище. Александр Невский[Текст] // Исторический календарь: десять веков российской истории (от князя Владимира до Николая II) / сост. : В. В. Алексеев, В. А. Степанов. — Донецк, 1996. — С. 94-108.
  17. Матхаузерова, С. Александр Невский и его эпоха / С. Матхаузерова // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы / Под ред. Ю. К. Бегунова и А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 59-64.
  18. Рыбаков Б.А. Мир истории. – М., 1984. С. 273 – 292.
  19. Рябов, А. Н. Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский / А. Н. Рябов. — Нижний Новгород: б. и., 2007. — 132 с.
  20. Федотов, А. С. Храмы во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в XIX-XX вв. Хроника возведения, заказчики и стили // Петербургские чтения-97. Петербург и Россия. — СПб.: Петровский фонд, 1997. — С. 132—147.
  21. Хитров М. Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский. Репринтное изд. 1893 г. – М., 1991. 150 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа История
2016 год 38 стр.
Курсовая Форма государственного единства в Древней Руси
Telesammit
Курсовая работа История
2016 год 33 стр.
Курсовая Конституция 1936 г. Декларация и реальность
diplomstud
Курсовая работа История
2016 год 28 стр.
Курсовая Губная и земская реформы России
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское