Введение
- Теоретические основы экономической эффективности предпринимательской фирмы
1.1. Понятие экономической эффективности деятельности фирмы
1.2. Показатели экономической эффективности деятельности фирмы
1.3. Факторы и резервы повышения эффективности
- Анализ хозяйственной деятельности корпорации «Дельта Спорт»
2.1 Общая характеристика ООО «Дельта Спорт».
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности фирмы
2.3. Обобщающие показатели эффективности деятельности «Дельта Спорт».
2.4. Анализ рисков деятельности «Дельта Спорт»
3.Мероприятия по повышению эффективности «Дельта Спорт»
Заключение
Список литературы
Переход России к рыночной экономике создал условия для развития предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка. Экономическая теория свидетельствует: товарное обращение – неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, определяющий его суть и общественное назначение. Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производств – удовлетворение разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между предложением и спросом. В течение длительного времени управление сферой обращения основывалось преимущественно на прямом администрировании, а роль экономических законов, присущих рыночным отношениям, игнорировалась. Общепринятые в мировой практике экономические регуляторы не использовались; планирование развития торговли основывалось на возможностях производства, а не на потребностях населения; основные показатели (в первую очередь, объем товарооборота) доводились до торговых предприятий вышестоящими организациями и были обязательны к исполнению; экономическим стимулами к расширению деятельности и улучшению обслуживания были в основном весьма умеренные премии за перевыполнение плановых заданий.
С началом экономических реформ 90-х гг. страна вступила в новый исторический этап своего развития. Формирование механизмов и инструментов рыночной экономики предполагает необходимость кардинальных изменений и в сфере торговли.
Одним из наиболее прогрессивных и перспективных направлений развития торговли стало зарождение и развитие сети фирменных магазинов.
Экономическая эффективность фирменной торговли на федеральном уровне проявляется в ускорении процесса обращения потребительских товаров. Сокращение звенности товародвижения до минимума: производитель — фирменная торговля — потребитель, снижение уровня товарных запасов (ввиду специфики работы фирменных магазинов) способствует ускорению товарооборачиваемости и, как следствие, ускоряет воспроизводственный цикл, что в свою очередь приводит к повышению эффективности всей экономики.
Экономическая эффективность фирменной торговли на региональном уровне характеризуется развитием промышленности региона, усилением экономических и хозяйственных связей между регионами. Открытие фирменных магазинов вызывает рост потребления основных потребительских товаров за счет того, что в магазинах фирменной торговли более низкие цены, а следовательно, влияет на уровень жизни населения региона
Фирменная торговля ведет к укреплению положения предприятий-производителей, обеспечивает рынок сбыта, а значит, стабильность и доходность. Для местных бюджетов, которые зависят в первую очередь от налоговых платежей, стабильность и прибыльность торговых предприятий играют важную роль. Поэтому местные власти заинтересованы в развитии фирменной торговли как одного из факторов повышения благосостояния своего региона.
В данной дипломной работе рассматривается проблема экономической эффективности предприятия фирменной торговли спортивных товаров «Дельта Спорт», которое является эксклюзивным дистрибутором Nike на территории России, стран СНГ и Восточной Европы.
Целью дипломной работы является исследование направлений и выявление резерва эффективности деятельности торгового предприятия.
Предметом исследования являются пути повышения экономической эффективность предприятия торговли Объектом исследования является деятельность торгового предприятия.
Научно-методологической базой исследования являются законы теории организации торговой системы, системный подход к анализу проблем надежности работы предприятий, достижения отечественной и зарубежной науки в области организации и планирования торговли с целью повышения надежности их работы.
В дипломной работе использованы Законы Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Указы Президента РФ, Постановления правительства, законодательные и нормативные акты, касающиеся функционирования предприятий в рыночных условиях. Источником информации послужили материалы Госкомстата, Министерства приборостроения РФ, статистических органов, фактические данные, характеризующие работу «Дельта Спорт» за 2003-2004 гг., результаты наблюдений и другая информация.
Способами исследования послужили: способ сравнения фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденции развития экономических процессов; способы использования относительных величин; графический и табличный способы; статистический и динамический факторный анализ. При обработке аналитического материала и оформлении работы применялись пакеты прикладных программ Excel, Word и Project Expert.
Результаты изучения резерва повышения надежности функционирования торгового предприятия дают основания использовать полученные данные в организации практической деятельности.
1. Теоретические основы экономической эффективности предпринимательской фирмы
1.1. Понятие экономической эффективности деятельности фирмы
Цель общественного производства определяется экономическими законами развития общества и имеет объективный характер. По определению академика Н.П. Федоренко, «цель - есть одна из самых общих характеристик сущности системы, ее важнейший структурный элемент, характеризующий основной закон движения системы в целом».
В научной литературе существуют различные подходы к пониманию цели общественного развития. Среди наиболее видных представителей экономической мысли, оказавших существенное влияние на формирование различных направлений в современной политической экономии, своим вкладом в обоснование назначения рыночной экономической системы выделяются Дж. К. Гелбрейт, Дж. М. Кейнс, К. Маркс, А. Маршалл, У. Ростоу.
Известный английский экономист Дж. М. Кейнс, автор ряда новаций в политической экономии времен рыночной экономики свободной конкуренции, в соответствии с особенностями современного механизма воспроизводства в своих рассуждениях опирался на такое положение: «Потребление представляет собой единственную цель всякой экономической деятельности».
По мнению Дж. К. Гелбрейта, одного из основоположников «теории государства благоденствия», назначение экономической системы состоит в том, «чтобы производить материальные блага и оказывать услуги, КОТОРЫЕ НУЖНЫ ЛЮДЯМ». Более того, он считает, что «наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они более всего нуждаются».
Родоначальник теории «общества массового потребления» У. Ростоу в своей известной работе «Стадии экономического роста», приводя классификацию этапов экономического развития, высшую и пятую студию называет «обществом высокого уровня массового потребления».
Нетрудно заметить, что в приведенных определениях прослеживается общая позиция – развитие экономической системы в условия современного состояния производительных сил направлено на максимальное удовлетворение многообразных потребностей людей.
С другой стороны, К. Маркс, анализируя содержание и цели капиталистического производства своего времени, пришел к выводу, что «производство прибавочной стоимости, или извлечение прибавочного труда, составляет специфическое содержание и цель капиталистического производства».
Противоречия в этих, на первый взгляд разных, утверждениях нет. С позиции общества, функционирование экономической системы должны быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Однако деятельность предприятий (фирм, корпораций) подчинена цели получения прибыли. Убедительные примеры, подтверждающие предположение о максимизации прибыли как единственном долговременном финансовом интересе любой фирмы, приведены в различных изданиях по экономической теории рыночных отношений.2 Другое дело, что реализовать эту цель на современном уровне состояния производства, особенно в странах с высокоразвитой рыночной экономикой, предприятия могут лишь через максимальное удовлетворение нужд потребителей, обеспечивая тем самым их благосостояние и общественный прогресс целом.