Введение
1. Теоретические аспекты налогообложения доходов физических лиц
1.1. Фискальное и регулирующее значение НДФЛ
1.3. Анализ поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет
2. Практика взимания налога на доходы физических лиц в компании ООО «-»»
2.1. Экономическая характеристика компании
2.2. Особенности исчисления и взимания налога
на доходы физических лиц
2.3. Проверка учета расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц в ООО «-»
3. Совершенствование налога на доходы физических лиц в РФ
3.1. Основные направления совершенствования НДФЛ в России
3.2. Совершенствование исчисления и уплаты НДФЛ в ООО «-»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Признак легитимности налоговой системы – ее восприятие большинством налогоплательщиков (физических и юридических лиц) в качестве «неграбительской» (их убежденность в том, что получаемые государством налоговые доходы не разворовываются, а рационально расходуются и что производимые госсектором публичные блага соответствуют национальным интересам и нуждам граждан).
Под справедливой подразумевается налоговая система, признаваемая налогоплательщиками - индивидуалами необходимой двух взаимопротиворечащих задач: реализации права каждого члена общества на жизнь и на удовлетворение определенного круга потребностей биологического и социального характера (прежде всего в медицинском обслуживании и образовании), с одной стороны, и недопущения (за некоторыми исключениями) насильственного изъятия доходов одних граждан в пользу других, - с другой (без достижения консенсуса в социуме относительно соответствующего баланса создать справедливую налоговую систему нельзя.
Принципиальный критерий эффективности налоговой системы – превышение суммарным эффектом от ее существования, получаемым государством или гражданами, соответствующего суммарного ущерба. Из этого критерия логично вытекает различение узкого (фискального) и широкого (социально-экономического) смыслов эффективности налоговой системы.
В первом смысле она эффективна, если государство аккумулирует максимально возможный объем бюджетных доходов (разумеется, с учетом инфляции) в течении длительного времени (десятилетий). Отсюда следует: даже в рамках сугубо фискального подхода надлежит, не «зацикливаясь» на решении текущих задач или даже задач ближайшей перспективы, прогнозировать влияние налоговых инноваций на налоговый потенциал в значительно отдаленном будущем (а это предполагает и оценку влияния налогов на экономический рост).
В широком же смысле эффективность налоговой системы означает, что при функционировании каждого ее элемента (при действии каждого закона) граждане (а не государство) в относительно длительном периоде получают больший объем (лучшие структурно-качественные параметры) благ (частных и общественных), чем при отсутствии такого. Данный подход к оценке налоговых инноваций предполагает наличие у правительственных органов инструментария, позволяющего моделировать последствия любых серьезных налоговых изменений с учетом вероятного противодействия налогоплательщиков.
Актуальность данной темы заключается в том, что налог на доходы физических лиц, который занимает основное место в российской налоговой системе, оказывает прямое влияние и на структуру налоговой политики России и на финансовое состояние граждан. Налог на доходы физических лиц является важным элементом налогового законодательство, а потому требует полноценного анализа и поиска путей совершенствования.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «-».
Предметом исследования являются основы построения налога на доходы физических лиц в РФ и перспективы его совершенствования.
Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические основы налогообложения доходов физических лиц и определить направления совершенствования НДФЛ. Для достижения намеченной цели в данной работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты налогообложения доходов физических лиц;
- Теоретические аспекты налогообложения доходов физических лиц
1.1. Фискальное и регулирующее значение НДФЛ
Налоги – это одна из наиболее актуальных финансовых категорий. Они составляют основу доходной части бюджетов всех уровней
Понятия «налог» и «налогообложение» различны. Налог является финансовой, экономической и правовой категорией, а налогообложение суть сам процесс взимания налоговых платежей посредством экономико-правового механизма. В наиболее обобщенной форме налоги определяются как императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд[1].
Целью взимания налога является финансовое обеспечение деятельности государства и его субъектов – это является основным признаком налога и напрямую связан с его фискальной функцией.
В наше время считать налог принудительным платежом сложно, т.к. обязанность по его уплате возникает в определенное время и зависит от определенных обстоятельств, например, у организации при условии занятия предпринимательской деятельностью и извлечения прибыли возникает обязанность по уплате налога на прибыль или при получении дохода физическим лицом возникает обязанность по уплате НДФЛ.
За получение дохода, использования каких-либо благ мы становимся плательщиками определенных налогов и обязанность по уплате является безусловным требованием государства.
Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и государства в целях создания и накопления государственных финансов выражают экономическую сущность налогов.
Объектами налога на доходы физических лиц, согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации являются доходы от источников в России и (или) от источников за пределами России - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, для физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ – только доходы от источников в России.
В налоговую базу включаются все доходы налогоплательщика, при этом не имеет значения в какой форме – денежной или натуральной – эти доходы получены. Также включаются и доходы в виде материальной выгоды. К таким доходам относится материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей. Исключение составляет материальная выгода, полученная от банков, находящихся на территории РФ, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты, а также от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них[2] и некоторые другие, определяемые в соответствии со статьей 212 НК РФ. При этом нужно обратить внимание, что производимые по решению суда удержания не уменьшают налогооблагаемую базу. Например, алиментные обязательства.
В современных условиях наряду с фискальной особое внимание стало уделяться перераспределительной и регулирующей функциям налога на доходы физических лиц, так как они оказывают серьезное влияние на уровень и структуру доходов, сдерживая или усиливая темпы роста, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Налог на доходы физических лиц важен по следующим обстоятельствам, представленным на рисунке 1.1.
[1] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 23.07.2013)
[2] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.07.2013)