Авторское право является важной составной частью универсальной системы прав человека, а авторские полномочия – одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека. В современном мире одним из важнейших условий развития науки, литературы и искусства является признание за авторами исключительных прав на результаты их интеллектуальной деятельности. Авторское право, способствуя созданию условий для занятия творческим трудом и обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на пользование, распоряжение и получение доходов от созданных ими произведений, одновременно создает условия для использования результатов интеллектуальной деятельности в интересах общества. Для современной ситуации в России характерен разрыв между законодательством и реальным правоприменением. Именно в то время, когда Россия впервые обрела, соответствующее международным стандартам авторское законодательство, страну захлестнула волна пиратства. Авторские права систематически нарушаются не только частными издательствами, студиями звукозаписи, радиостанциями, телеканалами, но и государственными организациями. Результатом незаконного использования авторских прав являются материальные потери, которые несут как авторы, так и российское государство, поскольку оно не получает налоговые платежи. Преступная деятельность в области авторского права препятствует научно-техническому прогрессу, подрывает международный авторитет России. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. И эти проблемы в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение.
2. Характеристика литературы и источников
Во второй половине XIX – начале XX в был опубликован ряд содержательных работ по истории авторского права в России. В трудах отечественных правоведов — Ю.В. Александровского, А.А. Борзенко, В.Ф. Дерюжинского, Г.К. Градовского, Н. Гессена, С.Г. Займовского, П.Д. Калмыкова, Я.А. Канторовича, Д.А. Коптева, С.А. Муромцева, В.Д. Спасовича, И.Г. Табашникова, Г.Ф. Шершеневича использования – рассматривалось историческое авторского развитие авторского авторских и права издательских прав, анализировалось их законодательное, административное авторского и права судебное авторского регулирование. Проблемам охраны авторских прав иностранных граждан на использования территории права Российской империи права была использования посвящены публикации права А.И. Лыкошина, А.П. Малыпинского, А.А. Пиленко, В. П. Погожева, Ф.Ф. Мартенса, А.Ф. Федорова, И.И. Янжула.
В советское авторского время договора авторское авторского право в дореволюционной России права исследовалось М.В. Гордоном, А.М. Килинским, И.Я. Хейфецем. Отдельные авторского аспекты проблемы, связанные авторского с осуществлением издательских и права авторских прав, рассматривались в работах историков литературы, журналистики права и права издательского дела использования В.В. Баженова, С.Я. Гессена, Ю.Г. Оксмана.
В последние авторского годы интерес к истории права авторского права использования в России права заметно возрос. Этой проблеме авторского посвящены труды В.Ю. Аксеновой, А.В. Бакунцева, И.А. Близнеца, Л.М. Вишневецкого, А.И. Рейтблата, А.П. Сергеева, М.Д. Чуповой.
3. Объект, предмет, цель и задачи
Объектом исследования договора являются договора – нормативная договора база, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ «Об авторском праве авторского и права смежных правах», подзаконные авторского нормативные авторского акты.
Предметом исследования договора являются договора – общественные авторского отношения, складывающиеся договора в области права создания, использования договора и права охраны объектов авторского права.
Цель данной курсовой работы – выявить особенности права правового регулирования договора гражданских отношений, складывающихся договора по поводу создания договора и права использования договора объектов авторского права.
Задачи права курсовой работы – дать определение авторского авторского права использования в узком и права широком смысле, обозначить его принципы, функции, задачи права и права источники, уточнить признаки права объектов авторского права, привести права их полный перечень. Дать классификацию субъектов авторского права, проанализировать и права сравнить их личные авторского неимущественные авторского и права имущественные авторского права использования авторов.
4. Методологическая база
В качестве авторского общенаучных методов исследования договора применялись: формаль-но-логический метод научного познания, а использования так же авторского анализ и права синтез.
I. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА
1.1 Понятие авторского права. Основные задачи и принципы.
Первые авторского определения договора авторского права использования появились с возникновением самой категории права авторского права использования и права означали, прежде авторского всего, принадлежность авторского права использования к тому или права иному лицу. Поэтому, на использования этапе авторского становления, авторское авторского право можно определить как – право извлекать выгоды из созданий умственного труда.[1] Иначе авторского авторское авторского право – это господство лица использования над произведением.[2]
В современном понимании права авторское авторского право раскрывается договора посредством ряда использования определений. Авторское авторского право – это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное авторского право автора. Во-вторых, авторское авторского право – совокупность норм направленных на использования регулирование авторского авторских правоотношений. В свою очередь авторские авторского правоотношения договора – это отношения договора предполагающие авторского множество участников. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и права их наследники, с другой стороны – организации, заинтересованные авторского в их использовании права (издательства, театры, киностудии права и права т.д.).
В качестве авторского основных задач авторского права использования чаще авторского всего в юридической литературе авторского называются договора две авторского следующие авторского задачи. С одной стороны, авторское авторского право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и права искусства. В этих целях авторское авторского право способствует созданию условий для договора занятия договора творческим трудом; обеспечивает правовое авторского признание авторского и права охрану достигнутых творческих результатов, закрепление авторского за использования авторами права прав на использования использование авторского создание авторского ими права произведений и права получение авторского доходов и права т.д. С другой стороны, задачей авторского права использования считается договора создание авторского условий для договора широкого использования договора произведений в интересах общества. Иными права словами, повышение авторского уровня договора охраны прав авторов ни права в коем случае авторского не авторского должно препятствовать использованию их произведений в целях образования договора и права просвещения договора или права служить помехой в стремлении права самой широкой аудитории права читателей, зрителей, слушателей знакомиться договора с ними.
Указанные авторского задачи права авторского права использования тесным образом связаны с его принципами. Принципы авторского права использования – это его основные авторского начала, отправные авторского идеи, которые авторского обладают универсальностью, высшей императивностью и права общезначимостью. Они права пронизывают содержание авторского всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и права воплощаются договора в субъективных правах и права обязанностях участников авторских правоотношений. Не авторского будучи права закрепленными права в конкретных статьях закона, принципы авторского права использования выводятся договора из анализа использования всей совокупности права авторско-правовых норм. Знание авторского принципов позволяет ориентироваться договора в обширном авторском законодательстве, правильно толковать и права применять на использования практике авторского отдельные авторского его нормы, а использования также авторского решать вопросы, на использования которые авторского нет прямого ответа использования в действующем законодательстве.
К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в статье авторского 44 Конституции права РФ, на использования современном этапе авторского развития, относятся договора следующие:
во-первых, принципом авторского права использования может и права должен считаться договора принцип свободы творчества.[3] Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает собой все авторского авторское авторского законодательство и права конкретизируется договора в целом ряде авторского его норм.
Обеспечивая договора свободу творчества, авторское авторского право охраняет все авторского произведения договора науки, литературы и права искусства использования независимо от их назначения, достоинств и права способа использования выражения. В этих же авторского целях закон не авторского ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и права охраняет любые авторского результаты творческой деятельности, существующие авторского в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе авторского темы, сюжета, жанра использования и права формы воплощения, создаваемых ими права художественных образов, а использования также авторского самостоятельно решают вопросы о выпуске авторского своего произведения договора в свет, приданию произведению окончательной формы и права т.п.
Во-вторых, принципом авторского права использования является договора сочетание авторского личных интересов автора использования с интересами права общества. Хотя договора данный принцип, безусловно, проявляется договора и права в других институтах права использования интеллектуальной собственности права и права гражданского права использования в целом, в авторском праве авторского он имеет особое авторского значение. В основе авторского авторского права использования лежит признанное авторского за использования автором монопольное авторского право на использования использование авторского созданного им произведения. Определение авторского разумных границ этой монополии права на использования протяжении права веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее авторского время договора уже авторского никто не авторского утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использования использованием своих произведений. Ничем не авторского ограниченная договора монополия договора необходима использования и права не авторского возможна использования лишь в отношении права необнародованных произведений. Если права же авторского произведение авторского с согласия договора автора использования стало доступно для договора всеобщего сведения, его права использования на использования произведение авторского не авторского могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и права общества использования в целом. В пункте авторского 2, данной статьи, сказано, что законы демократического общества использования не авторского только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и права закрепляют право членов общества использования на использования участие авторского в культурной жизни права и права пользование авторского достижениями права культуры.[4]
В-третьих, в качестве авторского одного из принципов российского авторского права использования может быть выдвинуто положение авторского о неотчуждаемости права личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права использования от авторского права использования ряда использования зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные авторского неимущественные авторского права использования автора использования (право на использования авторство, право на использования имя договора и права пр.) не авторского могут перейти права к другим лицам, хотя договора и права сам автор выразил на использования это свое авторского согласие. Подобное авторского соглашение авторского не авторского будет иметь юридической силы и права будет является договора недействительным. Поэтому даже авторского в тех случаях, когда использования произведение авторского создано в порядке авторского выполнения договора служебного задания, личные авторского неимущественные авторского права использования сохраняются договора за использования автором и права должны быть во всех случаях обеспечены. Этими права же авторского соображениями права продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на использования авторское авторского имя, право на использования защиту репутации права автора использования не авторского переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования договора произведений обязательно указание авторского имени права автора использования и права т.д. Что же авторского касается договора имущественных прав авторов, то они права могут передаваться договора другим лицам по авторскому договору, в порядке авторского наследования, а использования также авторского в силу закона использования (служебные авторского произведения).
В-четвертых, для договора современного российского авторского права использования характерен принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий ранее авторского действующему авторскому праву принцип нормативной регламентации права основных прав и права обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее авторского ярким выражением последнего было существование авторского так называемых типовых авторских договоров (издательских, сценарных, постановочных и права др.), которые авторского имели права нормативное авторского значение авторского и права подробно регламентировали права отношения договора авторов и права пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении права принадлежащими права им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторского авторов от произвола использования пользователей произведений, стремление авторского гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия договора конкретных авторских договоров, ухудшающие авторского положение авторского авторов по сравнению с типовым договором, признавались недействительными права и права заменялись условиями, закрепленными права в типовом договоре.
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сент. 1886 г. // Бюллетень международных договоров. – 2003. – №9.
2. Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сент. 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР. – 1973. – №24.
3. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. // База данных ИПС КонсультантПлюс.
4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – М., 2007.
5. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301.
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. – 25.12.2006. – № 52 (1 ч.). – ст. 5496.
7. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Российская газета. – № 220. – 20.11.2002.
8. Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
9. Закон РФ от 9 июля 1992 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. – 1993, 3 августа.
10. Ананьев Е.В. Авторский договор как способ защиты авторского права. // Современное право. – 1999. – №6.
11. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. – М., 1957.
12. Гражданское право. Том 3. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ Рожников, 2001.
13. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". – М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
14. Дозорцев В.А. Авторские правомочия // Проблемы современного авторского права. – Свердловск, 1989.
15. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма, 2000.
16. Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. – М.: Экзамен, Право и Закон, 2004.
17. Погуляев В.В. Формула как объект авторского права // Право и экономика. – №4. – апрель 2003.
18. Попов В.А. О понятии и признаках объекта авторского права // Проблемы советского авторского права. – М.: 1979.
19. Райгородский Н.А. Изобретательское и авторское право в системе гражданского права // Правоведение. – 1958. – №1.
20. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. – М., 1956.
21. Чупова М. Авторские права на литературные произведения // Российская юстиция. – 1999. – №7.
22. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.Т. XVIIА (34). СПб. 1896. 497 с.