Введение
Глава 1.Теоретические аспекты управления прибылью предприятия
1.1.Сущность и понятие прибыли
1.2. Формирования и управление прибылью предприятия
Глава 2.Анализ прибыли предприятия АО «Борский трубный завод»
2.1.Общая характеристика предприятия АО «Борский трубный завод»
2.2.Анализ технико-экономических показателей и прибыли предприятия АО «Борский трубный завод»
Глава 3.Направления управления прибылью предприятия АО «Борский трубный завод»
3.1. Мероприятия по управлению прибылью предприятия АО «Борский трубный завод»
3.2.Анализ экономической эффективности предлагаемых направлений
Заключение
Список использованных источников
Приложение
В условиях рыночной экономики и высокой конкуренции успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия определяется эффективным управлением бизнесом, зависит от наличия резервов рационального использования ресурсов, развития деятельности. При этом в качестве основной цели деятельности предприятий выступает улучшение финансовых результатов. Для оценки финансовых результатов деятельности используются относительные и абсолютные индикаторы эффективности, или показатели рентабельности и заработанной прибыли соответственно.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что управление прибылью предприятию даёт возможность достигать высоких финансовых результатов деятельности, что способствует укреплению бюджетов различных уровней за счёт поступаемых налоговых отчислений, а также обеспечивает повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности предприятий.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по управлению прибылью предприятия АО «Борский трубный завод».
Реализация поставленной цели становится возможной посредством решения следующих задач:
- определить сущность и понятие прибыли;
- изучить теоретические аспекты формирования и управление прибылью предприятия;
- провести анализ прибыли предприятия;
- определить направления увеличения прибыли предприятия.
Объектом исследования является АО «Борский трубный завод». Предмет исследования – процесс формирования и распределения прибыли предприятии.
В ходе исследования использовались следующие методы: типологии, позитивный и нормативный анализ, сравнительный анализ, вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный метод анализа финансового состояния предприятия, факторный анализ, метод технико-экономического обоснования эффективности мероприятий.
Теоретической базой при написании курсовой работы послужили учебники и учебные пособия по управлению прибылью, формированием и распределением прибыли на предприятии, экономике предприятий таких авторов, как С.А. Барулина, Н.С. Богатищевой, А.П. Гарнова, О.В. Демчука, Ж.В. Кеварковой и других.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы, регламентирующие управление прибылью на предприятии АО «Борский трубный завод», данные бухгалтерского и управленческого учета предприятия за 2018-2020 гг., а также годовые отчеты предприятия за 2018-2020гг.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1.Теоретические аспекты управления прибылью предприятия
1.1.Сущность и понятие прибыли
Само понятие прибыли весьма многогранно. Данный термин может применяться в различных значениях как рядовыми гражданами, так и учеными-экономистами.
В 16-17 столетиях меркантилисты предприняли попытку охарактеризовать источники возникновения прибыли. По мнению ученых того времени, возникновение прибыли связано с внешней торговлей, в частности, с приобретением товара по одной цене и его последующей перепродажей за рубежом по более высокой цене [4, с.102].
По мнению Адама Смита, прибыль является вычетом предпринимателя из произведенного наемными работниками продукта. Английским экономистом Давидом Риккардо был сформулирован закон, в соответствии с которым прибыль предпринимателя и заработная плата его наемных работников являются обратно пропорциональными величинами. Наконец, марксисты определяли прибыль как неоплаченный труд рабочих [25, с.152].
Многочисленные авторы посвятили свои исследования прибыли предприятий. На сегодняшний день существует достаточно обширный понятийный аппарат прибыли, а по мере развития экономической науки терминология данного явления неоднократно обновлялась и дополнялась.
Пожалуй, самое полное определение прибыли принадлежит М.В. Мельник. Так, она описывает прибыль как наращение капитала предприятия в отчетном периоде как результат ведения последней своей хозяйственной и финансовой деятельности [21, с.314].
По мнению О.А. Толпегиной, под прибылью следует понимать результат ведения предприятием своей деятельности. Причем, автор отмечает, что именно собственник предприятия наделен правом распоряжения достигнутым результатом [32, с. 104].
В тоже время, А.Ю. Зайцева утверждает, что под прибылью следует понимать удорожание имущества предприятия с учетом того, что ее капитал на в начале и конце исследуемого периода остается неизменным [10, с.191].
Можно сделать вывод о том, что в современной экономической литературе достаточно часто рассматривается и исследуется понятие прибыли. Между тем, так и не сформулирована четкая терминология данного явления. Более того, имеющиеся определения варьируются в зависимости от непосредственных целей проводимого анализа и исследования.
Исходя из приведенных выше определений, под прибылью понимают превышение валовых доходов предприятия над понесенными им валовыми издержками. К последним следует отнести все те затраты предприятия, которые непосредственно связаны с ведением производственной деятельности и сбытом конечного продукта.
Прибыль может быть экономической и бухгалтерской [15, с.69]. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, под бухгалтерской прибылью следует понимать финансовый результат деятельности предприятия, который был достигнут последним по итогам отчетного периода. Полученный финансовый результат должен быть подтвержден данными из бухгалтерской отчетности, сформированной по результатам оценки статей бухгалтерского баланса предприятия и учета всех видов ее хозяйственных операций.
Под экономической прибылью следует понимать наращение стоимости предприятия. Стоимость последней возрастает на величину прироста, или произведения величины инвестированного капитала компании на разность показателя рентабельности ее инвестированного капитала и средневзвешенной стоимости капитала [22, с.155].
Полученная компанией прибыль может быть направлена на дополнительное стимулирование действующих сотрудников или повышение эффективности производства.
В качестве экономической категории, прибыль возникает в результате ведения деятельности предприятия и отражается в ее бухгалтерской отчетности. На сегодняшний день выделяют несколько показателей прибыли, которые используются различными пользователями экономического анализа:
- Маржинальная или валовая прибыль – разность выручки от реализации и себестоимости продукта. Используется в управленческом учете, в частности, предприятиех директ-костинг.
- Прибыль от продаж – разность маржинально прибыли и понесенных предприятием управленческих и коммерческих издержек.
- Налогооблагаемая прибыль – наиболее значимый финансовый показатель с точки зрения государственных интересов. Служит источником пополнения бюджета страны частью полученных предприятием доходов.
Среди инвесторов и рейтинговых агентств предпочитают использовать такие показатели прибыли как EBITDA и EBIT.
- EBIT - это промежуточный показатель прибыли, заработанной предприятием, до уплаты налогов и процентов.
- EBITDA - является показателем чистой прибыли, «очищенным» от амортизационных расходов, платежей по процентам и налогу на прибыль.
В современных условиях показатели EBIT и EBITDA получили широкое распространение при проведении анализа организаций. EBIT/EBITDA и показатели операционной прибыли являются разными показателями. Если классические показатели EBIT/EBITDA включают все расходы и доходы - как операционные, так и не операционные (за исключением налогов, процентов и амортизации), то операционная прибыль формируется только операционными доходами и расходами.
Прибыль является обобщающим результатом, выступает абсолютным показателем эффективности деятельности предприятия.
Сущность прибыли как экономической категории раскрывают выполняемые ею функции:
- характеризует экономический эффект принимаемых управленческих решений, получаемый в результате деятельности предприятия;
- представляет собой индикатор кредитоспособности предприятия;
- является источником формирования бюджетов разных уровней;
- обеспечивает наращение капитала собственниками субъектов хозяйствования, а, значит, отражает их приоритетный интерес [21, с.80].
являясь показателем финансовой деятельности предприятия, прибыль определяется как разница ее доходов и расходов в указанном отчетном периоде. Чистая прибыль или убытки предприятия определяются посредством анализа степени влияния полученных предприятием доходов и фактически понесенных ею издержек на финансовые результаты деятельности.
На сегодняшний день главной целью ведения любым экономическим субъектом своей хозяйственной деятельности является получение прибыли. Последняя обеспечивает устойчивое развитие предприятия на занимаемом рынке, гарантирует выполнение ею своих обязательств перед деловыми партнерами, государством и клиентами в срок.