Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли стран мира.
Международная торговля растет и развивается в связи со стремлением, выгодностью и целесообразностью рационального распределения ограниченных ресурсов общества, производства и продажи товаров и услуг на мировом рынке и удовлетворения потребностей в данном продукте других стран.
Если раньше чертой мировой торговли была неравномерность распределения ресурсов между странами мира, то сегодня основой экономики любой страны и мирового рынка в целом выступает рациональное распределение и использования ограниченных ресурсов. В современном мире международная торговля выступает одним из главных аспектов мировой экономики в целом и представляет собой торговлю товарами, услугами и продуктами интеллектуального труда всех стран мира. Сегодня она имеет большой удельный вес в экономике каждой страны и составляет более 80% всех экономических отношений стран.
Международная торговля является одним из средств экономического развития стран: повышения уровня специализации, увеличения общего объема производительности. Суверенным государствам выгодно работать на мировом рынке, потому что страны, специализирующиеся на определенных изделиях, которые они производят с большей эффективностью, могут быть обменяны на товары, которые они сами не в состоянии эффективно производить.
Актуальность этой темы состоит в том, что мировая торговля занимает особое место в международных хозяйственных отношениях и, в связи с этим, мы должны понимать историческую важность этого вида отношений, изучить концепции развития мировой торговли.
Данная проблема широко разработана в литературе. Для написания курсовой работы были использованы работы, такие как Григорук Н. Е.- «Статистические аспекты анализа динамики и структуры международной торговли», Лапаев С.П.-«Международная торговля и мировое хозяйство: состояние и перспективы развития», Шелег Н.С.- «Международная торговля» и другие.
Цель данной курсовой работы: изучить теоретические модели и проанализировать практику международной торговли. Исходя из поставленной цели работы, основными задачами являются:
- дать понятие международной торговли;
- выявить ее теоретические аспекты и модели;
- провести анализ практики современной международной торговли в Российской Федерации, а именно проанализировать показатели Российского экспорта за 2020-2021 годы;
- показать перспективы развития международной торговли.
Объектом исследования курсовой работы является международная торговля как совокупность внешней торговли всех стран мира. Предметом исследования служат теоретические убеждения известных экономистов и статистические данные.
Для решения этих задач, были использованы такие методы как сравнение, анализ, синтез, индукция, статистика.
- Теоретические аспекты исследования международной торговли
1.1. История развития и концепции международной торговли
Международная торговля (МТ) - сложная экономическая категория, которая может рассматриваться по меньшей мере в трех аспектах: организационно-техническом, рыночном и социально-экономическом.
Организационно-технический аспект изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами (государствами). Основное внимание при этом уделяется проблемам, связанным с закупкой (продажей) конкретных товаров, их движением между контрагентами (продавец - покупатель) и пересечением государственных границ, с расчетами и т. п. Эти аспекты МТ изучаются конкретными специальными (прикладными) дисциплинами - организация и техника внешнеторговых операций, таможенное дело, международно-финансовые и кредитные операции, международное право (различные его отрасли), бухгалтерский учет и т. д. [14]
Организационно-рыночный аспект определяет МТ как совокупность мирового спроса и мирового предложения, которые материализуются в двух встречных потоках товаров и (или) услуг - мировом экспорте (вывозе) и мировом импорте (ввозе). При этом мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров, которые потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен внутри и вне страны, а совокупное предложение - как объем производства товаров, которые производители готовы предложить на рынке при существующем уровне цен. Они рассматриваются обычно только в стоимостном выражении. Проблемы, возникающие при этом, связаны преимущественно с изучением состояния рынка конкретных товаров (соотношением спроса и предложения на нем - конъюнктуры), оптимальной организацией товарных потоков между странами с учетом самых разнообразных факторов, но прежде всего фактора цены.
Эти проблемы изучаются международным маркетингом и менеджментом, теориями международной торговли и мирового рынка, международных валютно-финансовых отношений.
Социально-экономический аспект рассматривает МТ как особого типа общественно-экономические отношения, возникающие между государствами в процессе и по поводу обмена товарами и услугами. Эти отношения имеют ряд признаков, которые сообщают им особенную важность в мировой экономике.
Прежде всего следует отметить, что они носят всемирный характер, поскольку в них вовлечены все государства и все их экономические группировки; они являются интегратором, объединяя национальные хозяйства в единую мировую экономику и интернационализируя ее, базируясь на международном разделении труда (МРТ). МТ определяет, что выгоднее производить государству и на каких условиях обмениваться произведенным продуктом. Таким образом, она способствует расширению и углублению МРТ, а значит и МТ, вовлекая в них все новые государства. Эти отношения объективны и универсальны, т. е. они существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства. Им под силу систематизировать мировое хозяйство, расставив государства в зависимости от развитости в нем внешней торговли (ВТ), от доли, которую она (ВТ) занимает в международной торговле, от размера среднедушевого внешнеторгового оборота. По этому признаку различают «малые» страны - те, которые не могут оказать влияние на изменение цены на МР, если изменят свой спрос на какой-либо товар и, наоборот, «большие» страны. Малые страны, чтобы восполнить эту свою слабость на том или ином рынке, нередко объединяются (интегрируются) и предъявляют совокупный спрос и совокупное предложение. Но объединиться могут и большие страны, упрочивая таким образом свое положение в МТ.
Для характеристики международной торговли применяется ряд показателей:
- стоимостной и физический объем мирового товарооборота;
- общая, товарная и географическая (пространственная) структура;
- уровень специализации и индустриализации экспорта;
- коэффициенты эластичности МТ, экспорта и импорта, условия торговли;
- внешнеторговая, экспортная и импортная квоты;
- торговый баланс.
Мировой товарооборот представляет собой сумму внешнеторговых оборотов всех стран. Внешнеторговый оборот страны - это сумма экспорта и импорта одной страны со всеми странами, с которыми она находится во внешнеторговых отношениях.
Поскольку все страны ввозят и вывозят товары и услуги, то мировой товарооборот определяют еще как сумму мирового экспорта и мирового импорта.
Состояние мирового товарооборота оценивают его объемом за определенный временной период или на определенную дату, а развитие - динамикой этих объемов за определенный период.
Объем измеряется в стоимостном и физическом выражениях соответственно в долл. США и в натуральном измерении (тоннах, метрах, баррелях и т. п., если оно применяется к однородной группе товара), либо в условном физическом измерении, если товары не имеют единого натурального измерения. Для оценки физического объема стоимостной объем делится на среднюю мировую цену.
Для оценки динамики мирового товарооборота используются цепные, базисные и среднегодовые темпы (индексы) роста.
Структура мирового товарооборота показывает соотношение в общем его объеме тех или иных частей в зависимости от избранного признака.
Общая структура отражает соотношение экспорта и импорта в процентах или в долях. В физическом объеме это соотношение равно 1, а в суммовом доля импорта всегда больше, чем доля экспорта. Это связано с тем, что экспорт оценивается в ценах FOB (Free on board), по которым продавец оплачивает только доставку товара в порт и его погрузку на борт судна; импорт же оценивается в ценах CIF (cost, insurance, freight, т. е. они включают в стоимость товара, стоимость фрахта, страховые расходы и иные портовые сборы).
Товарная структура мирового товарооборота показывает долю той или иной группы товаров в его общем объеме. При этом надо иметь в виду, что в МТ товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность, на который направлены две основные рыночные силы - спрос и предложение и одна из них обязательно действует из-за рубежа.
Товары, производимые в национальных экономиках, по-разному участвуют в МТ. Некоторые из них не участвуют в ней вообще. Поэтому все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.
Торгуемые - это товары свободно перемещаемые между странами, неторгуемые - в силу тех или иных причин (неконкурентоспособны, стратегически важны для страны и т. п.) не перемещаются между странами. Когда говорят о товарной структуре мирового товарооборота, то речь идет только о торгуемых товарах.
В наиболее общей пропорции в мировом товарообороте выделяют торговлю товарами и услугами. В настоящее время соотношение между ними составляет 4 : 1.
В мировой практике используются различные системы классификации товаров и услуг. Например, в торговле товарами используется Стандартная международная торговая классификация (ООН) - СМТК, в которой 3118 основных товарных позиций объединены в 1033 подгруппы (из них 2805 позиций входят в 720 подгрупп), которые агрегированы в 261 группу, 67 отделов и 10 разделов. Большинство стран используют Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (в том числе с 1991 г. - РФ).
При характеристике товарной структуры мирового товарооборота чаще всего выделяют две большие группы товаров: сырье и готовую продукцию, соотношение между которыми (в процентах) сложилось как 20 : 77 (3% прочие). По отдельным группам стран оно изменяется от 15 : 82 (для развитых стран с рыночной экономикой) (3% прочие) до 45 : 55 (для развивающихся стран). По отдельным странам (внешнеторговый оборот) диапазон вариаций еще более широк. Это соотношение может изменяться в зависимости от изменения цен на сырье, особенно на энергоносители.
Для более подробной характеристики товарной структуры может быть использован диверсифицированный подход (в рамках СМТК или в других рамках в соответствии с задачами анализа).
Для характеристики мирового экспорта важное значение имеет расчет доли машиностроительной продукции в общем его объеме. Сопоставление его с аналогичным показателем страны позволяет исчислить индекс индустриализации ее экспорта (I), который может находиться в интервале от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем более тенденции в развитии экономики страны совпадают с тенденциями развития мировой экономики.
Географическая (пространственная) структура мирового товарооборота характеризуется его распределением по направлениям товарных потоков - совокупности товаров (в стоимостном физическом выражении), движущихся между странами.
Различают товарные потоки между странами с развитой рыночной экономикой (СРРЭ). Их принято обозначать «Запад - Запад» или «Север - Север». На них приходится около 60% мирового товарооборота; между СРРЭ и РС, которые обозначают «Запад - Юг» либо «Север - Юг», на них приходится свыше 30% мирового товарооборота; между РС - «Юг - Юг» - около 10%. [10]
В пространственной структуре следует различать также региональный, интеграционный и внутрикорпорационный товарооборот. Это части мирового товарооборота, отражающие его концентрацию в пределах одного региона (например, Юго-Восточной Азии), одной интеграционной группировки (например, ЕС) или одной корпорации (например, какой-либо ТНК). Каждый из них характеризуется своей общей, товарной и географической структурой и отражает тенденции и степень интернационализации и глобализации мировой экономики.