Введение
1 Теоретические и методологические основы определения информационных войн
1.1 Понятие и содержание информационных войн
1.2 Инструменты информационной войны
2 Информационные войны в современном обществе как средство контроля
2.1 Информационные войны в современном обществе
2.2 Особенности установления контроля над обществом посредством информационных войн
Заключение
Библиографический список
Современный политический процесс характеризуется расширяющимся участием общественности в сфере массовой коммуникации. Этому способствует процесс глобализации информационных потоков, которые зачастую беспрепятственно проникают на суверенные территории. Фактически, наблюдается процесс повсеместной информатизации и возникновения всемирного информационного пространства. Наряду с положительными явлениями глобальной информатизации, более четко проступают очертания новых проблем. Прежде всего, это относится к сфере информационной безопасности и информационным войнам. Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Само понятие «информационной войны» появилось в современной жизни сравнительно недавно, а в науке стало находить отражение в последнее десятилетие XX века: в 1992-1993 гг. тема войн в области информации возникла в западной литературе, а в 1994-1997 гг. – в отечественной. Попытки теоретического определения информационных войн были более успешными в военной сфере, что привнесло некоторую односторонность по отношению к проблеме. Согласно принятому в этой среде определению, информационная война является системой действий типа «подрыв – защита» средств связи и дезорганизацией населения противника во время военных конфликтов. Если же учесть, что воздействие информации через СМИ на индивидуума происходит ежедневно (а не только во время вооруженных конфликтов и не только на население противника, но и на внутреннюю аудиторию), приходится отметить, что такое понятие информационных войн оставляет вне сферы анализа гуманитарный аспект информационного воздействия.
Большой вклад в оценку положения, роли и места России в глобальном информационном пространстве внесли А. С. Панарин3 и С. Г. Кара-Мурза. В конце XX века проблематика информационных войн вызывает более пристально внимание со стороны отечественных ученых: Н. Волковский, В. Прокофьев, В. Лисичкин. В настоящее время вырабатываются концепции и подходы к пониманию природы процессов, происходящих в ходе информационного противоборства: Г. Почепцов, С. Расторгуев, И. Н. Панарин, И. Михальченко, Я. Мальцева.
Объект работы – противоборство субъектов информационного воздействия в современном мире.
Предмет работы – информационные войны как средство контроля.
Цель работы – изучить особенности информационных войн как способа установления контроля.
Задачи:
1. Дать понятие и содержание информационных войн.
2. Изучить инструменты информационной войны.
3. Выявить особенности информационные войны в современном обществе как средства контроля.
Территориальные рамки – исследование проводится на материалах исследователей и зарубежных и отечественных ученых.
Хронологические рамки – последнее десятилетие 20 века по настоящее время, так как именно в этот период тема войн в области информации возникла в западной и отечественной литературе.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка.
1 Теоретические и методологические основы определения информационных войн
1.1 Понятие и содержание информационных войн
Существует несколько определений информационных войн. По определению Н.И Панарина, информационная война – это «комплексное совместное применение сил и средств информационной и вооруженной борьбы» [1, с. 216]. Есть и другое определение: «информационная война – это коммуникативная технология по воздействию на информацию и информационные системы противника с целью достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии, при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем» [1, с. 217].
Второе определение представляется более точным и более полно раскрывает суть информационных войн, направленных на установление контроля над информационным пространством и механизмами принятия государственных решений.
В информационной войне можно выделить три основных этапа [3, с. 227]:
1. Определение целей (зачем она нужна и что необходимо получить в результате).
2. Определение стратегии, которая должна учитывать четыре базовых компонента коммуникационной технологии: подготовку сообщения, определение канала коммуникации и целевой аудитории, на которую ориентировано сообщение, выбор коммуникатора.
3. Составление плана тактических мероприятий.
В настоящее время информационные войны выходят на авансцену возможных вариантов доминирования в информационной сфере. При этом необходимо различать два направления ведения информационных войн:
1. Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Операции информационно-психологической войны: краткий энциклопедический словарь-справочник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Горячая линия – Телеком, 2011. – 495 с.
2. Власенко И.С., Кирьянов М.В. Информационная война: искажение реальности. – М.: ИД «Канцлер», 2011. – 196 с.
3. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. – 3-е изд. – М.: Горячая линия-Телеком, 2012. – 542 с.
4. Новиков В. К. Информационное оружие - оружие современных и будущих войн. – 2-е изд., испр. – М.: Горячая линия-Телеком, 2013. – 264 с.
5. Фролов Д. Б. Информационная война: эволюция форм, средств и методов // Социология власти. – М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2011. – № 5. – С. 121-146.