Курсовая работа|История

Власть в первобытном обществе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2016 | Страниц: 26

Введение

  1. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе

1.1. Власть в первобытном обществе

1.2. Нормы первобытного общества

  1. Первобытность социокультурных систем

2.1. Ритуал и его функции в первобытном обществе

2.2. Мифология, магия и религия

2.3. Шаманизм и шаманы, их роль в первобытном обществе

Заключение

Список литературы

Властные отношения и социальные нормы образуются в результате сознательно-волевой деятельности людей как высшей формы отражения объективного мира. В своей совокупности они выражают объективные закономерности общественного развития, познаваемые людьми в процессе общения и освоение окружающей действительности, конкретизируемые в виде социальных норм.

Реализация социальных норм обеспечивается сознанием людей, а так же теми организациями и социальными группами, интересы которых и отражают определенные социальные нормы.

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей; решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Первобытное общество представляет собой догосударственный этап истории человечества. Последние археологические изыскания позволяют утверждать, что человек разумный сформировался как вид около 200 тысяч лет назад. Именно с этого момента можно говорить об истории первобытного общества.

Рассматривая первобытное общество, социальное управление (власть) и нормативное регулирование в нем, разные исследователи придерживаются разных концепций по этому вопросу.

Цель этой курсовой работы - осветить проблемы, связанные с исследованием властных отношений  в первобытном обществе. 

Задачи работы:

  1. Охарактеризовать власть в первобытном обществе.
  2. Определить нормы первобытного общества.
  3. Осветить первобытность социокультурных систем

 

  1. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе

1.1. Власть в первобытном обществе

         Власть в первобытном обществе не была однородной. Во главе семейно-клановой группы стоял отец-патриарх, старший среди более молодых родственников его поколения и следующих поколений. Глава семейной группы еще не собственник, не хозяин всего ее имущества, которое по-прежнему считается общим, коллективным. Но благодаря своему положению старшего и ответственного руководителя хозяйства и жизни группы он приобретает права распорядителя. Именно от его авторитарного решения зависит, кому и сколько выделить для потребления и что оставить в качестве запаса, для накопления и т.п. Он же определяет, как распорядится излишками, использование которых тесно связано с взаимоотношениями в общине в целом. Дело в том, что семейная ячейка, будучи частью общины, занимает в ней определенное место, а место это, в свою очередь, зависит от ряда факторов, объективных и субъективных.

Проблема ресурсов в общине на раннем этапе ее существования обычно не стоит – земли хватает всем, как и прочих угодий. Правда, кое-что зависит от распределения участков, но это распределение производится с учетом социальной справедливости, не редко по жребию. Другое дело – факторы субъективные, столь ощутимо проявлявшие себя в локальной группе и, пожалуй, еще более заметные в общине, хотя и в несколько ином плане. Одни группы многочисленнее и работоспособнее других; некоторые патриархи умнее и опытнее остальных. Все это сказывается на результатах: одни группы оказываются крупнее, зажиточнее, другие – слабее. Менее удачливые расплачиваются тем, что их группы становятся еще малочисленнее, так как на их долю не достается либо достается меньше женщин – следовательно, меньше и детей. Словом, неизбежно возникает неравенство между группами и домохозяйствами. Оно не в том, что одни сыты, другие голодны, ибо в общине надежно функционирует механизм реципрокного обмена, который играет роль страховки.

В общине всегда есть несколько высших престижных должностей (старейшина, члены совета), обладание которыми не только повышает ранг и статус, домогающиеся их претенденты, в основном из глав семейных групп, должны либо приобрести немалый престиж примерно тем же способом, как это делалось в локальных группах, т.е. посредством щедрых раздач излишков пищи. Но если в локальной группе претендент отдавал добытое им самим, то теперь глава группы мог раздать то, что было добыто трудом всей группы, имуществом которой он имел право распорядиться[1].

Старейшина имел право распоряжаться ресурсами общины по своему усмотрению, а это в свою очередь говорит о большом авторитете старейшины. Васильев ставит старейшину над другими обитателями общины, а это уже показатель проявления власти[2].

Говоря об общественном устройстве, власти и управлении в первобытном обществе, необходимо иметь в виду в основном период зрелого первобытного общества, потому что в период распада первобытнообщинный строй и присущие ему власть и управление подвергаются определенным изменениям.

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей – род и племя. Через эти формы прошли практически все народы мира, в связи, с чем первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной организацией общества.

Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Иногда род отождествляют с семьей. Однако это не совсем так. Род не был семьей в современном ее понимании. Род – это именно союз, объединение людей, связанных между собой родственными узами, хотя в определенном смысле род может называться и семьей.

Другой важнейшей формой общественного объединения первобытных людей было племя. Племя – более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя – это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединение родовых общин в племена вызывалось различными обстоятельствами, в том числе и такими, как совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д.

Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) – это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков). Союзы племен – это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. По мнению некоторых современных исследователей именно из союзов племен развивались ранние государства.

  1. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль 1989.
  2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., 1994.
  3. Васильев Л.С. История Востока // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.2. Красноярск, 2002.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Омега-Л.2004.
  5. Древние цивилизации /С.С.Аверинцев, В.П.Алексеев, В.А.Ардзинба и др./ Под общ.ред. Г.М.Бонгард-Левина. - М., 1989.
  6. Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право // Государство и право, 2000. № 1.
  7. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т.22.
  8. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание. - Т. 21.
  9. Симонов И.В., Ершов И.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989.
  10. Ташор Э. Первобытная культура. – М., 1989.
  11. Тойнби А.Дж. Постижение истории /Пер. с англ. М., 1996.
  12. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа История
2016 год 38 стр.
Курсовая Форма государственного единства в Древней Руси
Telesammit
Курсовая работа История
2016 год 33 стр.
Курсовая Конституция 1936 г. Декларация и реальность
diplomstud
Курсовая работа История
2016 год 28 стр.
Курсовая Губная и земская реформы России
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское