ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Возникновение народничества. Образование «Земли и воли»
1.1. Причины подъема общественного движения
1.2. Программа «Земли и воли». Устав
Глава 2. Деятельность «Земли и воли»
2.1. Пропагандистская деятельность среди крестьян и других сословий
2.2. Переход к террористическим действиям против правительства
2.3. Распад организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Основой революционной народнической идеологии 1870-х годов стала теория "общинного социализма", впервые сформулированная в работах А.И. Герцена: русская крестьянская община с коллективным землепользованием и самоуправлением является предтечей социализма. У России есть уникальная возможность перейти к социализму, обогнать капитализм и тем самым показать человечеству путь к новому, справедливому и цивилизованному миру.
В 1950-х годах определились разногласия по поводу того, как достичь социализма. Сам Герцен, не отрицая революцию как "последний довод угнетенных", предпочитал реформы, проводимые правительством под давлением прогрессивного общественного мнения. Чернышевский считал, что единственно возможный революционный путь - это путь к социализму, но утверждал, что для того, чтобы революция произошла, должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н.А. Ишутин и С.Г. Нечаев призывали к немедленному восстанию, утверждая, что все, "что способствует революции", нравственно для революционера. В начале 1960-х годов начался новый этап движения "Народник". Возникли три основных идеологических течения: пропаганда, восстание и заговор.
Идеологом пропагандистского движения был П. Л. Лавров. По его мнению, историческим процессом руководили и руководят критически мыслящие люди. Интеллектуалы должны "идти в народ", просвещать его и готовить к грядущей революции. Лидер повстанческого движения М.А. Бакунин, разделяя взгляд Лаврова на роль революционной интеллигенции в освобождении революции, по-другому определял ее назначение.
Революция не нуждается в подготовке, инстинкт бунта присущ человеку: молодежь должна идти в деревню и "кричать топором". Идеолог заговора П.Н. Ткачев не разделял увлечения своих единомышленников. Он был убежден, что российская монархия повисла в воздухе, не имеет прочных социальных корней, ненавидима и осуждаема обществом. Задача революционеров заключалась в создании заговорщической организации, готовой к свержению и захвату власти.
Объектом данного исследования является народническая организация "Земля и воля".
Основная деятельность и цели этой организации являются предметом данного исследования.
Цель курсового проекта: охарактеризовать создание, программу, деятельность организации «Земля и воля» и ее значение в освободительном движении в России. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) определить причины возникновения общественного движения, подробно изучить программу организации.
2) Изучить основную деятельность организации, оценить ее переход к терроризму, изучить причины и результаты ее деятельности, а также ее роспуск.
Хронологические рамки: 1876-1879гг.
Источниками для написания работы стали: Воспоминания участников революционного движения в Петербурге в 1879 - 1882 гг.[1], сборник документов и материалов «Революционное народничество 70-х XIX в».[2]
Для написания курсовой работы использовалась следующая литература: Антонов, А.[3], Волк, С.[4], Лященко, Л.[5]
Источники представляют очень разрозненный материал, отражающий идеи, программу, образ жизни деятелей народнического движения.
Отдельно хочется выделить причины и предпосылки развития народнического движения, в частности возникновение первой «земли и воли».
Методологические основы курсовой работы: сравнительный анализ, изучение и анализ литературы, обобщение, классификация, индукция.
Структура Данный курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
Глава 1. Возникновение народничества. Образование «Земли и воли».
Земля и воля (Далее по тексту – «З. и В.») представляла собой тайное революционное общество в России, одна из крупнейших организаций народничества. Основано в С.-Петербурге в нач. 1876 как «Северная революционно-народническая группа», затем называлось «Об-во народников», с кон. 1878 – «З. и в.» (в память о «Земле и воле» 1860-х гг.). Видными деятелями «З. и в.» со времени основания организации были О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов, М. А. Натансон, О. А. Натансон (урождённая Шлейснер), А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др. Позднее в неё вступили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко (многие ранее входили в кружок «чайковцев»). С «З. и В.» сотрудничала группа В. Н. Фигнер. Члены «З. и в.» впервые назвали себя «народниками». [6]
Образованию «З. и в.» предшествовало обсуждение народниками неудачного опыта «хождения в народ» 1873–75. В результате были определены основы программы «З. и В.» (окончательно принята в мае 1878), которая отразила мн. теоретические и тактические положения, выдвинутые М. А. Бакуниным. Своей конечной целью члены «З. и в.» провозгласили водворение «анархии и коллективизма». Отодвигая достижение этой цели на отдалённую перспективу, землевольцы в ближайшем будущем полагали осуществить меры, основанные, по их мнению, на «коренных чертах характера русского народа»: уравнительное распределение всей земли между крестьянами, установление «полного мирского самоуправления», содействие разделению страны «на части соответственно местным желаниям», провозглашение свободы вероисповедания. Эти задачи были обобщены в лозунге «Земля и воля!». Члены общества были убеждены, что реализация их программы возможна только путём «насильственного переворота»; они подчёркивали необходимость его скорейшей организации ввиду развития капитализма, который, как считали землевольцы, должен был вызвать разрушение общины (её землевольцы рассматривали как основу социалистические пути развития России) и исказить «народное миросозерцание».
Для подготовки революции члены «З. и в.» считали необходимым: активизировать уже существовавшее, по их мнению, недовольство в народе, в т. ч. с помощью организации постоянных «поселений и притонов» революционеров в деревне; привлекать на свою сторону религ. секты и «разбойничьи шайки», устраивать бунты, демонстрации, стачки и для ведения пропаганды в армии – офицерские кружки; вести «систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок».
Землевольцы приступили к созданию «поселений» (гл. обр. в Поволжье, где имелось многочисленное старообрядческое население и, как полагали землевольцы, сохранялись традиции массовых нар. движений 18 в.), устраиваясь в деревнях в качестве фельдшеров, учителей, писарей и т. д. Организация наладила издание и распространение газет «Земля и воля» (1878–79) и «Листок "Земли и воли"» (1879), брошюр, листовок, воззваний; вела пропаганду и агитацию среди рабочих и студентов. «З. и в.» организовала в С.-Петербурге в 1876 первую в истории России политическую демонстрацию с участием рабочих (прошла под лозунгами «Земля и воля!», «Да здравствует социальная революция!»). В 1878–79 мн. землевольцы активно участвовали в студенческих волнениях и проведении нескольких стачек в С.-Петербурге. [7]
Террористическая деятельность «З. и в.» выразилась в убийстве С. М. Кравчинским шефа жандармов и гл. нач. 3-го отделения Н. В. Мезенцова [4(16).8.1878] и Г. Д. Гольденбергом – харьковского ген.-губернатора кн. Д. Н. Кропоткина [9(21).2.1879], а также в неудавшихся покушениях Л. Ф. Мирского на нового шефа жандармов и гл. нач. 3-го отделения А. Р. Дрентельна [13(25).3.1879] и А. К. Соловьёва на имп. Александра II [2(14).4.1879]. В 1877–79 землевольцы убили агентов полиции Н. А. Шарашкина, А. Г. Никонова и Н. В. Рейнштейна, адъютанта нач. Киевского губернского жандармского управления барона Г. Э. Гейкинга. Свои террористические акты землевольцы рассматривали как месть или средство самозащиты и сопровождали широким распространением прокламаций и писем представителям власти, в которых покушения мотивировались, а иногда и анонсировались. Благодаря усилиям фактического руководителя организации А. Д. Михайлова, строго следившего за соблюдением требований конспирации, большинству членов «З. и в.» удалось избежать ареста (в 1880 состоялся единственный крупный судебный процесс над членами «З. и в.», на котором из 11 подсудимых 7 приговорены к различным срокам каторги, 4 – к ссылке в Сибирь). В янв. 1879 на службу в Третье отделение поступил примкнувший к «З. и в.» Н. В. Клеточников, который снабжал землевольцев сведениями о планах и действиях политической полиции.
Пропаганда землевольцев не нашла отклика у крестьян и вызвала разочарование у мн. «поселенцев». В связи с этим, а также в связи с ростом правительств, репрессий в среде землевольцев стало распространяться убеждение в необходимости политической борьбы против самодержавия ради достижения демократических свобод, без которых была невозможна пропаганда социалистические идей. С нач. 1878 внутри «З. и в.» формировалась и к весне 1879 сложилась группа «политиков» – сторонников систематические применения террористических методов (А. И. Желябов, А. А. Квятковский, А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, Л. А. Тихомиров и др.), принявшая назв. «Исполнительный к-т Социально-революционной партии». Она начала формировать террористическую группу «Свобода или смерть». Сторонников прежней тактики стали именовать «деревенщиками» (О. В. Аптекман, Г. В. Плеханов, М. Р. Попов и др.). Разногласия между двумя группами привели к расколу «З. и в.» в сер. 1879 на две самостоятельной организации – «Чёрный передел» и «Народная воля»