Введение
Глава 1. Понятие и источники, регулирующие административно-правовой статус сотрудника полиции
1.1. Понятие правового статуса сотрудника полиции
1.2. Правовые основы деятельности полиции
Глава 2. Основные элементы административно-правового статуса сотрудника полиции
2.1. Права, обязанности и ответственность сотрудника полиции
2.2. Гарантии административно-правового статуса сотрудника полиции
Заключение
Список источников
Актуальность выбранной темы заключается в том, что становление российской государственности сопровождается радикальными переменами в социально - политической и экономической жизни общества. Они происходят на основе новых подходов к взаимоотношениям между личностью и государством.
Органы внутренних дел РФ выполняют большой объем задач и обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан от противоправных посягательств.
С целью обеспечения успешного выполнения этих задач основательного улучшение нуждаются не только формы и методы деятельности правоохранительных органов, но и качественный подход к определению административно правового статуса подразделений органов внутренних дел.
Четкое определение статуса указанных органов путем установления исключительного перечня их задач и функций, прав и обязанностей является одним из условий слаженной и эффективной деятельности, без конфликтов, споров, дублирования функций и полномочий.
Одним из главных направлений реформирования деятельности полиции выступает совершенствование всей системы правовых средств, определяющих административно-правовой статус сотрудника полиции. Обращение к подобной проблеме вызвано ее важностью и в частности тем обстоятельством, что административно-правовой статус личного состава полиции является тем юридическим базисом, равным для любого сотрудника от министра внутренних дел до курсанта школы полиции, на основе которого устанавливается правовое положение личного состава в целом.
Сравнение содержания административно-правового статуса сотрудника российской полиции в соответствии с действующим ранее законом «О милиции» с соответствующими нормативными институтами, регламентирующими деятельность полицейского в странах с развитыми демократическими традициями выявил его недостаточную юридическую проработанность, слабую гарантированность населения от возможности произвола со стороны полиции и др. В связи с чем был принят Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции»).
С нашей точки зрения, возникают вопросы, связанные с употреблением некоторых базовых понятий, упоминаемых в федеральном законодательстве и нормативных правовых актах МВД России в связи с принятием указанного закона и формированием новых связей между полицией и гражданами, складывающихся в результате правоохранительной деятельности.
Наибольший интерес вызывает вопрос применения в научной литературе и упомянутых актах понятия «правовой статус сотрудника полиции». Общение с практическими сотрудниками подчеркивает, что многие из них не имеют специфического видения правового статуса сотрудника полиции в качестве предмета правового познания.
Объектом исследования являются урегулированные правом и нуждающиеся в правовом опосредовании общественные отношения, складывающиеся в процессе правоохранительной деятельности сотрудников полиции.
В качестве предмета выступают конкретные нормативные акты и юридические нормы регламентирующие, большей частью административно-правовые полномочия во внешней сфере деятельности и правосубъектность личного состава полиции, а также некоторые иные, связанные с деятельностью полиции и ряда других государственных органов и их служащих.
Целью работы является теоретический анализ административно-правового статуса сотрудника полиции РФ. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- изучить понятие правового статуса сотрудника полиции;
- рассмотреть правовые основы деятельности полиции РФ;
- проанализировать права и обязанности сотрудника полиции РФ;
- охарактеризовать ограничения и запреты, связанные со службой в полиции;
- исследовать гарантии правовой защиты и ответственность сотрудника полиции.
Необходимо отметить, что многие проблемы административно-правового статуса личного состава полиции исследовались в трудах Д.Н. Бахраха, В.М.Безденежных, И.И. Веремеенко, А.П. Герасимова, М.И.Еропкина, В.Р.Кисина, Л.М. Колодкина, А.П. Коренева, С.И.Коноргина, В.В. Лазарева, Л.Л. Попова, Л.М. Розина, Г.А. Туманова, А.П. Шергина и ряда других ученых.
В последнее время объемные исследования роли и места полиции в жизни общества, вопросов правовой регламентации ее деятельности были проведены А.Г. Браисовым, Б.П. Кондрашевым, Ю.П. Соловьем, В.В.Черниковым и некоторыми другими авторами. Однако, системные исследования административно-правового статуса личного состава полиции по действующему в настоящее время закону до настоящего времени не проводились и многие важные теоретические и правовые аспекты его регулирования, как и ранее, остались за рамками научного анализа.
Основой методологического подхода к исследованию проблем административно-правового статуса сотрудника полиции выступают соответствующие разработки общей теории права.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
1 Понятие и источники, регулирующие административно-правовой статус сотрудника полиции
1.1 Понятие правового статуса сотрудника полиции
Реализация административно-правового статуса сотрудника полиции дает возможность укрепить законность, правовую культуру сотрудника полиции за счет совершенствования подходов к организации деятельности сотрудника полиции.
При таких условиях возникает потребность в исследовании сущности, особенностей и структуры административно-правового статуса сотрудника полиции, характеристике каждой из его составляющих, их взаимосвязи и разработке на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования отношений сотрудника полиции с другими субъектами управленческой деятельности. Однако проблемы административно-правового статуса сотрудника полиции специально не изучались, в существующих научных работах эти вопросы исследовались фрагментарно или в рамках более широкой административно-правовой проблематики, без комплексного подхода. Таким образом, глубокое исследование проблем правового регулирования и практической реализации административно-правового статуса сотрудника полиции приобретает особый смысл и актуальность.
Наряду с общим правовым статусом лица существует большое количество статусов различных уровней конкретизации, соотношение которых наиболее четко характеризуется такими философскими категориями как "общее", "особенное" (специальное), "единичное". Причем, административно-правовой статус сотрудника полиции является специальной категорией по общему правового статуса и административно-правового статуса государственного служащего.
Исходя из указанного связи, учитывая взгляды ученых на проблему состав правового статуса, мы относим к структурным элементам административно-правового статуса сотрудника полиции обязанности, права и правовой ответственности.
Предпосылками административно-правового статуса сотрудника полиции в работе признаются гражданство и административная правосубъектность. Юридические гарантии не относятся к составляющих административно-правового статуса, ведь они находятся за его пределами, реализуются путем деятельности различных государственных органов, других субъектов права.
Административно-правовой статус сотрудника полиции опирается на статус личности в обществе. Вместе с тем для таких субъектов права как сотрудник полиции и гражданин данные правовые институты заметно различаются по своим целям, характеру связей между элементами и тому подобное. Прежде всего, при регламентации юридических статусов гражданина и личного состава полиции законодатель (в правовом государстве) должен придерживаться различных принципов. Если для первого из них основной идеей является последовательное воплощение общеразрешительного принципа ("разрешено все, что явно не запрещено"), то для второго - установление и обеспечение строго разрешительного порядка, согласно которому государственные служащие вправе совершать только такие действия, которые прямо предусмотрены нормой права (принцип "запрещено все, кроме непосредственно дозволенного").