Законодательство, являющее собой одну из сред реализации государственной власти, включает в себя большой массив нормативных правовых актов, регулирующих множество аспектов общественной жизни.
К этому массиву нормативных актов регулярно приходится обращаться и обычным гражданам, и лицам, уполномоченным реализовывать государственную власть.
Предприниматель, участвующий в гражданском обороте, намеренный поставлять контрагенту определенные товары, будет интересоваться тем, в какой форме должен быть заключен договор поставки, какие аспекты должны быть отражены в договоре, как именно такой договор должен исполняться, какова ответственность сторон за ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору и т.д. Всю требуемую правовую информацию он найдет на информационных ресурсах, системно излагающих нормы договорного права.
Получив в результате своей финансово-хозяйственной деятельности прибыль, предприниматель наделяется обязанностью уплатить налоги. Именно посредством обращения к системно изложенному налоговому законодательству предприниматель уяснит, когда именно у него возникает обязанность по уплате налогов, каким образом он должен отчитываться перед государством о размере своих доходов, когда, как и в каком размере должна быть осуществлена уплата того или иного налога и т.д.
Несистемное изложение юридических норм обусловило бы множество проблем в правоприменительной сфере – наличие устаревших и неэффективных норм, существование правовых коллизий или пробелов в законодательстве.
Систематизированное законодательство облегчает обращение к нему правоприменителей, а так же граждан, наделенных определенными юридическими правами или обязанностями.
Кроме систематизированного изложения норм законодательства, справочно-правовые системы предоставляют пользователям аналитическую информацию, связанную с выделением и изучением отдельных правовых институтов и категорий, например, аналитика по единому налогу на вмененный доход, по сделкам с недвижимостью, по ответственности за нарушение денежного обязательства и по множеству иных правовых институтов и категорий. Соответственно, обращаясь к аналитической информации справочно-правовых систем, субъект может не только уяснить общую юридическую информацию, но и получить ответы на вопросы, возникающие при практическом применении норм законодательства, изучить и предусмотреть наиболее часто встречающиеся на практике проблемы и т.д.. При этом проблематика обращения к аналитической информации справочно-правовых систем во многом обусловлена тем, что здесь субъект, изыскивающий информацию и аналитику по определенному вопросу, во многом зависит от компетентности сотрудников справочно-правовых систем, осуществляющих учет и анализ законодательства.
Вышеизложенное и обуславливает актуальность исследования вопросов, связанных с изучением аналитических возможностей справочно-правовых систем.
Цели работы – выявление проблемных вопросов, связанных с аналитической функцией справочно-правовых систем.
Задачи исследования заключаются в том, чтобы:
- Изучить понятие, виды и значение аналитических возможностей справочно-правовых систем;
- Исследовать применение аналитических возможностей справочно-правовых систем в деятельности юриста, их преимущества и недостатки.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере информации и информационных технологий в юридической деятельности.
Предмет настоящего исследования – аналитические возможности справочно-правовых систем.
Теоретическая значимость работы связана с систематизацией основных представлений об аналитических возможностях справочно-правовых систем.
Практическое значение работы связано с выявлением основных проблем, связанных с реализацией аналитической функции справочно-правовых систем.
Методологию исследования составляют такие методы, как анализ, синтез, классификация, индукция и дедукция, сравнение и моделирование.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце приведен список использованных при написании работы источников и литературы.
1 Аналитические возможности справочно-правовых систем: понятие и виды
1.1 Понятие и значение аналитических возможностей справочно-правовых систем
Справочные правовые системы осуществляют сбор, хранение, обработку и распространение правовой информации, изложенной в общедоступных актах органов государственной и муниципальной власти.
Иными словами, справочно-правовая система в первую очередь осуществляет систематизацию нормативных актов в форме учета.
Учет нормативных актов представляет собой наиболее простой вид систематизации законодательства с самым широким кругом субъектов[1].
Значение учета нормативных правовых актов заключается в следующем:
Учет нормативных актов является важной предпосылкой реализации права и в конечном итоге правомерной деятельности участник правоотношений.
Например, коммерческая организация, осуществляющая определенную деятельность, обязана функционировать в правовом пространстве, соблюдая предписания нормативных актов в сфере гражданского, налогового и т.д. законодательства.
Соответственно, конкретному сотруднику организации (как правило юристу) поручается учет законодательства, которое регулирует деятельность организации, чтобы в любом момент руководитель организации при принятии того или иного решения, затрагивающего правовое поле, мог обратиться к необходимым нормативным актам.
Как уже отмечалось выше, сфера гражданских отношений и коммерческой деятельности, в отличие от, например, уголовной или уголовно-процессуальной сфер, регулируется значительным массивом нормативных правовых актов, что и обуславливает необходимость их учета в целях полного уяснения законодательных требований в отношении конкретной области деятельности.
Учет законодательства необходим для эффективной правоприменительной деятельности органов государственного управления.
Любой такой орган в своей деятельности не может обойтись без учета законодательства в той или иной отрасли.
Например, в органы прокуратуры или в государственную жилищную инспекцию поступает жалоба на действия компании, осуществляющей управление многоквартирными домами. Жалоба может содержать указание на завышение управляющей компанией тарифов на предоставляемые услуги, невыполнение такой компанией своих обязанностей по содержанию и ремонту жилого помещения и т.д.
Соответственно, для рассмотрения такой жалобы органы прокуратуры должны вести учет законодательства, регулирующего правила и порядок предоставления услуг в жилищно-коммунальной сфере.
Безусловно, что при отсутствии учета законодательства в каждой конкретной сфере рассмотрение жалобы или иного обращения гражданина потребует намного большего временного ресурса, увеличит срок рассмотрения такой жалобы. Наличие же учета законодательства по отдельным отраслям позволит оптимизировать деятельность органов государственной власти при обращении граждан, при проведении проверок и в правоприменительной сфере в целом.
Учет законодательства крайне важен в правотворческой деятельности. Здесь необходимо понимать конкретную процедуру, например, принятия Государственной Думой Российской Федерации федеральных законов.
Любые изменения в определенный федеральный (или федеральный конституционный) закон как правило влекут необходимость внесения изменений в иные законодательные акты, регулирующие данную сферу правоотношений.
Например, внесение изменений в ГК РФ в части, касающейся создания и деятельности общества с ограниченной ответственностью, влечет и изменения в отдельный Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Соответственно, для того, чтобы при рассмотрении и принятии законопроектов Государственной Думой были внесены все необходимые изменения в нормативные правовые акты в целях предупреждения правовых коллизий, нижняя палата парламента должна осуществлять учет нормативных правовых актов в каждой конкретной сфере правового регулирования. Учет нормативных актов представляет собой важнейшую органическую часть кодификации, консолидации и инкорпорации нормативных правовых актов. По сути, учет представляет собой первоначальную стадию указанных видов систематизации законодательства. Например, для того, что бы кодифицировать нормы права в определенной отрасли, изначально необходимо осуществить их учет, т.е. определить полный перечень отдельных нормативных актов, регулирующих конкретную сферу общественных отношений. Среди принципов учета нормативных правовых актов, которые должны распространяться и на деятельность коммерческих и государственных справочных правовых систем, можно отметить:
Полноту информационного массива, включающего в себя все необходимые нормативные правовые акты, отсутствие пробелов в таком информационном массиве.
Достоверность информации, которая достигается посредством использования исключительно официальных источников опубликования нормативных правовых актов, а так же своевременной фиксации изменений, внесенных в соответствующие нормативные акты;
Удобство использования, позволяющее оперативно обратиться к требуемой правовой информации. Выделяют ряд критериев учета законодательства при обработке юридической информации справочно-правовыми системами[2].
Необходимо отметить, что аналитические возможности справочных правовых систем помогают анализировать решаемую пользователем проблему в комплексе с разных сторон.
Чтобы обеспечить такие возможности, в справочно-правовых системах производится юридическая обработка всех поступающих документов.
Отсутствие юридической обработки сводит возможности справочно-правовой системы к простому информационному хранилищу, не облегчающему поиска решений по конкретным вопросам, соответственно, справочно-правовая система теряет функции помощника и советчика.[3]
Вышеизложенное позволяет заключить, что аналитическая функция справочно-правовой системы представляет собой важнейший механизм, делающий справочно-правовую систему не просто хранилищем правовой информации, а инструментом взаимодействия субъекта правоотношения с нормами закона посредством обращения к комментариям специалистов, судебной практике по интересующему субъекта вопросу и т.д.