Введение
1 Общая характеристика поиска документов в справочно-правовых системах
1.1 Понятие поиска документов и особенности применения справочно-правовых систем
1.2 Виды поиска в справочно-правовых системах
2 Характеристика отдельных видов поиска правовой информации в справочно-правовых системах
2.1 Правовой навигатор и поиск по реквизитам
2.2 Поиск по ситуации и по источнику опубликования
2.3 Поиск по классификатору и по контексту
Заключение
Список использованных источников и литературы
В условиях современного мира существенную часть профессиональной работы юриста составляет работа, сопряженная с поиском, изучением, обработкой, анализом и систематизацией информации. Еще пару десятков лет назад такая работа велась при помощи бумажных носителей. Однако, с развитием научно-технического прогресса и компьютеризацией, все самые главные бумажные носители были оцифрованы и переведены в электронный вид, что качественным образом поменяло сущность информационной работы юриста. Основным инструментом работы в этом направлении на сегодняшний день становятся различные справочно-правовые системы, которые позволяют в значительно сжатые сроки получить доступ к любой интересующей информации. Причем тут нужно отметить, что такая информация уже проанализирована и систематизирована в необходимом виде, что существенно упрощает работу с ней. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Неоспоримым плюсом любой справочно-информационной системы выступает е компактность. Фактически, на одном носителе информации можно разместить огромную информационную базу с дальнейшей возможностью ее редактирования, пополнения и работы с ней. Правовая информация отличается своими большими объемами, собранными из трудов законодателей и ученных прошлых лет, а также научной и законодательной мыслью настоящего времени. В связи с непрерывным увеличением баз данных справочно-правовых систем у пользователей возникает необходимость в совершенствовании инструментов поиска необходимой информации. В современных условиях технология поиска должна отвечать двум главным требованиям: предоставлять наиболее полную информацию об объекте поиска и предоставлять наиболее точную информацию об объекте поиска. Однако, эти два показателя фактически взаимоисключающие, поскольку, если информация представлена наиболее полно, то в результате пользователь обязательной столкнется с так называемым, «белым шумом» – информацией, весьма отдаленно связанной с объектом поиска. А если информация будет представлена максимально точно, то пользователь рискует упустить какие-либо важные элементы не напрямую связанные с ней.
Повыситьэффективностьпоискавтакойситуации(апрофессиональнаяСПСдолжнаобеспечиватьуровеньэффективностипополнотеиточностипоиска,близкийкединице)можнопутемиспользованиянесколькихспособовпоискаинформации.
Целью настоящей работы является изучение технологий поиска правовой информации в справочно-правовых системах.
Предметом настоящей работы являются основные виды поиска в наиболее крупных справочно-правовых системах.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и основные возможности справочно-правовых систем «Гарант», «КонсультантПлюс»;
2. Рассмотреть основные виды технологий поиска правовой информации в справочно-правовых системах;
3. Выявить анализ технологий поиска в справочно-правовой системе «Гарант»;
4. Проанализировать технологии поиска в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс»;
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины информационного права.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Общая характеристика поиска документов в справочно-правовых системах
1.1 Понятие поиска документов и особенности применения справочно-правовых систем
Справочная правовая система (СПС) – электронная система, обеспечивающая оперативный поиск необходимой правовой информации (нормативных документов, документов судебной практики, комментариев к законодательству и др.) среди огромного массива документов.
Справочная правовая система состоит из трех частей:
- массив правовой информации (нормативные и иные документы);
- программные технологии, позволяющие оперативно найти в массиве нужную информацию/документ;
- сервисное обслуживание пользователей СПС со стороны компании разработчика, в первую очередь, позволяющее поддерживать массив правовой информации в актуальном состоянии.
В РФ успешно производится ряд государственных и коммерческих правовых систем, таких как: «Информационно-правовая система ФСО России «Эталонный банк данных правовой информации «Законодательство России», компьютерная правовая система «Гарант», Информационно-правовые системы под маркой «Кодекс», Справочная правовая система «КонсультантПлюс»[1]. Рассмотрим отдельные справочно-правовые системы.
Системы, которые созданы государственными предприятиями являются: «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ); «Система» (НТЦ «Система» при Научно-техническом центре правовой информации Федеральной службы охраны РФ). Стоит также указать, что информация, содержащаяся в данной системе является официальным источником опубликования. Среди негосударственных компаний-разработчиков СПС наиболее известны: «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»); «Консультант Плюс» (АО «Консультант Плюс»); «Кодекс» (ЦКР «Кодекс»).
Последние три системы занимают около 80 % рынка по оценкам экспертно-аналитических центров. Основным отличием СПС друг от друга является их информационный банк и его обновление. Сравним некоторые из них.
1 Так, «ГАРАНТ»: Создана в 1990 г. Научно-производственным объединением «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»). На данный момент выпускается Научно-производственным предприятием «Гарант-Сервис». Состоит из объединенной базы. Содержит информационный банк с различными видами нормативных документов. Там же представлены судебная и арбитражная практика, международные договоры, проекты законов, экономическая информация: формы документов, бизнес-справки, календарь бухгалтера, материалы из профессиональной бухгалтерской прессы. Присутствуют разнообразные виды поиска документов и информации. По заключенным договорам с государственными органами новые документы после утверждения поступают в электронные базы СПС «ГАРАНТ». Электронные тесты также содержат комментарии, справки, схемы. Недостаток заключается в сжатости интерфейса[2].
2 «Консультант-Плюс»: Создана в 1992 г. научно-производственным объединением «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»). Объединение нескольких сотен региональных информационных центров. Содержит объемный контент. При обновлении банка информации не происходит полной замены информации и с помощью ссылок можно вернуться к предыдущей редакции нормативного документа. Происходит постоянное обновление и изменении информации. Помимо, разнородных правовых источников включает еще и разные версии для разных специальностей, в том числе и для студентов. Удобный интерфейс и доступная информация, хотя и немного хаотична.
3 «Кодекс»: Создана в 1991 г. Информационно-правовым консорциумом «КОДЕКС». Большое количество нормативно-технических документов, наличие специализированных справочных систем по различным отраслям – строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и т. д, что является основным отличием от других СПС. Имеются международные и федеральные 286 документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента. Наличие нескольких режимов поиска: атрибутный поиск (номер, дата, кем был принят, название, по слову или словосочетанию или целому предложению) и интеллектуальный поиск – в свободной форме. Недостаток – хаотичность интерфейса. Важно также и то, что есть в СПС коммерческие и некоммерческие версии (онлайн-версии). Между ними есть огромная разница. Суть коммерческой версии заключается в том, что при ее покупке пользователю открывается намного больше преимуществ, еще больше информации, вплоть до самых мелких деталей. В некоммерческой версии есть лишь самые распространенные законодательные акты, причем к некоторым нет доступа вообще, а к некоторым есть доступ лишь в определенные часы, что является весьма неудобным. Справочная правовая компьютерная система имеет двойную юридическую и техническую характеристики. С одной стороны, это техническая ЭВМ-разработка, с другой стороны, такая система – это способ систематизации правовых актов. Поэтому стоит рассматривать проблематику не только чисто юридических свойств таких систем, но и программно-технических, от которых зависит качество электронной систематизации правовых актов. Проблемы, с которыми пришлось столкнуться в процессе изучения функционирования СПС это – отсутствие официального статуса как у самой справочной системы, так и у правовых актов, используемых в ней[3].