Введение
1. Госудaрственнaя политикa в облaсти использовaния информaционных технологий
1.1 Основные задачи государственной политики в области использования информационных технологий
1.2 Aктуaльность использовaния информaционных технологий в оргaнaх госудaрственной влaсти
2. Приоритеты использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти
2.1 Использовaние информaционных технологий в сфере обеспечения информaционной открытости оргaнов госудaрственной влaсти
2.2 Информaционные технологии и информaционнaя безопaсность
Заключение
Список использованных источников и литературы
На современном этапе развития общества происходят глобальные изменения в жизни человечества. Наиболее колоссальный прогресс происходит в информационной сфере, определяющей ключевые направления дальнейшего развития. В связи с этим современный этап развития чаще всего в научной литературе обозначается термином «постиндустриальный» или «информационный». На данном этапе большая часть современных государств расценивают построение информационного общества как основу социально-экономического, политического и культурного роста, с чем непосредственно связано и улучшение качества жизни населения страны. Успешное функционирование и развитие хозяйствующих субъектов различного уровня по-прежнему возможно лишь при условии использования эффективных методов ведения конкурентной борьбы и обеспечения высокого уровня конкурентоспособности. Достичь этого можно отчасти за счет развития информационных технологий, поскольку именно информационно-коммуникационные технологии и информационное обеспечение превращаются в средства развития информационного общества. В связи с этим постоянно изменяются экономические и социальные условия, внедряются ключевые достижения научно-технического прогресса. В контексте развития сферы государственного управления развитие и совершенствование информационных технологий становится залогом ее эффективности. Переход общества к стадии постиндустриального развития ознаменовал новый этап его развития.
Информация стала стратегическим ресурсом общества, который обуславливает его способности к эффективному экономическому развитию. Информация стала играть ведущую роль, превратилась в один из факторов производства. Различные типы информации и технологических инноваций необходимо рассматривать в качестве средства снижения затрат. Роль информации на сегодняшний день непрерывно возрастает, что обусловлено изменениями экономических и социальных условий, внедрением новых технологий и научных разработок.
Информационное обеспечение становится инструментом максимально эффективной деятельности, отвечающей требованиям современности.
Информационные технологии нацелены на решение структурированных задач, имеющих необходимые входные данные и процедуры обработки. Внедрение информационных технологий может существенно повысить производительность труда персонала, освободив его от рутинных обязанностей, что особенно важно в современное время.
Информационные технологии повышают производительность труда персонала, помогают ему справляться с большими объемами работ.
Информация на сегодняшний день не только выступает производственным фактором, но и играет решающую роль во всех сферах жизнедеятельности.
Целью данного исследования является теоретическое исследование государственной политики в сфере использования информационных технологий.
Вышеозначенная цель предопределила постановку и последующее решение задач данного исследования, которыми явились:
– рассмотрение понятия, задач и принципов политики государства в сфере информационных технологий;
– анализ современного состояния политики Российской Федерации в сфере информационных технологий.
Объектом исследования являются общественные отношения государственной политики в сфере использования информационных технологий.
Предметом исследования выступают правовые нормы, предусматривающие положение государственной политики в сфере использования информационных технологий.
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское и зарубежное законодательство.
Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины информационного права.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
- Госудaрственнaя политикa в облaсти использовaния информaционных технологий
1.1 Основные задачи государственной политики в области использования информационных технологий
Информационная политика России, как многофункциональная комплексная политическая и идеологическая по своему характеру задачей государственного управления носит системный характер и нацелена на согласование интересов граждан, общества и государства. Ее цель состоит в формировании информационного общества как основы социально-экономического, политического и культурного развития государства[1].
Направленное регулирование государством информационной сферы выступает специфичным аспектом функционирования системы законодательной и исполнительной власти каждого государства.
По утвердившемуся в отечественной литературе определению, информационная политика изучается как действенный инструмент политического влияния и результативное средство достижения политических целей.
Государственная политика в сфере информационных технологий – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями.
Субъекты информационной политики могут при помощи информации влиять на сознание, психику граждан, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, равно и в личных интересах[2].
Задача становления либо преобразования информационной политики государства для роста ее результативности обрела важную роль в ситуации возрастающей с конца ХХ столетия новой информационной революции, взаимосвязанной с формированием глобальных трансграничных информационных компьютерных сетей.
Сегодня отмечен переход к абсолютно новой стадии инновационной экономики, индустрии. Научно-технический прогресс последних десятилетий определил революционный прорыв в развитии информационных технологий. Большинство людей сегодня в некоторой форме обладают доступом к системе мобильной связи.
Если в начале XXI века лишь 25% различной информации по всему миру хранилось в оцифрованной форме, то сегодня данный показатель быстро достиг 96%. Из совокупного объема оцифрованной информации 90% генерировано за последние несколько лет.
Каждый год совокупный объем оцифрованной информации увеличивается в среднем на 50%[3]. Подобный высокий, систематически увеличивающийся объем информации касается каждого человека.
Информационно-коммуникационные технологии являются ведущим средством цивилизационного прогресса, объединяя в себе в целое и параллельно для всего человечества и колоссальное благо, и глобальные угрозы, и абсолютно новые вызовы.
Информационная политика – государственная, негосударственная, классовая в прошлом, однако постоянно идеологически направленная, считается инструментом идеологического воздействия и способом реализации политических целей за счет влияния коммуникационно-информационных средств на сознание человека для складывания и развития соответствующей государственным интересам идеологической, политической, экономической, социальной и любой иной социально значимой системы взглядов, мнений, знаний, суждений и оценок людей, которые оказывают влияние на восприятие массовым мнением общества государственной политики[4].
Понятие «национальные интересы» относительно к методологии становления информационной политики государства применяется вовсе не случайно в противопоставление понятию «государственные интересы».
Всемирная история знает большое число примеров явного противоречия интересов определенной формы устройства государства национальным интересам общества в целом.
Ярким примером считается нацистское государство периода третьего рейха, интересы которого противоречили жизненным национальным интересам государства и его граждан.
Государственная информационная политика – и об указанном довольно определенно говорит опыт различных индустриально развитых государств – одна из наиболее значимых регулирующих управленческих функций современного государства.
Информационная сфера в целом выступает основным системообразующим аспектом функционирования общества и непосредственно государства[5].
Большинство отечественных исследователей придерживаются позиции о том, что самая актуальная комплексная проблема управления государством сегодня сводится, в результате, непосредственно к разработке информационной политики государства, которая отвечает нуждам и интересам общества, и к ее практическому воплощению при помощи результативного государственного регулирования информационной сферы[6].
В то же время государство является объектом и в то же время субъектом информационной политики.