Введение
Глава 1. Понятие и сущность гражданско-правового регулирования воздушных перевозок, особенности договора перевозки воздушным транспортом
Глава 2. Проблемы ответственности сторон за нарушение договора перевозки воздушным транспортом в действующем законодательстве Российской Федерации
2.1 Ответственность перевозчика за нарушение договора воздушной перевозки
2.2 Ответственность пассажира за нарушения договора воздушной перевозки
Глава 3. Обзор судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из перевозки пассажира и багажа воздушным транспортом
Заключение
Список использованных источников
Воздушный транспорт играет одну из определяющих ролей в транспортной системе России. Благодаря нему осуществляются пассажирская, грузовая, почтовая перевозки. По части доли в пассажирообороте, воздушный транспорт занимает третье место, незначительно уступая лишь автомобильной и железнодорожной транспортировке. Как и любой вид перевозки, авиатранспорт в России имеет ряд своих проблем и недостатков.
Однако у российского воздушного транспорта огромный потенциал. Географически, наша страна устроена таким образом, что внутренние перевозки могут стать настоящей «золотой жилой». Но для достижения этой цели необходимо начать решать в ближайшее время целый комплекс проблем, требующих немедленного устранения. Но не нужно забывать о работе над улучшением общего уровня экономического развития России в целом – постепенно улучшая экономическую ситуацию в стране, повысится платежеспособность населения, что положительно скажется на спросе услуг авиатранспорта.
Цель работы заключается в изучении и анализе гражданско-правового регулирования воздушной перевозки, а также выявление пробелов в воздушном законодательстве и определение путей их преодоления.
Для реализации цели необходимо разрешение следующих задач:
изучить понятие и сущность гражданско-правового регулирования воздушных перевозок, особенности договора перевозки воздушным транспортом;
установить проблемы ответственности сторон за нарушение договора перевозки воздушным транспортом в действующем законодательстве Российской Федерации;
проанализировать судебные решения относительно договора воздушной перевозки пассажира и багажа.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие на основе перевозки пассажира и багажа осуществляемого воздушным транспортом.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие перевозку воздушным транспортом в действующем законодательстве Российской Федерации.
Теоретическая база исследования базируется на учебной литературе по гражданскому праву. Нормативная база исследования включает: Гражданский кодекс Российской Федерации и Воздушный кодекс Российской Федерации.
Методология исследования основана на принципах системного подхода. Общими методами исследования являются анализ, обобщение изученного материала, частно-научными методами являются статистический, сравнительноправовой, формально-юридический методы и другие.
Структура работы включает в себя введение, в котором указан научный аппарат, три главы, которые раскрывают содержание темы, а также заключение, в котором делаются выводы о проделанной работе, список использованных источников.
Глава 1. Понятие и сущность гражданско-правового регулирования воздушных перевозок, особенности договора перевозки воздушным транспортом
Для современного общества значимым является развитие воздушного транспорта. Совершенствование производства, расширение пользовательского спроса, усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала, влечет перестройку системы доставки грузов в разные уголки мира с помощью авиационного транспорта. Это влечет за собой изменение требований к качеству предоставляемых транспортных услуг.
В основе выстраивания связей между участниками перевозки пассажиров, грузов лежат договорные правоотношения. В российском праве общая характеристика договора воздушной перевозки дана в Воздушном кодексе РФ, федеральных авиационных правилах, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
Согласно ч. 1 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна, багаж или груз в пункт назначения. Среди правовых актов, регулирующих процесс воздушной перевозки, необходимо также назвать Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. В этом нормативном правовом акте установлен порядок осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузов, раскрывается порядок бронирования перевозок, оформление и оплата билетов, закреплен порядок регистрации пассажиров и оформление багажа, а также особенности перевозки отдельных категорий пассажиров. Договор перевозки воздушным транспортом может быть реальным и консенсуальным в зависимости от объекта перевозки. В случае перевозки груза необходимо говорить о реальном договоре, так как перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в оговоренный пункт назначения. Реальность договора в данном случае состоит в том, что обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, в отношении которого заключен договор, и он передан для перевозки. Договор перевозки пассажира может носить консенсуальный характер, так как считается заключенным с момента оформления договорных отношений, т. е. с момента покупки билета. Это следует из п. 2 ст. 786 ГК РФ, в соответствии с которым заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Договор является двусторонне-обязывающим, так как обязательства возникают как у перевозчика (перевезти груз), так и у отправителя (оплатить доставку груза, пассажира).
Договор перевозки пассажира (багажа, груза) является возмездным, так как за предоставленную услугу по доставке груза взимается плата, согласно утвержденного тарифа. Договор перевозки воздушным транспортом относится к публичным договорам.
Согласно п. 1 ст. 426 и ст. 789 ГК РФ перевозка пассажиров воздушным транспортом гражданской авиации признается перевозкой транспортом общего пользования, поскольку по своему характеру она должна осуществляться по обращению любого лица. Это означает, что авиакомпания-перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами[1].
Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (родители с детьми, инвалиды).
Как публичному договору воздушной перевозке присущи следующие признаки:
в качестве перевозчика должно выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязательство доставить вверенный груз или пассажира. На сегодняшний день в списке российских авиакомпаний около ста организаций, действующих в 2021 году, которые выполняют регулярные и чартерные рейсы;
на перевозчика возложены обязательства по доставке любого груза или пассажира, который обратится с требованием заключения договора;
указанная коммерческая организация должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозку воздушным транспортом.
Договор перевозки пассажиров необходимо признать договором присоединения. Конструкция договора присоединения предполагает способ заключения договора, при котором к предложенному стороной договора (авиаперевозчик) другая сторона (пассажир) может только присоединиться, не имея возможности каким бы то ни было образом влиять на его содержание. Для анализа правовой природы договора воздушной перевозки нужно учитывать, что воздушный транспорт относится к источникам повышенной опасности. Признание данного факта сделало допустимым применение норм главы 59 ГК РФ, согласно которой установлен особый режим возмещения убытков в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажиров. Также наличие опасности причинения вреда послужило основой для установления особой системы контроля и надзора за ним и организацией воздушного движения. Договор воздушной перевозки относится к обязательствам по предоставлению услуг. Услуга представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение потребностей людей, полезный эффект которой оплачивается ее получателем[2].
Эффект, создаваемый воздушным транспортом в процессе производства (перевозки) состоит в том, что не создается какого-то нового продукта. В результате перемещения транспортными средствами получатель услуги обретает нематериальное благо в виде свободы передвижения, которому корреспондирует личное неимущественное право, заключающееся в праве гражданина на свободное передвижение (п. 1 ст. 27 Конституции РФ). В результате полученной услуги обеспечивается перемещение на какое-либо расстояние интересующих субъекта предметов (багаж, груз). За услугу по перемещению и уплачиваются платежи. Перемещение людей и имущества на расстояние и является полезным результатом, не ощутимым с точки зрения материального мира, но имеющим свою цену и результат в виде перемещения на какое-то расстояния.
Необходимо признать, что ввиду специфики осуществляемой деятельности договор перевозки является самостоятельным видом договора. В процессе исполнения он может дополняться элементами других договоров. Это договоры хранения, аренды и др. Договор хранения состоит в том, что перевозчик обязуется обеспечить хранение грузов или багажа доставляемых в пункт назначения. Договор аренды может быть связан с временным хранением грузов на площадках аэропортов или иных территорий. В любом случае данные договора носят вспомогательный характер и отражают правоотношения между перевозчиком и грузоотправителем, пассажиром в связи с осуществлением договора перевозки. Но самостоятельного значения они не имеют. Служат лишь вспомогательными видами деятельности для договора перевозки.
Таким образом, договор воздушной перевозки представляет собой обязательство по перемещению груза, пассажира и багажа в пункт назначения с помощью воздушного транспорта. По своей правовой природе данный договор относится к договорам оказания услуг. Он отличается от смежных договоров спецификой перевозочной деятельности, не создающей материального эффекта, но удовлетворяющей интересам и правам граждан.