ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПЕПЕЧИТЕЛЬСТВО: ГЕНЕЗИС, ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФОРМЫ
1.1 История возникновения института опеки и попечительства
1.2 Понятие и цели опеки и попечительства
1.3 Формы опеки и попечительства
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
2.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства
2.2 Правовые основания деятельности органов опеки и попечительства в РФ, их полномочия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одним из важных элементов правового статуса гражданина является его дееспособность, которая исходя из п. 1 ст. 21 ГК РФ представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объеме гражданская дееспособность возникает по достижению совершеннолетия, либо в тех случаях, когда законом гражданину разрешено вступить в брак до наступления восемнадцатилетнего возраста. Недееспособность ГК РФ определяет, как психическое расстройство, вследствие которого, человек не может понимать значения своих действий или руководить ими. Физическое лицо в силу ст. 29 ГК РФ может быть признано недееспособным только в судебном порядке и для данного гражданина назначается опекун, который совершает сделки, учитывая в ряде случаев его мнение.
Незащищенность недееспособных и признаваемых таковыми граждан, как следует из материалов судебной практики, к сожалению, довольно распространенный факт. Вследствие несовершенства гражданского и гражданско-процессуального законодательства о признании граждан недееспособными нередко имеют место быть нарушения прав и законных интересов данных граждан.
Опека и попечительство на сегодняшний день являются одной из главных задач деятельности исполнительных органов государственной власти. В наши дни термины «опека», «попечительство» становятся все более значимыми, так как вопрос попечительства с каждым годом все более обостряется на всех уровнях человеческого бытия. Связано это, говоря в первую очередь, с тем, что родители постепенно теряют социальную состоятельность; отягчающим ситуацию фактором зачастую становится неправильный, скорее аморальный, образ жизни; в наше время активно растет численность несовершеннолетних сирот. Все это происходит в связи с разрушением нравственных устоев в семье, утратой духовных ценностей, потерей общих интересов. В Российской Федерации опека и попечительство – это некий комплексный институт законодательства, а его нормы исторически рассредоточены в различных нормативных актах. В соответствии со статьей 31 Гражданского Кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются как над детьми, так и в некоторых случаях над взрослыми.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере опеки и попечительства в гражданских правоотношениях, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства опеки и попечительства.
Задачи исследования:
1) изучить историю возникновения института опеки и попечительства;
2) определить понятие, цели и формы опеки и попечительства;
3) выявить основания и порядок установления опеки и попечительства;
4) рассмотреть правовые основания деятельности органов опеки и попечительства в РФ, их полномочия.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПЕПЕЧИТЕЛЬСТВО: ГЕНЕЗИС, ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ФОРМЫ
1.1 История возникновения института опеки и попечительства
В любом обществе существуют лица, которые не имеют достаточной зрелости или разумения для самостоятельного выполнения жизненной деятельности, такая группа лиц именуется недееспособными. Недееспособными признаются безумные и несовершеннолетние, а также по старым воззрениям еще женщины и расточители. По старому праву все эти лица находятся под властью и охраной своего домовладыки и не имеют никакого права на наследство. Но если эти лица являются самовластными и не имеют естественной семейной охраны, то тогда у права возникает вопрос о возникновении суррогатной семейной охраны, которую необходимо предоставить лицу для организации искусственной защиты. Опека и попечительство предназначены как раз таки для решения таких вопросов. Институт опеки и попечительства имеет длинную историю, которая изменяла и дополняла эту отрасль, в итоге резко изменив ее характер. В древнее время ответственность над дееспособными ложилась на ближайших родственников, так как в то время родовые связи были сильны, но главным интересом ближних была не забота и опека над недееспособным, а присвоение имущества. В интересах родственников было сохранить наследство, которое должно было перейти к ним законным образом, и во избежание растраты и расхищения малолетним или безумным, они брали ситуацию под свой контроль. Из этого следует, что опека представляла собой предварительную защиту предполагаемого наследства. Такое построение опеки отражает в себе основную идею древней опеки. В те времена наследование передавалось порядком агнатического родства, то есть ближайший агнат и являлся наследником. Следовательно, это же лицо и являлось законным опекуном. Таков был закон об опеке [7, с. 220].
Закон XII таблиц заставил изменить взгляд на опекунство и предоставил возможность домовладыке самому назначать опекуна для своих малолетних или слабоумных детей в завещании. Так появился закон об опеке по завещанию.
В этом случае могут быть расхождения с ближайшим наследником и назначаемым опекуном, также завещатель в таком договоре мог лишить права своего законного наследника на предполагаемое наследство или права опеки. В древнейшее время опека была скорее правом, чем обязанностью опекуна, она наделяла его властным положением по отношению к опекаемому и его имуществу. Опекун был подобно домовладыке. Таким образом, Ливий прозвал опеку над женщинами «Manus». Постепенно опека превратилась в обязанность и заботу, а права опекуна были лишь средством для выполнения обязанностей и изменились коренным образом. Общей задачей стало не охранение своих будущих прав, а забота о чужих правах [8]. Новая опека стала заключать в себе мысль о заботе тех лиц, которые не могут заботиться о себе сами, и это стало обязанностью государства. Постепенно государство стало усиливать контроль над деятельностью опекунов. В определенных случаях опекунам приходилось брать разрешение для выполнения каких-либо действий у властей.
И если ранее опека была правом, от которого можно отказаться, то теперь это стало обязанностью, освободиться от которой можно было только при условии уважительных причин. Что касается отечественного права, то долгое время существовало только такое понятие, как «опека», что означало «организация искусственной власти над семьей, в которой остались малолетние дети», которые заменяли им родителей. В римском праве опека (tutela) и попечительство (cura) значительно различались. Опека длилась до совершеннолетия подопечного, а попечительство от совершеннолетия – до 25 лет. В. Хвостов отметил, что различие в полномочиях опекуна и попечителя были не велики, а лишь в способе участия совершения сделок подопечного. В некоторых странах такие понятия, как опека и попечительство, отождествлялись, и опека длилась до совершеннолетия, а в Древней Греции, например, опека длилась до 18 лет, после чего всякая забота о подопечном прекращалась. Свое начало о разграничении опеки и попечительства в России было внесено екатерининским Учреждением о губерниях (1775 г.). Оно предполагало окончание опеки в 14-летнем возрасте, после достижения этого возраста опекаемый мог просить о назначении себе попечителя. В 17 лет наступало совершеннолетие и право на управление имением, но с ограничением права залога и продажи (т.е любые действия, кроме отчуждения) недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21 года. Надежды на систематизацию правил об опеке и попечительстве появились лишь в конце 19 века, когда появилась необходимость в принятии Гражданского Уложения. Был создан специальный проект устава об опеках и попечительствах, куда были внесены соответствующие нормы. В него входило 5 разделов, которые в основном включали в себя положения материально-правового характера. Длительное обсуждение таких положений ни к чему не привело, кроме того, было отложено принятие устава из-за того, что в 1882 г. была создана высочайше учрежденная Редакционная Комиссия по составлению Гражданского Уложения. Разработчики устава столкнулись со сложностью в распределении правил устава, они должны найти себе место, одни – в гражданском судопроизводстве, другие – в гражданском уложении.
Также были опубликованы проект опекунского устава и проект учреждения опекунских установлений. Далее опубликовывается вторая редакция Гражданского Уложения в 1904 году, которая издается под названием «Семейственное право», в которой главы III и IV «Правоспособность лиц несовершеннолетних и лиц совершеннолетних, состоящих под опекой» и «Опека и попечительство».
Поскольку принятие отдельного опекунского устава оказалось невозможным, то все необходимые, в т.ч. и процедурные, нормы получили ϲʙᴏе закрепление во второй редакции Гражданского Уложения [23, с. 110]. Долгое время опека понималась как институт, который объединяет в себе опеку и попечительство, и долгое время не имела легального определения.
Охрана интересов детей, которые нуждались в социальной заботе, была главной задачей данного института. Актуализация этой задачи связана с появлением «социального сиротства». До начала XX века такое понятие, как «социальное сиротство» отсутствовало, и опека (попечительство) над детьми устанавливалась только в случае смерти родителей ребенка.
Великая Отечественная война, голод и разруха, гражданская война оставили многих детей без родителей. Социальные потрясения, изменения традиционного уклада семьи, возникновение кризисов, рост рождения детей вне брака и неспособность родителей справиться с родительской ролью оставили детей без попечения родителей при живых родителях. В годы Великой Отечественной войны ряд вопросов опеки решался Постановлением СНК СССР 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» [23, с. 112], а в последующие годы различного рода подзаконными актами, посвященными опеке, которые имели своей целью приблизить ее к реальной действительности, превратить в более действенный инструмент охраны прав детей, утративших роди тельское попечение. Нормы об опеке и попечительстве впервые побудут в законодательстве исключительно при установлении контроля за лицами, фактически осуществляющими попечение, со стороны государственной власти. До этого момента опека не нуждалась в управлении со стороны публичной власти, она осуществлялась семьей, родом или общиной. Такое управление требует закрепления в законодательстве не только правил о случаях, в которых опека должна быть установлена, но и правил о ее осуществлении, процедурных норм о контроле за ней и ее прекращении.