ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Понятие и правовые основы регулирования образовательных услуг
1.2 Признаки образовательных услуг
2 ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
Глава 2. Особенности договора на оказание образовательных услуг
2.1 Правовая характеристика договора на оказание образовательных услуг
2.2 Проблемные вопросы расторжения и одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Сфера образовательных услуг в наше время становиться самой востребованной и одной из самых развивающихся. Государственные и муниципальные образовательные учреждения перешли на рыночные отношения. В наше время платными образовательным услугами никого не удивить, это является привычным. Для молодого поколения, да и просто граждан – это возможность получить новую профессию, расширить профессиональные навыки, но государство не может обеспечить всех своих граждан высшим образованием на бесплатной основе. Получение образовательных услуг на платной основе позволяет человеку реализовать свое конституционное право на образование, предусмотренное в ст. 43 Конституции РФ.
В тоже время в рамках публичного права есть место для элементов частноправового регулирования, в числе прочего это относится и к платным образовательным услугам, которые оказываются на основании соответствующего договора, имеющего гражданско-правовой характер и регулируемый нормами гражданского права. Договор об оказании образовательных услуг считается договором возмездного оказания услуг. Российское законодательство не включает в себя легального определения рассматриваемого вида договора. Такой факт тянет за собой трудности в правоприменительной практике.
Итак, данная тема «рыночных» отношений сформировала потребность подробного изучения проблем нормативно-правового регулирования договора об оказании образовательных услуг.
Актуальность работы можно раскрыть через следующие обстоятельства:
Во-первых, анализ нормативно-правовой базы оказания образовательных услуг позволит нам выявить грань, когда образовательные услуги могут быть бесплатными, а когда платными.
Во-вторых, актуальность определяется в изучении состава договора об оказании образовательных услуг, т.к. именно он является фундаментом правоотношений между потребителем (заказчиком) и исполнителем.
Объект исследования являются гражданско-правовые взаимоотношения в сфере оказания образовательных услуг.
Предмет исследования выявляют нормы гражданского законодательства, контролирующего вопросы заключения, изменения и расторжения договора об оказании образовательных услуг.
Целью исследования является нормативно-правовой анализ договора об оказании образовательных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Охарактеризовать образовательные услуги как объект гражданских прав.
2. Дать характеристику договора об оказании образовательных услуг.
3. Выявить проблемные вопросы расторжения и одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг.
Источниковую (нормативно-правовую) базу в работе составляют действующее законодательство: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон об образовании Российской Федерации.
Методологическую основу составляет: системный, структурный и логический анализы, так же специальные методы познания: формальноюридический, сравнительно-правовой, технико-юридический. Например, применение системного и структурного метода выявляет четкое определение места договора об оказании образовательных услуг между гражданских правовых договоров. Формально-юридический и техникоюридический методы использовались в изучении нынешнего российского законодательства с целью определения особенности договора об оказании образовательных услуг.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Понятие, признаки и правовые основы регулирования образовательных услуг
1.1 Понятие и правовые основы регулирования образовательных услуг
Впервые законодательное закрепление категория «услуга» в рамках гражданского законодательства получила в первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации, в частности, в ст. 128. Вместе с тем, в большинстве статей Гражданского Кодекса услуга фигурирует в качестве объекта обязательств, и если исходить из классической трактовки понятия «обязательства» как двусторонней правовой связи, суть которой в обязанности одной стороны совершить определенное действие либо воздержаться от него, и праве требования другой стороны, то понятно, что объект обязательства может быть представлен в активной либо пассивной формах.
П. 1 ст. 779 ГК Российской Федерации (ч. 2) законодательно определяет услугу в конструкции договорного обязательства по возмездному оказанию услуг, используя словосочетания – «совершить действия» или «осуществить деятельность», из чего следует, что услуга, как объект гражданского обязательства имеет свое проявление лишь в действии, как выражении активной формы.
Как отмечает А.И. Рожков: «в науке традиционно сложился подход к определению услуг с точки зрения их отличия от прочих объектов гражданских прав, как правило, от вещей и работ, услуги же, впрочем, как и работы, могут быть выступать только в качестве объекта относительных обязательственных правоотношений, поскольку услуги не существуют в качестве статичного объекта материального мира»[1].
Критерием же различения работ и услуг, как объектов гражданских правоотношений обычно в науке права выступает результат деятельности, в отношении работ – это всегда результат в овеществленной форме, в отношении услуг – в форме не овеществленной, подтверждением тому являются определения соответствующих гражданскоправовых договоров. В качестве примера договорной формы, регулирующей обязательства по выполнению работ, можно представить договор подряда, при этом в подрядных отношениях отсутствие переданного заказчику результата означает признание работы не выполненной.
В отличие от этого, смысл оказания услуг согласно договору их возмездного оказания в осуществлении определенных активных действий (деятельности), что не связывается законодателем с необходимостью предоставления одной стороной другой вещественного результата такой деятельности.
Рассмотрев понятие услуг как объекта гражданских прав (гражданских обязательств), перейдем к характеристике такой разновидности услуг, как образовательные услуги.
Здесь, необходимо отметить, что система российского законодательства, используя терминологию, связанную с услугами в сфере образования, вместе с тем, не содержит официального определения понятия «образовательная услуга».