Введение
1 Общая характеристика использования информационных технологий в органах государственной власти
1.1 Нормативно-правовое регулирование использования информационных технологий в органах государственной власти
1.2 Виды информационных технологий, используемых в органах государственной власти
2 Анализ использования информационных технологий органами государственной власти
2.1 Особенности использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти
2.2 Проблемы использования информационных технологий в органах государственной власти
Заключение
Список использованных источников и литературы
Информация и коммуникация являются стратегическими национальными ресурсами, одними из основных богатств государства, играющие все большую роль в системе государственного управления. Развитие средств коммуникации привело к выделению информационных ресурсов в отдельный специфический вид инструментов государственной политики. Информационно-коммуникационные технологии на современном этапе развития общества стали участником всех сфер, где накапливаются, хранятся и перерабатываются большие потоки информации, а последствия принятия решений важны для жизнедеятельности. Поэтому изучение использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти является важным научным направлением. Несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в современном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного управления.
Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности. Получение открытой и достоверной, а также своевременной информации на информационных порталах государственных структур позволит различным категориям граждан чувствовать себя причастными к политике государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые информационным и гражданским правом в сфере использования информационных технологий в органах государственной власти.
Предмет исследования являются особенности правового регулирования использования информационных технологий в органах государственной власти.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике в сфере использования информационных технологий в органах государственной власти, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Задачи исследования:
1) изучить понятие и виды информационных технологий в деятельности органов государственной власти;
2) определить особенности использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти;
3) исследовать проблемы использования информационных технологий в органах государственной власти.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам информационного и гражданского права.
Методологической основой является общий диалектический подход в совокупности с использованием общих и частных методов научного познания, в частности, формально-логического, формально-юридического, системного анализа, аксиологического.
Нормативно-правовую основу настоящего исследования составляют Конституция Российской Федерации, ГК РФ и федеральный закон.
Структура работы обусловлена целями настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Общая характеристика использования информационных технологий в органах государственной власти
1.1 Нормативно-правовое регулирование использования информационных технологий в органах государственной власти
В современных условиях информационные технологии стали одним из ведущих фактором прогресса цивилизации и обуславливаются как социальными, политическими, экономическими и правовыми факторами, а их повсеместное использование формирует новую сферу общественных отношений. Сегодня информационные технологии оказывают воздействие на самые различные стороны социального, экономического, политического развития государственного управления, повсеместной жизни людей.
На современном этапе развития общества сегодня нельзя обойтись без информационных технологий в сфере государственного управления, так как современные процессы, происходящие в обществе связанны с усилением роли общественной информации и ростом обменных потоков и внедрением новых высокоэффективных механизмов передачи информации.
Высокий интерес к проблеме регулирования правовых отношений в сфере информационных технологий вызван тем, что сегодня доминирующую роль во всех сферах и человеческой деятельности и обществах в целом играет информация, на которую влияют внешние и внутренние угрозы.
Развитие информационных технологий вызывает появление качественно новых правовых отношений, требующих защиты прав и законных интересов субъектов в информационной среде. Так, Е.С. Устинович обращает внимание на то, что в новейший период развития государственного управления связано с развитием информационного общества[1].
Минаева В.А под государственной политикой в области информационных технологий понимает комплекс мер в таких сферах жизни общества, как политическая, правовая, экономическая, социокультурная и организационная. Эти меры направлены на обеспечение национальных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создание благоприятных условий для перехода к информационному обществу[2].
Итак, говоря о государственной политике в информационной сфере можно констатировать, что именно данная политика представляет собой особый вид государственного управления и осуществляется всеми органами исполнительной власти по регулированию отношений в социальной сфере.
Мустя В.В. называет проблемы, на решение которых направлена Государственная политика в информационной сфере:
- Модернизация информационной инфраструктуры;
- развитие информационных и телекоммуникационных технологий;
- формирование и использование национального информационного ресурса и обеспечение к нему свободного доступа;
- предоставление гражданам социально значимой и полезной информации и развитие средств массовой информации;
- обучение населения жизни и труду в новом информационном веке
- создание необходимой информационной базы для регулирования отношений информационного общества[3].
Так, переход России к информационному обществу обеспечивает решение более высокого уровня задач, модернизацию экономики и связей с общественностью.
Программа «Цифровая экономика РФ», направленная на развитие информационной безопасности сегмента интернета с учетом рано полученных инфраструктурных элементов, демонстрирует ей. Важно отметить, что глобальная информатизация гарантирует появление новых качественных возможностей для каждого человека и общества в целом по обучению и распространению любой информации в любой области знаний, повышению уровня знаний и профессиональной компетентности.
Соответствующее условие политики в области информационных технологий обеспечивает высокий уровень защиты и безопасности гражданина. Распространение информации о путях и формах защиты прав и свобод граждан является приоритетной задачей.
Информационные технологии обеспечиваются развитием взаимоотношений государства и общества. Информатизация способствует организации деятельности всего правительства, помогает реализовать его основные функции.
Современные тенденции развития информационных технологий приводят ко все большему изменению всех сторон жизни общества, что постоянно должны учитывать в своей деятельности органы государственного управления.
Информационное общество, на уровень развития которого выходит российское государство, требует особого подхода к регулированию как общественно-политических, так и социально-экономических отношений.
Итак, все нормативно-правовые документы в области ИТ можно структурировать по нескольким уровням:
- международные;
- федеральные;
- акты федеральных органов исполнительной власти;
- акты субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления;
- локальные документы предприятий и учреждений.
Итак, в заключении отметим, что на современном этапе развития общества происходят глобальные изменения в жизни человечества. Наиболее колоссальный прогресс происходит в информационной сфере, определяющей ключевые направления дальнейшего развития.