Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТРЕТЕЙСКОГО СУДА В РОССИИ
1.1. Становление и развитие третейского суда в России
1.2. Понятие и правовая природа третейского суда в России
ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСВОВАНИЯ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ В РФ
2.1. Проблемы взаимодействия третейских судов с судебными и иными государственными органами
2.2. Актуальные вопросы совершенствования законодательства, регулирующего деятельность третейских судов в РФ
Заключение
Библиографический список
Третейский суд берет свое начало развития еще с далеких времен периода Римской империи. В самой России, третейские суды действовали в дореволюционные времена. А сейчас, на современном этапе развитие системы арбитражных судов началось с подписания в 1961 году Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже. В России закон № 102-ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» был принят еще в 2002 году. Так, за последние года коммерческий арбитраж зарекомендовал себя как надежный и эффективный способ разрешения споров с минимальными затратами времени и средствами. Третейские суды выполняют не только свою основную функцию в качестве альтернативы государственным судам, но они также являются ключевыми в формировании ответственности относясь к сфере договорных отношений.
Третейский суд представляет из себя – единоличного арбитра или коллегию арбитров, избранных в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж. Рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой. Это суд посредника или посредников, и притом лица частного. Третейский суд – прежде всего не государственный орган, который создается по воле сторон. В его основе, как правило, лежит соглашение субъектов третейского разбирательства, наделяющее указанный суд соответствующими полномочиями. Государство не вмешивается в рассмотрение и разрешение дел третейскими судами. В данном случае реализуется принцип невмешательства в частные дела, гарантируемый Конституцией Российской Федерации, а соответственно решения, выносимые данными органами, признаются государством и даже могут быть приведены в принудительное исполнение.
Арбитражные учреждения являются институтом саморегулирования гражданского общества, осуществляющим правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (Арбитражного соглашения). В процессе третейского разбирательства, также, как и в государственном судопроизводстве, применимы альтернативные способы урегулирования споров.
Предметом будут являться правовые основы регулирования создания и функционирования третейских судов в Российской Федерации.
Объектом исследования выступает совокупность общественных и правоотношений, возникающих при развитии третейских судов и осуществлении третейского судопроизводства в Российской Федерации.
Цель данной работы заключается в комплексном анализе нормативно-правовых актов, регулирующих правовую основу создания, функционирования третейских судов в Российской Федерации, а также изучение научных статей, которые помогли бы содействовать более глубокому осмыслению проблематики данной темы работы.
Для достижения поставленной цели мной были определены следующие задачи:
изучить исторические этапы появления третейского суда в России;
определить понятие и правовую природу третейского суда;
рассмотреть проблемы взаимодействия третейских судов с судебными и иными государственными органами;
выявить актуальные вопросы совершенствования законодательства, регулирующего деятельность третейских судов в РФ.
Методологическую базу проведенного исследования составили общенаучные, а также частно-правовые методы познания. Среди общенаучных методов был использован анализ, частно-правовые методы составляли формально-юридический, сравнительно-правовой и исторический методы.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТРЕТЕЙСКОГО СУДА В РОССИИ
1.1. Становление и развитие третейского суда в России
История развития третейского разбирательства в России, в его современном понимании альтернативного способа разрешения споров, насчитывает двадцать восемь лет, начиная свое становление с принятия Закона РСФСР «Об арбитражном суде» от 04.07.1991, который в ст. 7 закрепил право на обращение в третейский суд и к посреднику. В настоящее время законодательство о третейских судах (арбитраже) широкомасштабно развивается, а третейское разбирательство утвердилось как важный общественный и правовой институт, разрешающий различные имущественные споры [6, с. 234].
Ввиду стремительного развития законодательства об арбитраже, определение и ограничение его компетенции, среди научного сообщества появляется все больше разногласий по вопросу отнесения к полномочиям третейских судей разрешения отдельных категорий споров: споров о недвижимости, об интеллектуальной собственности, о верности позиции законодателя об исключении из их компетенции корпоративных споров и иные вопросы.
Несмотря на развитие системы третейских судов, в международной арбитражной практике отсутствует единое понятие «альтернативного разрешения спора», которое является традиционно используемым к деятельности третейского суда.
Так, в одном из документов ЮНСИТРАЛ отмечается, что «концепция альтернативных процедур разрешения споров не ясна и может быть истолкована в качестве широкой категории, охватывающей различные альтернативы государственному судопроизводству».
Для выявления путей развития третейского разбирательства как относительно молодого судебного органа, необходимо исследование истории его появления, определение преимуществ арбитража и анализа возможностей разрешения его недостатков, существующих на современном этапе. Рассматривая историю третейских судов как института альтернативного разрешения спора, отмечается, что в впервые данное понятие было закреплено в правовой доктрине Северной Америки [7, с. 189].
Российские же исследователи относят первые задатки появления третейского суда к временам 12 века [7, с. 188], приводя в качестве доказательства отрывки из договорной грамоты от 1362 г. великого князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым: «А чего я буду искать на твоих бояр, или чего ты будешь искать на моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, они и будут судить, а если их голоса разделятся, то рассудит их третий, кого они изберут» [7, с. 190]. Нельзя не заметить схожесть современной концепции третейского разбирательства с указанным источником древнего права: как и раньше, две спорящие стороны по своему усмотрению и в зависимости от степени доверия, уважения, выбирают по арбитру, которые в свою очередь по своему усмотрению выбирают третьего. Далее, Соборное Уложение 1649 года, приравняло силу решения третейского суда к решению государственного суда, само решение стало оформляться в письменной форме. Анализируя это положение, видится следующая разница: в настоящее время итоговое решение третейского суда не подлежит отмене, отсутствует возможность его обжалования в вышестоящие инстанции, как это происходит с решениями государственных судов. В эпоху 12 – 17 веков третейские суды рассматривали частноправовые споры, являлись добровольными и, как указывают исследователи исторического аспекта исследуемого вопроса, были весьма популярны у торговцев: «примерно за два с половиной века в России было принято более 100 нормативных правовых актов, посвященных третейскому разбирательству» [7, с. 190].
В 1801 году компетенцию третейских судов значительно расширили (теперь арбитраж мог рассматривать семейные споры, вопросы о наложении обеспечительных мер на имения, а также все частноправовые споры, содержащиеся в классической римской концепции), исключив из нее лишь государственные, уголовные, следственные и духовные споры [8, с. 94].
Проект реформы 1801 года «вобрал в себя все лучшее, что было в праве Древнего Рима, Европы и Соборном уложении 1649 г.» [8, с. 94], а вот Николаем I, в Положении о Третейском Суде Российской Империи 1831 г., их компетенция была ограничена, рассмотрение ими споров происходило по общим торговым обычаям, а решение третейских судей можно было обжаловать в судах апелляционной инстанции. В настоящее время отсутствие такой возможности определяется юристами в качестве преимущества арбитража, так как отсутствие возможности оспаривания третейского решения в вышестоящих инстанциях значительно сокращает срок рассмотрения дела в сравнении со сроками государственных судов [8, с. 95].
Судебная реформа 1864 года вводит в порядок третейского разбирательства такое понятие, которое в настоящее время называется «третейская оговорка»: для того, чтобы спор разрешался в третейском суде, стороны должны указать на это (с указанием конкретного третейского суда) в своем договоре. При этом, данная оговорка может быть заключена как при составлении сторонами договора, так и после – отдельным соглашением, а также в любой момент правоотношения, включая момент наступления конфликта.
В девятнадцатом столетии данная оговорка производилась в более сложной процедуре: так, соглашение сторон о рассмотрении дела третейским судьей необходимо было отметить в третейской записи, заверить подписями третейских судей и сторонами, заверить мировым судьей (или нотариусом). Положительные тенденции к расширению полномочий арбитража происходят во второй половине 19 века в преддверии Судебной реформы 1864 года и принятия Устава гражданского судопроизводств 1864 года.