Проблема правового статуса субъектов для современной России продолжает оставаться не просто актуальной, но весьма насущной.
Конституционно-правовой статус в нормативном смысле выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений.
В современной юридической науке под «конституционно-правовым статусом» подразумевают совокупность прав и обязанностей, установленную нормами права. Однако в нынешнем законодательстве отсутствует определенное толкование конституционно-правового статуса субъекта РФ, поэтому характеристика данного понятия может быть сформулирована лишь из содержания конституционных норм.
Среди исследователей встречаются мнения: дифференциальны или тождественны понятия «конституционно-правой статус», «конституционный статус» либо «правовой статус». Термин «статус» происходит от латинского status (положение, состояние), означающее место субъекта права в системе общественных отношений.
Конституционный статус содержит в себе элементы, ограниченные непосредственно Конституцией РФ и основным законом субъекта, тогда как конституционно-правовой статус – значительно шире и регулируется нормами нескольких отраслей права. Правой статус же, будучи исходным началом, объединяет в себе как первое, так и второе понятие. Интересно, что в самой Конституции РФ в ст. 66 используется «статус», а в ст. 137 встречается уже «конституционно-правовой статус». Поскольку законодатель под обоими терминами предполагал в первую очередь правовое положение, можно исходить из их одинаковости.
Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.
Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию, закреплен в Конституции РФ. Субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать свое наименование, а если это наименование изменяется, оно должно быть включено в ст. 65 Конституции РФ.
В Конституции РФ приведено точное и исчерпывающее наименование всех субъектов Федерации и это говорит о том, что каждый субъект добровольно входит в состав Российской Федерации и на него распространяются все нормы Конституции РФ. Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.
Целью данного исследования является всестороннее изучение конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
изучить правовые основы федеративного устройства и особенности федерализма в России;
проанализировать общие положения конституционно-правового статуса субъектов РФ;
определить виды субъектов РФ;
проанализировать разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования являются особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Предметом исследования выступают правовые положения действующего законодательства, разработанные правовой доктриной теоретические конструкции, сложившиеся в науке представления об особенностях конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Методологическую основу исследования составляет всеобщий метод познания – метод материалистической диалектики, а также такие общенаучные методы, как анализ, описание, индукция, дедукция.
Наряду с общенаучными методами были также использованы специальные методы, применяемые в юридических дисциплинах, в частности сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический метод.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАТУСУ СУБЪЕКТОВ РФ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ
1.1. Правовые основы федеративного устройства и особенности федерализма в России
Вопросы государственного устройства современной России являются краеугольным камнем юридической науки и изучаются различными ее дисциплинами.
Проблемы, возникшие в плане сохранения российской государственности, как показывает внутренний и внешний исторический опыт, создают скрытую угрозу существованию государства и провоцируют вооруженные конфликты и гражданские войны.
Сегодня Россия переживает непростой этап реформирования всех сфер общественной жизни и в этих условиях важно сохранить единство общества и государства, выработать действенный механизм борьбы с различными проявлениями сепаратизма, что является первоосновой прогрессивного развития страны.
Как известно, после распада Советского Союза у современной России было два пути дальнейшего развития, если рассматривать это с точки зрения государственно-территориального устройства: первый – унитарное государство с жестким централизованным контролем, второй – федерация с делегированием полномочий субъектам.
Россия выбрала второй путь развития, но он продолжает оставаться предметом разногласий среди ученых, занимающихся этим вопросом в различных областях науки. Основные принципы российского федерализма закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 г.
В частности, статьи 3 и 4 Основного закона провозглашают распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, приоритет федеральных законов, определяющий целостность и неприкосновенность Российской Федерации, субъектов, юрисдикции и полномочий Федерации и ее субъектов. Но и сегодня проблема существования самих федеративных отношений в России остается нерешенной. Причина в том, что в более ранние исторические периоды развития России федеративные отношения изначально рассматривались на политическом уровне. В научной литературе нет единого мнения о решении проблем, связанных с организацией субъекта в составе федерации (она может состоять из административно-территориальных и (или) национально-территориальных единиц). Федерализм наилучшим образом способен обеспечить мир в многонациональном государстве с административно-территориальным принципом субъектного образования, но не у каждой страны есть такая возможность.
По структурным характеристикам Российская Федерация отличается разнообразием образований, входящих в состав Федерации: административно-территориальных (края, области, города федерального значения) и национально-территориальных (автономные округа, автономные области), национально-государственных (республики). Это разнообразие является результатом исторического развития России и отражает особенности ее национального состава. Ряд авторов высказывают мнение, что для России вполне рациональной может быть модель унитарного государства с независимостью местностей и автономией национально-территориальных единиц.
По мнению В.А. Бурковской, в теории российского федерализма единство государства часто отождествляют с единством системы органов власти. В этом смысле динамика федеративной системы рассматривается как результат действия противоположных тенденций: централизации и децентрализации, рациональное сочетание которых приводит к единству и стабильности федеративного государства.
При этом централизация государственной власти считается важнейшим (единственным приоритетным) способом интеграции Российской Федерации, обеспечивающим достижение государственного единства[1]. В этом случае происходит плавный переход от федеральной формы устройства к унитарной.
В подтверждение этих слов необходимо процитировать точку зрения известного политолога В.Н. Лысенко, считавший, что «федеративное государство одностороннее, слабое, конфедеративно-федеративное. Сейчас мы идем к унитарно-федеральной форме»[2]. Однако этот метод может привести к кризису государства, поскольку централизация государственной власти может привести к разногласиям между Федерацией и ее субъектами. Федеративное устройство Российского государства – это национально-территориальная организация, для которой характерно наличие правового статуса составных частей – субъектов Федерации, их взаимосвязи с центром.