Курсовая работа|Конституционное право

Конституционно-правовой статус субъекта РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2021 | Страниц: 31

ВВЕДЕНИЕ 

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАТУСУ СУБЪЕКТОВ РФ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ

1.1. Правовые основы федеративного устройства и особенности   

федерализма в России

1.2. Конституционно-правовой статус субъектов Российской 

Федерации: общие положения

Глава 2. ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Виды  субъектов федерации, их конституционно-

правовой статус

2.2. Разграничение предметов ведения Российской Федерации и

субъектов Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Проблема правового статуса субъектов для современной России продолжает оставаться не просто актуальной, но весьма насущной.

Конституционно-правовой статус в нормативном смысле выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений.

В современной юридической науке под «конституционно-правовым статусом» подразумевают совокупность прав и обязанностей, установленную нормами права. Однако в нынешнем законодательстве отсутствует определенное толкование конституционно-правового статуса субъекта РФ, поэтому характеристика данного понятия может быть сформулирована лишь из содержания конституционных норм.

Среди исследователей встречаются мнения: дифференциальны или тождественны понятия «конституционно-правой статус», «конституционный статус» либо «правовой статус». Термин «статус» происходит от латинского status (положение, состояние), означающее место субъекта права в системе общественных отношений.

Конституционный статус содержит в себе элементы, ограниченные непосредственно Конституцией РФ и основным законом субъекта, тогда как конституционно-правовой статус – значительно шире и регулируется нормами нескольких отраслей права. Правой статус же, будучи исходным началом, объединяет в себе как первое, так и второе понятие. Интересно, что в самой Конституции РФ в ст. 66 используется «статус», а в ст. 137 встречается уже «конституционно-правовой статус». Поскольку законодатель под обоими терминами предполагал в первую очередь правовое положение, можно исходить из их одинаковости.

Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.

Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию, закреплен в Конституции РФ. Субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать свое наименование, а если это наименование изменяется, оно должно быть включено в ст. 65 Конституции РФ.

В Конституции РФ приведено точное и исчерпывающее наименование всех субъектов Федерации и это говорит о том, что каждый субъект добровольно входит в состав Российской Федерации и на него распространяются все нормы Конституции РФ. Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.

Целью данного исследования является всестороннее изучение конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:

изучить правовые основы федеративного устройства и особенности     федерализма в России;

проанализировать общие положения конституционно-правового статуса субъектов РФ;

определить виды субъектов РФ;

проанализировать разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются особенности  конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Предметом исследования выступают правовые положения действующего законодательства, разработанные правовой доктриной теоретические конструкции, сложившиеся в науке представления об особенностях конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Методологическую основу исследования составляет всеобщий метод познания – метод материалистической диалектики, а также такие общенаучные методы, как анализ, описание, индукция, дедукция.

Наряду с общенаучными методами были также использованы специальные методы, применяемые в юридических дисциплинах, в частности сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический метод.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАТУСУ СУБЪЕКТОВ РФ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ

1.1. Правовые основы федеративного устройства и особенности     федерализма в России

Вопросы государственного устройства современной России являются краеугольным камнем юридической науки и изучаются различными ее дисциплинами.

Проблемы, возникшие в плане сохранения российской государственности, как показывает внутренний и внешний исторический опыт, создают скрытую угрозу существованию государства и провоцируют вооруженные конфликты и гражданские войны.

Сегодня Россия переживает непростой этап реформирования всех сфер общественной жизни и в этих условиях важно сохранить единство общества и государства, выработать действенный механизм борьбы с различными проявлениями сепаратизма, что является первоосновой прогрессивного развития страны.

Как известно, после распада Советского Союза у современной России было два пути дальнейшего развития, если рассматривать это с точки зрения государственно-территориального устройства: первый – унитарное государство с жестким централизованным контролем, второй – федерация с делегированием полномочий субъектам.

Россия выбрала второй путь развития, но он продолжает оставаться предметом разногласий среди ученых, занимающихся этим вопросом в различных областях науки. Основные принципы российского федерализма закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 г.

В частности, статьи 3 и 4 Основного закона провозглашают распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, приоритет федеральных законов, определяющий целостность и неприкосновенность Российской Федерации, субъектов, юрисдикции и полномочий Федерации и ее субъектов. Но и сегодня проблема существования самих федеративных отношений в России остается нерешенной. Причина в том, что в более ранние исторические периоды развития России федеративные отношения изначально рассматривались на политическом уровне. В научной литературе нет единого мнения о решении проблем, связанных с организацией субъекта в составе федерации (она может состоять из административно-территориальных и (или) национально-территориальных единиц). Федерализм наилучшим образом способен обеспечить мир в многонациональном государстве с административно-территориальным принципом субъектного образования, но не у каждой страны есть такая возможность.

По структурным характеристикам Российская Федерация отличается разнообразием образований, входящих в состав Федерации: административно-территориальных (края, области, города федерального значения) и национально-территориальных (автономные округа, автономные области), национально-государственных (республики). Это разнообразие является результатом исторического развития России и отражает особенности ее национального состава. Ряд авторов высказывают мнение, что для России вполне рациональной может быть модель унитарного государства с независимостью местностей и автономией национально-территориальных единиц.

По мнению В.А. Бурковской, в теории российского федерализма единство государства часто отождествляют с единством системы органов власти. В этом смысле динамика федеративной системы рассматривается как результат действия противоположных тенденций: централизации и децентрализации, рациональное сочетание которых приводит к единству и стабильности федеративного государства.

При этом централизация государственной власти считается важнейшим (единственным приоритетным) способом интеграции Российской Федерации, обеспечивающим достижение государственного единства[1]. В этом случае происходит плавный переход от федеральной формы устройства к унитарной.

В подтверждение этих слов необходимо процитировать точку зрения известного политолога В.Н. Лысенко, считавший, что «федеративное государство одностороннее, слабое, конфедеративно-федеративное. Сейчас мы идем к унитарно-федеральной форме»[2]. Однако этот метод может привести к кризису государства, поскольку централизация государственной власти может привести к разногласиям между Федерацией и ее субъектами. Федеративное устройство Российского государства – это национально-территориальная организация, для которой характерно наличие правового статуса составных частей – субъектов Федерации, их взаимосвязи с центром.

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Российская газета. – 2020. – 4 июля. – № 144.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Агеева Ю.В. Конституционно-правовой статус субъектов РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – – № 6-2 (45). – С. 153 – 155.
  4. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма: Инфра-М, 2018. – 783 с.
  5. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2021. – 302 с.
  6. Габеев А.В. Основы конституционно-правового статуса субъектов РФ // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 112-114.
  7. Давтян В.Р., Кононенко Д.В. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации. Учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 158 с.
  8. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Конституционная модель современного российского федерализма // Вестник Московского университета МВД России. – – № 2. – С. 46 – 50.
  9. Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. А. Конюхова, И. А. Алешкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 536 с.
  10. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. – М.: КноРус, 2020. – 232 с.
  1. Муругов К.С. Конституционно-правовой статус субъектов РФ
    В сборнике: Государственная власть и управление: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – Саранск, 2021. – С. 92 – 96.
  2. Некрасов, С. И. Конституционное право: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. И. Некрасов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 364 с.
  3. Нудненко, Л. А. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / Л. А. Нудненко. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 500 с.
  4. Паненкова Н.Н., Суворкина Ю.Ю. Конституционно-правовой статус субъектов РФ // Colloquium-journal. – – № 2-3 (89). – С. 40 – 42.
  5. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 256 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 36 стр.
Курсовая Конституционно-правовой статус НСО
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2015 год 20 стр.
Контрольная Проблемы федеративного устройства в РФ ВИ МВД России
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2015 год 27 стр.
Курсовая Конституционный статус Правительства РФ
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2016 год 21 стр.
Курсовая Свойства и сущность Конституции РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское