Введение
1.1 Возникновение и развитие информационного общества
1.2 Понятие, сущность и особенности информационного общества
Глава 2. Проблема личности в информационном обществе
2.1 Личность как объект исследования в контексте информационного общества
2.2 Проблемные аспекты влияния информационного общества на формирование личности
Заключение
Список использованных источников и литературы
Информационное общество представляет собой процесс становления нового этапа человеческого развития с преобладающей значимостью информации и знания, внедрением информационно-телекоммуникационных технологий в производственно-хозяйственную деятельность.
Происходящие изменения затрагивают как производство, так и существующий жизненный уклад современного человека. Культурный досуг становится приоритетным по отношению к материальным ценностям.
В отличие от индустриального общества, где основное внимание было направлено на производство и использование продуктов производства, в информационном обществе главным источником развития становятся гуманитарный капитал, знания и творческие идеи, формируется новый особый тип личности – homo informaticus, «сетевая личность», с трансформирующейся сферой коммуникаций, глобальной и усложненной системой взаимосвязей, культурой новых возможностей. Важно отметить, что в современном мире наблюдается принципиально новый уровень развития общества на основе теоретических навыков, доступа к информационным технологиям и самой информации.
Одним из главных признаков современного общества является не только создание новых технических средств коммуникации, но и формирование нового типа личности как некоего субъекта-пользователя, подверженного трансформирующему воздействию всей совокупности информационно-коммуникативных систем, действующих в обществе.
Постоянным фоном его существования выступает быстрая смена сообщений о событиях, происходящих в мире. В то же время сообщения персонифицированы с учетом предпочтений конкретного пользователя, что как нельзя лучше соответствует ускоренному ритму жизни современного человека.
Принципиально важным становится умение ориентироваться в информационном потоке.
В условиях информационной цивилизации изменения коснулись всех сфер человеческого существования, и можно предположить, что измененные способы коммуникации оказали влияние как на личное, так и на коллективное бессознательное личности. Современные исследователи говорят о появлении человека нового типа – Homo informaticus [5, с. 24]. Однако в научном дискурсе пока недостаточно изучены вопросы становления и развития личности данного типа.
В различные исторические эпохи и на разных этапах развития человеческой цивилизации проблемы взаимодействия человека с окружающим миром, проблемы самоопределения и самосознания постоянно оставались в центре философских изысканий.
Античные философы пытались определить место человека в государстве с присвоением четких поведенческих характеристик для каждого представителя отдельного социального слоя.
Исследование специфики развития личности в контексте информационного общества – актуальная задача современных наук.
Целью данного исследования является теоретическое рассмотрение положении личности в информационном обществе.
Вышеозначенная цель предопределила постановку и последующее решение задач данного исследования, которыми явились:
– рассмотрение понятия и сущность информационного общества;
– анализ проблемных вопросов личности в информационном обществе.
Объектом исследования является комплекс взаимоотношений человек – информационное общество.
Предметом исследования оказываются особенности существования человека в условиях информационного общества.
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство. Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины информационного права и социологии.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.