Введение
1 Общая характеристика возможностей справочно-правовой системы «КонсультантПлюс
1.1 Понятие, назначение и особенности возможностей справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
1.2 Аналитические и функциональные возможности справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
2 Поисковые, дополнительные и особые возможности справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
2.1 Поисковые и дополнительные возможности справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
2.2 Особые возможности СПС системы «КонсультантПлюс»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Справочно-правовые системы (далее СПС) – это системы баз данных, которые содержат в себе законы, постановления и указы государственных органов, которые выносятся как на местном уровне, так и на государственном.
В настоящее время, функционирование СПС положительным образом влияет на деятельность многих профессий: юристов, бухгалтеров, руководителей организаций. Так же не стоит забывать, что справочными система активно пользуются студенты колледжей и университетов.
Важно отметить, что в условиях современного мира существенную часть профессиональной работы юриста составляет работа, сопряженная с поиском, изучением, обработкой, анализом и систематизацией информации. Еще пару десятков лет назад такая работа велась при помощи бумажных носителей.
Однако, с развитием научно-технического прогресса и компьютеризацией, все самые главные бумажные носители были оцифрованы и переведены в электронный вид, что качественным образом поменяло сущность информационной работы юриста. Основным инструментом работы в этом направлении на сегодняшний и стали различные справочно-правовые системы, которые позволяют в значительно сжатые сроки получить доступ к любой интересующей информации. Причем тут нужно отметить, что такая информация уже проанализирована и систематизирована в необходимом виде, что существенно упрощает работу с ней. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы. Неоспоримым плюсом любой справочно-информационной системы выступает е компактность.
Фактически, на одном носителе информации можно разместить огромную информационную базу с дальнейшей возможностью ее редактирования, пополнения и работы с ней.
Правовая информация отличается своими большими объемами, собранными из трудов законодателей и ученных прошлых лет, а также научной и законодательной мыслью настоящего времени.
В связи с непрерывным увеличением баз данных справочно-правовых систем у пользователей возникает необходимость в совершенствовании инструментов поиска необходимой информации.
В современных условиях технология поиска должна отвечать двум главным требованиям: предоставлять наиболее полную информацию об объекте поиска и предоставлять наиболее точную информацию об объекте поиска.
Однако, эти два показателя фактически взаимоисключающие, поскольку, если информация представлена наиболее полно, то в результате пользователь обязательной столкнется с так называемым, «белым шумом» – информацией, весьма отдаленно связанной с объектом поиска. А если информация будет представлена максимально точно, то пользователь рискует упустить какие-либо важные элементы не напрямую связанные с ней.
Повысить эффективность поиска в такой ситуации (а профессиональная СПС должна обеспечивать уровень эффективности по полноте и точности поиска, близкий к единице) можно путем использования нескольких способов поиска информации.
Целью настоящей работы является изучение справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Предметом настоящей работы являются основные возможности «КонсультантПлюс».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и основные возможности СПС «КонсультантПлюс»;
2. Рассмотреть основные возможности СПС «КонсультантПлюс»х;
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство.
Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины информационного права.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Общая характеристика возможностей справочно-правовой системы «КонсультантПлюс
1.1 Понятие, назначение и особенности возможностей справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
В начала 90-хх годов в нашей стране команда единомышленников, молодых ученых – выпускников и сотрудников факультета вычислительной информатики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова приступила к разработке программных информационных комплексов и вышла на информационный рынок со справочно-правовой системой «КонсультантПлюс».
Начало развитию КонсультантПлюс положила высокая ограниченность доступа к кругу изданий, публикующих тексты нормативных документов, и их низкая оперативность. А также малое использование компьютеров в своей работе.
Тогда готовых рецептов в России попросту не существовало, а западный опыт был практически неизвестен. Поэтому во многом приходилось выступать в роли первопроходцев. Но в этом было и преимущество: популярные сегодня решения воплощались на несколько лет раньше, чем получали широкое применение в России[1].
На первом этапе большинство пользователей имело простую потребность: главное – получить саму информацию. Они решали простейшие задачи поиска конкретного документа в базе и относились к компьютеру и СПС, как к чуду.
Поэтому сначала «КонсультантПлюс! предложил быстрый и надежный доступ к важнейшей информации по федеральному законодательству, эффективное обновление этой информации, простейшие инструменты поиска документов и самое главное – обучение тому, как пользоваться компьютером. На втором этапе, к концу 90-х, уже появляются пользователи, которые учатся эффективно работать и экономить свое время, а СПС становятся привычным и эффективным инструментом для профессионалов. Появляются и новые приоритеты.
Прежде всего, необходимо было обеспечить максимально полную информацию в системах и качественную юридическую обработку документов.
Именно тогда начался процесс создания региональных правовых баз данных «КонсультантПлюс», благодаря которому сейчас пользователи всех субъектов РФ могут работать с законодательством своего региона. Аналогов этим базам «КонсультантПлюс» по полноте информации и охвату регионов пока нет: на сегодняшний день это крупнейший электронный ресурс по законодательству субъектов РФ[2].
Сегодня «КонсультантПлюс» является крупным и сложным по своей архитектуре программным комплексов, основанным на информационной базе данных с удаленным доступом и возможностью организации множества автоматизированных рабочих мест (АРМ) пользователей.
В отличие от АИС «Законодательство России» и открытых баз данных судебной практики СПС КонсультантПлюс обладает хорошими поисковыми возможностями и интегрирует не только нормативные правовые акты федерального и международного уровня, но и нормативные правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления (эта опция дополнительно может быть настроена в зависимости от интересов пользователя), решения правоприменителей (преимущественно – судов разных уровней), а также справочную информацию (подготовленную специалистами СПС КонсультантПлюс), информационные письма органов государственной власти, официальные интерпретационные акты (где даются разъяснения действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов), научные статьи, монографии, комментарии, бланки документов и даже конструктор договоров.
При этом СПС КонсультантПлюс предоставляет пользователю свежие новости, редакции документов, которые еще вступили в силу (но скоро вступят), а также возможность ставить на контроль определенные документы (система оповестит пользователя обо всех грядущих и произошедших изменениях).
Раздел Горячие документы позволяет ознакомиться с текстами нормативных правовых актов, информационных писем, интерпретационных актов и судебных решений, которых еще нет в базе данных СПС КонсультантПлюс (для этого пользователь перенаправляется на соответствующий ресурс системы в сети Интернет).
СПС КонсультантПлюс учитывает и особенности профиля деятельности пользователя, позволяя выбирать настройки для юриста, бухгалтера, специалиста по кадрам, специалиста по государственным или муниципальным закупкам.
В зависимости от профиля на главную страницу выводятся соответствующие новости, система при поисковых запросах отдает приоритет профильным документам, справкам, консультациям и комментариям[3].