Актуальность темы исследования. Начало XXI века ознаменовало собой бурное развитие индустрии современных информационных технологий. И сегодня продукцию этой отрасли можно встретить практически везде. По мере развития любая деятельность требует периодических усовершенствований, разработки и применения новейших технологий, соответствующих конкретному предприятию. Для получения наиболее высоких результатов своей деятельности предприятия переходят на автоматизацию технологических процессов, на автоматизированную систему управления.
Количество автоматизированных систем достаточно велико и охватывает все сферы жизни человека, причем дальнейшая интеграция взаимодействия искусственного интеллекта и различных отраслей жизни общества подтверждается активными разработками в данной области.
Также актуальность исследования заключается в том, что наиболее проблемной категорией государственных информационных систем (далее ГИС), с точки зрения правовых вопросов использования информации, являются такие системы, создание которых обусловлено целью информационного обеспечения государственного управления в широком смысле.
Суть информационного обеспечения государственного управления заключается в обеспечении должностных лиц государственных органов необходимыми сведениями для принятия управленческих решений (например, в назначении государственной автоматизированной системы «Управление» (далее ГАС «Управление») указано: обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления решений в сфере государственного и местного самоуправления, а также планирования деятельности этих органов).
Стоит отметить, что отдельные части данных сами по себе мало помогают в принятии решений. Необходима элементарная обработка, в результате которой создается отчет, используемый лицом, принимающим решения.
В алгоритмы информационной системы может быть заложена возможность создания большинства отчетов: статистических, аналитических, чрезвычайных и т.д.
Естественно, что современные ГИС такими возможностями обладают, в той или иной степени. Допустимо, что результаты обработки данных впоследствии используются в управленческой деятельности. Но правовые нормы, в которых закреплялись бы способы анализа, обработки и последующего использования информации, содержащейся в федеральной информационной системе стратегического планирования (далее ФИССП), созданной с целью информационного обеспечения государственных органов, практически отсутствуют.
Характеризуя степень разработанности темы исследования нельзя не отметить, что правовой режим в российской науке изучены явно недостаточно. В числе работ, частично затрагивавших рассматриваемую тематику, можно отметить труды Д. Горелишвили, О. Захарьяна, Ю. А. Тихомирова и некоторых других исследователей. Кроме того, нельзя не обратить внимание на диссертационные работы таких авторов, как: В.В. Брижанин, М.В. Климович, Семизорова Е.В и других, но вместе с тем, важные вопросы правовой регламентации режима ГАС были затронута в этих работах косвенно.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения ее научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Целью данной курсовой работы является изучение определенных процессов, влияющих на формирование ГАС «Управление».
Данная цель определяет предмет настоящего исследования, в который входит анализ понятия ГАС «Управление», ее прямого назначения и функциональных возможностей. А также важных аспектов развития российских автоматизированных систем управления (далее АСУ) и перспективы совершенствования их правовой регламентации.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
рассмотреть организационно-правовые аспекты становления и развития АСУ в РФ;
определить перспективы совершенствования правовой регламентации информационного обеспечения государственного управления;
раскрыть понятие и цели ГАС «Управление»;
исследовать функциональную структуру и назначение частей ГАС «Управление».
Таким образом, в настоящей работе основное внимание уделяется организационно-правовым аспектам развития, целям, структуре и назначению ГАС «Управление».
Методология исследования определяется современными методами теории познания, в числе которых были использованы общенаучные (диалектический, формально-логический, системно-структурный) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания. Применение указанных методов позволило всесторонне и целостно исследовать объект и предмет работы в их взаимосвязи и взаимозависимости.
В нормативно-правовую основу исследования вошли Конституция РФ, действующие федеральные законы, отраслевое законодательство.
Структуру работы определили цели и задачи настоящего исследования, которая состоит из: введения, основной части, сформированной двумя главами, заключения и списка использованных в работе источников.
1 Становление и развитие автоматизированных систем управления в РФ, вопросы совершенствования правового регулирования информационного обеспечения государственного управления
1.1 Организационно-правовые аспекты становления и развития автоматизированных систем управления в РФ
Понятия «управление» и «информация» являются взаимодополняющими и взаимопроникающими, т.к. управление подконтрольными объектами невозможно осуществлять без информации об их состоянии и движении, а информация в иерархических системах (живых организмах, человеческом обществе) собирается и обрабатывается в основном для целей управления.[1]
О современном нам обществе в развитых государствах принято говорить как об информационном обществе. Чрезвычайное распространение информационных технологий и их существенное влияние на жизнь каждого гражданина (телевидение, глобальные информационно-телекоммуникационные системы в виде сети Интернет и сетей мобильной связи) кардинально изменили систему коммуникационного общения человека, необозримо в сравнении с прошлыми периодами расширяя ее возможности и одновременно делая личность весьма зависимой от своих капризов. Государство как внутри собственной системы, так и при общении с гражданами и организациями так же неизбежно должно использовать эти новые возможности, а в ряде случаев - идти впереди.
Один из принципов действия АСУ – это необходимая и достаточная степень достоверности информации. Только при достоверности информации может быть использована в производственной деятельности предприятий и организаций документация, обработанная средствами вычислительной техники.
Реализация этого принципа требует величайшей аккуратности и добросовестности всех работников АСУ. Поэтому одна из основных задач правового регулирования в АСУ – способствовать повышению уровня достоверности информации.
Второе положение заключается в том, что в АСУ правовое регулирование касается всей системы носителей информации, их взаимозависимости, а не только форм и видов отдельных носителей информации.
В управлении проблема достоверности информации по-прежнему остается на первом месте.
Использование недостоверной, а также недостаточной по качеству информации для подготовки управленческого решения неизбежно приводит к появлению ошибок и сбоев в работе.
В определенной мере производной от проблемы достоверности является проблема придания сведениям, циркулирующим в автоматизированных информационных системах (автоматизированных системах управлениях либо в банках данных), должной юридической силы.
Определенные подвижки в данном вопросе ныне наметились – Единый государственный реестр недвижимости стал единственным источником определения права граждан и организаций на недвижимое имущество и наличие обременений на него.
Признается официальной, т.е. порождающей необходимые юридические последствия, публикация нормативных актов на официальных сайтах органов государственной власти.
Но до идеала в данном вопросе еще очень далеко, в т.ч. при использовании оперативных учетов органов внутренних дел. Здесь остается большим поле для дальнейшего нормативного регулирования.
Далее, обратим внимание, на так называемую «проблему документа». Парадоксально, но все успехи в правовом регулировании и внедрении в повседневную практику электронных подписей, которые позволяют существенно легитимировать документы в электронной форме отображения, не решили полностью проблему документирования информации в виртуальном пространстве.
Документ на бумажном носителе по-прежнему сохраняет свое могущество в системе государственного управления, где он действует наряду с документами в электронной форме отображения, а также отсканированными образами подобных себе документов, образуя причудливую смесь, к сожалению, не повышающую уровень юридической силы документированных сведений.
Нельзя обойти вниманием и вопрос, связанный с правовой природой рассматриваемых отношений.
В работе А.Б. Венгерова высказана его позиция по этому вопросу, в которой, в частности, он пишет о том, что в ходе работы функционирования АСУ возникают общественные отношения, нуждающиеся в научном анализе.
Эти отношения, обусловливающие и опосредующие характерные черты и специфику автоматизации как одну из главных тенденций совершенствования управленческой деятельности, реализуемой при опоре на фундамент научного познания и практического применения, точнее нужно назвать информационными.[2]
Прошло немало лет и на сегодняшний день существует номенклатурная специальность научных работников 12.00.13 – информационное право, многочисленные работы в этом направлении.
Направлениями исследований по данной специальности, как следует из паспорта, опубликованного на официальном сайте ВАК при Минобрнауки России[3], обозначены следующие:
правовой режим информации;
информационная среда, информационные технологии и информационные системы как объекты правового регулирования;
формирование правовых основ информационного общества, информационной правовой культуры, электронного государства и электронного сегмента экономики (электронной экономической деятельности);
реализация и защита прав в информационной сфере;
правовое обеспечение информационной безопасности, защиты информации и информационной инфраструктуры;
профилактика, раскрытие правонарушений и ответственность за правонарушения в информационной сфере.
По мнению Е.Н. Щеглова[4], на первый взгляд все создает впечатление фундаментальности, но при внимательном анализе, это абсолютно не так.
Во-первых, не может быть единого правового режима информации – таких режимов множество (официальная, неофициальная, документированная, недокументированная, процессуальная, массовая, частная, оперативная, техническая, правовая, политическая и т.п. и т.д.).
Информационная среда является категорией весьма неопределенной, поэтому вряд ли можно говорить о какой-то универсальной системе ее правового регулирования. Точно так же можно говорить и об информационных технологиях и информационных системах в силу их чрезвычайной многочисленности.
Государство, какую приставку к нему ни присоединяй, электронное оно или какое-то иное, остается государством и изучается, прежде всего, науками конституционного и административного права.
Электронная экономическая деятельность, если хоть немного вдуматься, вообще является словосочетанием абсурдным.