ВВЕДЕНИЕ
1 Независимая гарантия: понятие и признаки
1.1 Правовая природа независимой гарантии
1.2 Понятие и признаки независимой гарантии
2 Форма, и условия независимой гарантии
2.1 Форма и условия независимой гарантии
2.2 Виды независимой гарантии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Независимая гарантия как некий обновленный способ обеспечения исполнения обязательств, принятый законодателем на базе банковской гарантии, несомненно, представляет интерес с позиции анализа правового регулирования и практического применения.
Внесенные нормативные изменения не только расширили субъектный состав, включив, помимо кредитных и страховых организаций, другие коммерческие организации, но и существенным образом затронули правовую природу независимости рассматриваемой обеспечительной меры.
Согласно ст. 368 ГК РФ по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Независимая гарантия порождает систему отношений, возникающих между ее участниками.
Отдельные аспекты гарантии как способа обеспечения исполнения обязательства в системе способов обеспечения исполнения обязательств в своих работах затрагивали А.В. Асосков, В.А. Белов, Р.С. Бевзенко, В.В. Витрянский, Б.М. Гонгало, А.Л. Меламед, Л.А. Новоселова, О.Н. Садиков, С.В. Сарбаш, и др.
Целью исследования является анализ правовой природы независимой гарантии как способа обеспечения обязательств, а также всестороннее исследование отношений, возникающих при использовании гарантии для выработки предложений и рекомендаций по совершенствованию правового регулирования, направленного на эффективное применение данного способа обеспечения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучить правовую природу гарантии;
2) определить понятие и признаки независимой гарантии;
3) исследовать форму и условия независимой гарантии;
4) выявить виды независимой гарантии.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией независимой гарантии.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты различных отраслей законодательства, в том числе гражданского, регулирующие использование независимой гарантии, как способа обеспечения исполнения обязательств.
Теоретическую основу исследования составляют работы ученых-юристов: Гонгало Б.М., Жураховский А.С., Завидов Б.Д., Калпин А.Г., Красавчиков О.А., Ломидзе О.Г., Мейер Д., Мусин В.А., Олейник О.Г., Перепелкина Е.А., Петровский Ю.В., Попов И.С., Рожкова М.А., Романов М.А., Сергеев А.В., Степанова С.А., Садиков О.Н., Шапп Я., Шиша А.А. и др.
Методологической основой исследований являются системный и логический анализ, научные методы общей теории права, гражданского и банковского права.
Практическая значимость проведенных исследований заключается в возможности использования их результатов для дальнейших теоретических исследований юридических аспектов независимой гарантии, в законотворческой деятельности при разработке новых правовых механизмов реализации независимой гарантии, в судебной практике при рассмотрении дел, связанных с применением положений ГК РФ о независимой гарантии, использующих гарантию для обеспечения исполнения обязательств.
Структура работы обусловлена поставленными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
1 Независимая гарантия: понятие и признаки
1.1 Правовая природа независимой гарантии
Независимая гарантия занимает особое место среди способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных главой 23 Гражданского кодекса РФ.
Повышенная надежность независимой гарантии обусловливается отсутствием зависимости между основаниями для отказа гаранта в удовлетворении требования бенефициара и основным обязательством, в обеспечение исполнения которого выдана такая гарантия.
Особенность независимой гарантии выражается, прежде всего, в предусмотренном ст. 370 ГК РФ положении о том, что порождаемое гарантией обязательство гаранта не зависит от основного обязательства, в обеспечение которого она выдана, даже если в независимой гарантии содержатся ссылки на такие обязательства. И если вопрос о том, что независимая гарантия является одним из способов обеспечения обязательств, хоть и отличным от других способов своей без акцессорностью, то вопросов о правовой природе независимой гарантии возникает множество.
Д.И. Романенко и С.В. Тычинин говорили «...сложность определения правовой природы банковской гарантии состоит в том, что, с одной стороны, законодателем устанавливается независимость гарантии от основного обязательства... с другой стороны... банковская гарантия отнесена к способам обеспечения исполнения обязательства, что, вне всякого сомнения, свидетельствует о связи банковской гарантии с основным обязательством»[1]. Однако не вызывает ни каких споров тот факт что независимая гарантия является обязательством, в данном случае это прямо закреплено законодателем, а позиция изложенная Беловым В.А, который определяет гарантию как «как документ, выданный гарантом по договоренности с определенным лицом (принципалом) и удостоверяющий обязательство гаранта уплатить определенную денежную сумму известному лицу (бенефициару)»[2], выглядит не совсем верной. Вместе с этим встает вопрос, является ли независимая гарантия односторонней сделкой или договором. Так, такие ученые как О.А. Красавчикова, В.В Витрянский, Б.М Гонгало и др. считают независимую гарантию односторонней сделкой. Так Б.М Гонгало отмечает что «Односторонней признается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (ст. 154 ГК). К односторонним сделкам относятся, в частности, выдача доверенности, завещание, принятие наследства, отказ от наследства, выдача независимой гарантии»[3]. Так же подобной точки зрения придерживается и Д.А Гаврин, который говорит что, «рассматривая принадлежность гарантии к односторонним сделкам или договорам, следует исходить из критерия достаточности волеизъявления одной стороны или двух и более. В случае с независимой гарантией вопрос отнесения независимой гарантии к числу односторонних сделок предрешен законодателем. Согласно п. 2 ст. 368 и ст. 373 Гражданского кодекса РФ независимая гарантия выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом, и вступает в силу с момента ее отправки (передачи) гарантом»[4]. Позиция отнесения независимой гарантии к односторонним сделкам аргументированна тем фактом, что для возникновения обязательств по гарантии достаточно воли только лишь гаранта, выдающего такую гарантию. Гарант же, принимает на себя обязательство оплатить определенную денежную сумму, что позволяет отнести банковскую гарантию к односторонне- управомочивающим сделкам. Вместе с этим следует отметить, что любая односторонняя сделка прежде всего является безвозмездной, как отмечает Е.А Суханов «Возмездной называется сделка, в которой обязанности одной стороны совершить определенные действия соответствует встречная обязанность другой стороны по предоставлению материального или другого блага.
Возмездность в сделке может выражаться в передаче денег, вещей, предоставлении встречных услуг, выполнении работы и т.д. В безвозмездной сделке обязанность предоставления встречного удовлетворения другой стороной отсутствует. Поэтому возмездными могут быть только двусторонние и многосторонние сделки. Односторонние сделки всегда безвозмездны»[5]. В предыдущей редакции ГК РФ вопрос о возмездности независимой гарантии решался однозначно, устанавливая обязанность принципала уплатить гаранту определенное вознаграждение. Новая редакция Гражданского кодекса таких положений не содержит, из чего следует что гарантия может быть как возмездной, так и безвозмездной. Таким образом вопрос о том является ли гарантия односторонней сделкой будет поставлен в прямую зависимость от основы ее возмездности. С точки зрения деления сделок на каузальные и абстрактные, независимую гарантию следует отнести к первым, так как даже из определения независимой гарантии, отраженной в п.1 ст. 368 ГК РФ четко видна цель совершения такой сделки. Однако, интересным представляется тот факт, что, само обязательство, порождаемое гарантия казуальным не является, как отмечает Л.Г Ефимова «выдача независимой гарантии порождает обязательство, сторонами которого являются гарант и бенефициар. Основанием обязательства гаранта является денежная сумма, уплачиваемая принципалом гаранту за предоставление гарантии. Однако это основание обязательства гаранта лежит вне правоотношения по независимой гарантии. Оно вытекает из договора о предоставлении банковской гарантии.