Информационная культура органически вошла в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она изменила многие сложившиеся социально-экономические, политические и духовные представления, внесла качественно новые черты в образ жизни человека. Новая ценностно-нормативная система провозглашает примат знаний и информационных ресурсов над всеми остальными элементами общества и объявляет информацию основой общества, новых человеческих отношений. Информационное общество вместе с позитивами усиления общественного интеллекта через расширение информационных возможностей принесло с собой большое количество негативов в форме информационных загрязнений, искажений информационных пространств.
Информационные технологии приводят к изменению стиля мышления (формализация, стандартизация представления информации, алгоритмизация и т. д.). Вследствие этого применение современных средств и способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом. Начиная с самого раннего детства, новое компьютерное поколение погружается в систему не только традиционных, но и новых компьютерных представлений и ценностей.
В результате утверждения информационной реальности объекты деятельности все более отдаляются от человека, усложняются и становятся несоразмерными человеческому восприятию. В течение жизни одного человека происходит смена нескольких технологий. Все названное затрудняет освоение технических устройств, психологический «инструментарий», необходимый для освоения такой техники, становится все неестественнее для человека, формирует у него низкую самооценку в случае неудачи, способствует росту отчуждения. Происходит падение профессионализма, в его традиционном понимании, и прогрессирующее накопление ненужных знаний и данных. Возникает огромное количество социальных и этических проблем: хакерство, шпионаж за сотрудниками, их взаимное недоверие, засилье информационного мусора и т.д.
Умение анализировать и критически оценивать данные процессы, является важной компонентой профессионализма специалистов, связанных с IT-технологиями.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в отношении развития информационного общества.
Предметом исследования выступают правовые нормы, предусматривающие понятие и правовое регулирование развития информационного общества.
Целью данного исследования является теоретическое рассмотрение положений о возникновении и современном развитии информационного общества.
Вышеозначенная цель предопределила постановку и последующее решение задач данного исследования, которыми явились:
– рассмотрение понятия и сущность информационного общества, проблемы человека в информационном обществе;
– анализ проблем и перспектив информационного общества.
Информационная основа данного исследования включает научные, научно-популярные книги и периодические издания, опубликованное российское законодательство. Нормативной базой послужили законодательные акты Российской Федерации.
Методологической основой работы являются категории материалистической диалектики, а также основные концептуальные положения современной доктрины информационного права.
В качестве общенаучных и частно-научных методов познания в работе использовались историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, системный, конкретно-социологический и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Общая характеристика информационного общества
1.1 История развития представлений об информационном обществе
Одним из ключевых вопросов конца ХХ начала XXI веков является возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий, образования, знаний, информации в развитии общества. Все чаще говорится о наступлении информационной эры, о том, что новые «способы информации» превалируют, что мы живем в «электронном обществе», движущей силой которой стала информация, что мы уже существуем в условиях «глобальной информационной экономики», что происходит очередной этап технологической и мирной социальной революции – становление информационного общества[1].
Предметом спора становится то, что несет с собой эта революция. Для одних она означает становление общества действительно профессионального и заботливого по отношению к своим членам; для других – усиление контроля над гражданами; для третьих она знаменует появление высокообразованного слоя, притом, что прочих захлестнет волна пустячных сообщений, сенсаций и сбивающей с толку пропаганды[2]. При всей противоречивости этих точек зрения все ученые соглашаются в одном: информация есть нечто особенное.
Информация играет особую роль в современном мире. Информационное общество – социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научнотехнической и другой информации.
Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг.
При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.
Развитие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами» (Е. Масуда).
Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет «малые» экономические формы – индивидуальную деятельность на дому, «электронный коттедж». Они включены в общую структуру информационного общества с его «инфо- », «техно-» и другими сферами человеческого бытия.
Выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации» на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики – «телекомпьютерэнергетики» (Дж. Пелтон).
«Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традиционной печати «электронными книгами», изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х. Эванс)[3].
Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат «микроэлектронной революции»[4].
Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники.
Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества. Определение понятия «информационного общества» является одним из ключевых.
В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Проблема существования и бытия человека в полностью «технизированном» и «информатизированном» мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию «информационного» общества.
Важно найти принципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало придуманное О. Тоффлером «информационное общество». Очевидно, что нельзя ограничиваться в определении чисто экономическим аспектом, как это сделал А. Турен, или социальными факторами, как это получилось у Ж. Эллюля, поскольку комплексные и многонаправленные перемены охватят практически все сферы человеческой жизнедеятельности[5].
Таким образом, «информационное общество» – это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека.
Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому.