ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Право на образование как конституционное право гражданина Российской Федерации
1.2 Принципы и гарантии реализации права на получение образования
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ
2.1 Проблемы реализации права на образование
2.2 Защита права на образование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы, выбранной для исследования в рамках курсовой работы, обусловлена тем, что образование является важной составляющей развития каждого человека. Доступность образования позволяет повышать культурный уровень населения государства. Именно образованные и высокообразованные люди способствуют развитию науки и техники, а также играют важную роль в жизни общества.
Возможность получить образование в России бесплано существует давно, оно было признано еще в советское время и сохранилось после распада СССР. Право на образование является важной составляющей жизни каждого человека. Вместе с тем возможность реализации данного права зависит от комплекса причин, в том числе от личности самого человека.
Получение бесплатного образования порой становится проблематичным для людей с ограниченными возможностями. Существуют и проблемы недостатка финансирования, а также иные. Исследование сущности права на образование, возможности осуществления его защиты, а также возникающих в процессе реализации проблем необходимо для того, чтобы совершенствовать существующую систему образования, а также законодательство, регулирующее вопросы, связанные с реализацией права на бесплатное образование.
Изложенное свидетельствует о необходимости проведения комплексного научно-теоретического исследования права на получение бесплатного образования в России, что и обусловило выбор темы для исследования в рамках курсовой работы.
Целью настоящей работы является исследование нормативного регулирования права на образование, выявление возникающих в процессе его реализации проблем и определение способов защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть право на образование как конституционное право гражданина Российской Федерации;
исследовать принципы и гарантии реализации права на бесплатное обучение;
выявить проблемы реализации права на бесплатное образование в России;
проанализировать защиту права на образование.
Объектом исследования в данной работе являются правоотношения, возникающие в процессе реализации права на образование.
Предмет исследования – положения законодательства России, регламентирующие реализацию права на получение образования.
В процессе написания данной работы использовались следующие методы исследования: формально-логический и сравнительно-правовой методы, анализ и обобщение использовались при изучении законодательства, а также исследовании правоприменительной практики.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 конституционное право на образование в Российской Федерации
1.1 Право на образование как конституционное право гражданина Российской Федерации
Право человека на образование с точки зрения действующего законодательства можно рассматривать как признаваемое государством, закрепленное в нормах права поведение, обусловленное свободой выбора формы, объема и вида образования. Право на образование признается не только исходя из признания ценности его для каждой отдельной личности, но и для государства в целом[1].
Право каждого человека на получение образования в Российской Федерации определено как гарантированное Конституцией Российской Федерации, что закреплено в статье 43 основного закона[2]. Данное положение согласуется с положениями международного права, которое является составной частью нашего законодательства (пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации). На уровне международных договоров право человека на образование закреплено во многих документах, Так, например, в соответствии со статьей 26 Всеобщей декларации прав человека за каждым признается право на получение образования, при этом начальное и общее образование должно быть бесплатным[3].
Аналогичное положение содержится в статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[4], в статье 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод[5], а также в ряде иных международных договоров.
Отдельного внимания заслуживает Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования[6]. В статье 1 данной Конвенции закреплено, что как дискриминацию следует рассматривать создание следующих условий:
- закрытие доступа для отдельного лица либо группы лиц к получению образования;
- ограничение возможности получения образования для отдельного лица либо группы лиц низшим уровнем образования;
- создание либо сохранение раздельных систем обучения для отдельного лица либо группы лиц;
- создание несовместимого с достоинством человека положения, в которое ставится лицо либо группа лиц.
При этом согласно статье 2 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования раздельное образование допускается по половому признаку, если качество образования при этом не страдает, по религиозному или языковому.
Не рассматривается как дискриминация создание высших ступеней образования, возможность получения которого обусловлена возможностью получения дополнительного образования.