ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ДОГОВОРЕ
1.1 Генезис и правовая природа предварительного договора в гражданском праве в РФ
1.2 Понятие и признаки предварительного договора
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ДОГОВОРА
2.1 Содержание предварительного договора
2.2 Заключение и оформление предварительного договора
ГЛАВА 3. ИСПОЛНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ДОГОВОРА
3.1 Исполнение предварительного договора и ответственность сторон за его неисполнение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Закрепление и оформление договоренностей между субъектами права осуществляется в форме заключения соответствующего договора между сторонами сделки. Гражданско-правовые договоры применяются в самых разных сферах человеческой жизни. Они имеют абсолютно разные конструкции, нацелены на выполнение различных по сложности и важности задач и заключаются чаще всего для того, чтобы участники сделки достигли желаемых целей, получив выгоду, минимизировав риски и избежав убытков. Встречаются ситуации, при которых участники сделки уже согласовали все ее условия и не против заключить договор, но в силу сложившихся обстоятельств немедленное заключение договора не представляется возможным. В подобных ситуациях договорившиеся стороны могут воспользоваться возможностью составления и заключения предварительного договора.
Актуальность темы исследования можно подтвердить следующими положениями. Предварительный договор часто используется участниками гражданских правоотношений, можно предположить, что это связано с теми ситуациями, когда заключение основного договора невозможно, а у сторон существует необходимость закрепить достигнутые договоренности. В таком случае предварительный договор является инструментом, позволяющим сторонам достигнуть указанной цели.
Авторы, рассматривающие конструкцию предварительного договора, подчеркивают ее важную роль в становлении и развитии договорных отношений.
Однако, несмотря на большое количество исследований, все еще нет единого мнения относительно таких вопросов, как возможность заключения предварительного договора в отношении реальных конструкции договоров, договора дарения, применение некоторых способов обеспечения обязательств в рамках предварительного соглашения.
Следует отметить, что тема настоящей работы разработана в науке гражданского права достаточно глубоко. Изучением темы предварительного договора занимались такие исследователи, как М. И. Брагинский, В. В. Витрянский, А. Г. Карапетов, Е. Б. Подузова, М. Ю. Кайгородова, П. А. Меньшенин, Д.А. Майдаровский. Некоторые проблемы исследуемого института гражданского права были рассмотрены в трудах Гонгало Б. М., Иоффе О. С., Красавчикова О. А. и иных авторов
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу регулирования института предварительного договора.
Предметом исследования являются нормы гражданского права, регулирующие организационные правоотношения, возникающие на преддоговорной стадии, в рамках которых происходит заключение предварительного договора.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
изучить генезис и правовую природу предварительного договора;
проанализировать понятие и признаки предварительного договора;
определить содержание, заключение и оформление предварительного договора.
Методологическую основу исследования составляет всеобщий метод познания – метод материалистической диалектики, а также такие общенаучные методы, как анализ, описание, индукция, дедукция. Наряду с общенаучными методами были также использованы специальные методы, применяемые в юридических дисциплинах, в частности сравнительно- правовой, структурно-функциональный, формально-юридический метод.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Общие положения о предварительном договоре
1.1 Генезис и правовая природа предварительного договора в гражданском праве в РФ
Юридическая конструкция предварительного договора была известна дореволюционному российскому гражданскому праву. В ст. 1679 ч. 1 т. Х Свода законов Российской империи (Свод законов гражданских) был предусмотрен договор запродажи. Его правовая природа широко обсуждалась дореволюционными цивилистами. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что потребность в таком договоре «вызывается существованием препятствий к заключению того договора, который предполагается в будущем вследствие отсутствия каких-либо условий, необходимых для его заключения»[1]. Он одним из первых поднял вопрос об отграничении предварительного договора от соглашений, заключенных в ходе переговоров, пунктам которых стороны не придавали обязательную юридическую силу, тогда как предварительный договор считался состоявшимся как сделка с момента его заключения.
Однако ученый не видел возможности понудить сторон предварительного договора к заключению основного договора, при уклонении можно было только ставить вопрос о возмещении убытков, «вызванных задержкой». Это мнение разделялось и комментаторами гражданских законов: «Никто не может быть принужден к заключению договора, хотя бы даже и обязался заключить последний, невыполнение этого обязательства может повлечь за собой только ответственность за причиненные этим убытки»[2].
С учетом этого, перспективы сохранения предварительного договора в системе гражданско-правовых договоров оценивались пессимистично: «С точки зрения законодательной политики договор запродажи, составляющий особенность российского законодательства и при этом не очень древнего происхождения (XVIII века), является совершенно излишним в системе договоров. Запродажа могла бы иметь оправдание, если бы купля-продажа устанавливала переход права собственности в силу одного соглашения. Но этого нет в настоящее время»[3]. Другие ученые отказывали предварительному договору в самостоятельном статусе. Например, К.П. Победоносцев разграничивал договор запродажи и куплю-продажу, полагая, что последняя была лишь реальным действием сторон по передаче друг другу денег и имущества, направленным на приобретение права собственности. Тогда как договор запродажи являлся классической договорной конструкцией, в силу которой «одна сторона обязывается продать (т.е. действительно передать в собственность, перекрепить) другой стороне имущество, к назначенному сроку и за известную цену»[4]. Следует также отметить, что договор запродажи был очень формализованным. В частности, предварительный договор займа допускался в форме договора об открытии кредита, а купли-продажи недвижимости – в форме договора запродажи. Считалось, что заключение предварительного договора исходит не из свободы договора, а обусловлено специфическими обстоятельствами, которые не позволяли заключить сразу основной договор. Например, договор запродажи изначально возник для оформления отношений по купле-продаже недвижимости, либо находящейся под запретом (арестом), либо ещё не созданной, либо на которую временно отсутствовало право собственности на момент согласования волеизъявлений на заключение сделки (предварительного договора).
Юридическая конструкция этого договора состояла в следующем: «Договор запродажи признавался самостоятельным договором в системе российского права XVTII-XIX вв. и представлял собой предварительную сделку о заключении впоследствии договора купли-продажи.
Существенными условиями договора запродажи являлись предмет и цена будущей купли-продажи, срок и способы обеспечения сделки относились к произвольным условиям запродажи»[5]. Однако, в научной литературе высказывалось мнение о возможности и необходимости применять конструкцию предварительного договора не только в случаях запродажи и открытия кредита. Например, Д.И. Мейер считал, что «…соглашение, по которому лицо обязывается впоследствии заключить известный договор, может предшествовать какому бы то ни было договору: точно так же, как лицо обязывается тогда-то продать имущество, оно может обязаться, например, дать деньги взаем либо обязаться заключить договор найма и т.д. Но в нашей практике развит в особенности договор о будущем совершении купли-продажи, и притом более по отношению к недвижимому имуществу. А потому и законодательство упоминает особо только о запродаже, хотя, конечно, тем не устраняются соглашения о будущем заключении других договоров»[6]. Дореволюционные гражданские законы требовали, чтобы предварительный договор запродажи, как недвижимого, так и движимого имущества, был заключен в обязательной простой письменной форме (по продажным записям), при несоблюдении которой следовал запрет ссылаться на свидетельские показания в подтверждение его заключения. Представляется важным и обсуждение в дореволюционной цивилистике вопроса о двустороннем или одностороннем характере предварительного договора, который был вызван тем, что по закону запродажей считался «договор, в силу которого одна сторона обязуется продать…».