В современной России существуют множество правовых проблем, но среде них широкое распространение получило безвестное отсутствие – это исчезновение граждан и других физических лиц, которые пропали бесследно.
Обычно, когда лица обращаются в органы, их методы не приносят результата, из-за чего возникает юридическая неопределенность – недостаток данных не только о месте пребывания исчезнувшего гражданина, однако и о том, живой ли он. Это влечет собой не только утрату родных и близких, однако и порождают несколько вопросов, которые требуют своего разрешения: о правовом режиме собственности пропавшего; о порядке реализации его имущественных и личных неимущественных прав; об исполнении его гражданских обязательств перед третьими лицами; о содержании его детей, которые не достигли совершеннолетия, нетрудоспособных нуждающихся родителей, супруга либо иных лиц, которые обладают возможностью получить содержание.
В связи с этим, теоретические и практические аспекты, сопряженные с признанием гражданина безвестно отсутствующим либо объявлением лица умершим, считаются актуальными.
Нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, которые формируются в связи с продолжительной неизвестностью местонахождения граждан, которые состоят в конкретных правоотношениях с гражданами и организациями, кроме того и процедура признания таких граждан безвестно отсутствующими.
В связи с этим возникает проблема, испытывает ли какие–нибудь перемены правоспособность лица в момент его отсутствия и находится ли в зависимости от того, было ли такое отсутствие установлено в судебном порядке.
Конечно, за этим лицом в полном объеме сохраняется совокупность имущественных и личных неимущественных прав, которые образуют сущность гражданской правоспособности, однако, не находясь дома, лицо лишается правовой и фактической способности осуществлять большинство прав и осуществлять принятые на себя обязанности, что объясняет потребность предусмотренного законом вмешательства в его частноправовую область.
Подобное вторжение абсолютно обоснованно, Потому что оно объясняется стремлением законодателя гарантировать максимальную защиту субъективных прав и законных интересов безвестно отсутствующего лица, физических и юридических лиц, чьи права и круг интересов напрямую сопряжены с его исчезновением. В статье 43 Гражданского Кодекса указаны основные гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. К правовым последствиям также относятся: прекращение действия доверенности, который выдается на имя безвестно отсутствующего лица; прекращение договора поручения с его участием и др.
Актуальность выбранной темы настоящего исследования предопределила ее цель, которая состоит в проведении комплексного анализа теоретических и практических аспектов понятия, сущности и особенностей признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.
Для достижения поставленной цели существенное значение имеют разрешение следующих актуальных задач в рамках настоящей работы:
рассмотрение истории возникновения и развития института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим;
уяснение особенностей понятия и оснований признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим;
выявление практических проблем реализации института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с процессом признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.
Предметом исследования являются закономерности признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения научной литературы, касающиеся особенностей признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИЕМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ
1.1 История возникновения и развития института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим
Реалии жизни говорят нам повышающейся криминогенной обстановке, которая впоследствии приводит к росту преступлений против личности, а также стихийные бедствия, локальные военные действия, террористические акты и иные чрезвычайные ситуации порождают исчезновение огромного количества граждан. Поэтому с целью устранения неопределенности возникли институты признания гражданина безвестно отсутствующим по решению суда.
В юридической литературе широко распространено мнение о том, что, возникновение института безвестного отсутствия находится в средневековом праве Западной Европы[1].
В Вавилонском государстве, являющимся военной рабовладельческой деспотией, где собственность на землю и рабов предоставлялась в пользование на условии несения государственной военной службы, воин, пропавший без вести, терял право на свое имущество, так как с его безвестным отсутствием это главное условие нарушалось. Но закон по-разному регулировал последствия безвестного отсутствия в зависимости от его причины. Так, безвестное отсутствие вследствие захвата воина в плен влекло потерю для него права на пользование имуществом, однако это право предоставлялось его сыну в случае, если он заменял отца на военной службе.
Если же сын по малолетству еще не был в состоянии нести службы своего отца, то е матери малолетнего выделялась 1/3 имущества на воспитание сына.
Если безвестно отсутствующий возвращался из плена, то его права на имущество восстанавливались.
Иначе обстояло дело, если безвестное отсутствие было связано с государственной службой, но происходило не по причине пленения.
В этом случае безвестно отсутствующий терял право на пользование имуществом, и оно передавалось другому в условное владение.
Если безвестное отсутствие длилось три года, то прежний владелец терял право на возврат имущества.
Если такое отсутствие длилось лишь один год, то условный владелец должен был возвратить имущество вернувшемуся. Из последствий безвестного отсутствия в брачных отношениях следует в первую очередь отметить неупоминание какого-либо срока, после которого наступали эти последствия. Наступление последствий, то есть разрешение жене отсутствующего вступить в другой брак, зависело не от продолжительности отсутствия, а от наличия средств существования.
Если в доме были средства существования, а жена безвестно отсутствующего, тем не менее, вступала в другой брак, то она признавалась преступницей и предавалась смерти. Если же средств существования не было, она имела право вступить в другой брак. В случае возвращения из плена прежнего мужа она должка вернуться к нему, а дети второго мужа оставались у него[2]. Институт безвестного отсутствия в гражданском праве Российской империи регулировали нормы как материального, так и процессуального права, содержащиеся в таких источниках, как Свод законов Российской империи, где безвестное отсутствие устанавливалось в семейных правоотношениях для супругов.
По своду законов российской империи безвестное отсутствие одного из супругов свыше 5 лет являлось основанием к разводу. Об этом говорит 54 статья 10 тома[3].
Существовавшие в тот период патриархальные ценности отразились и на законодательстве и, прежде всего, защищали интересы семьи безвестно отсутствующего, так как безвестное отсутствие одного из супругов могло поставить семью в тяжелое материальное положение и законодательное закрепление безвестного отсутствия позволяло устранить неопределенности.
В Уставе Гражданского Судопроизводства 1864 года, подробно регламентировался институт безвестного отсутствия и был выделен в 5 главу.
Согласно ст. 1451: «Каждый, у кого есть основание считать лицо, к имуществу коего, в целом или в частях, он имеет законное притязание, находящемся в безвестном отсутствии, а также и чины прокурорского надзора, могут просить окружной суд в ведении коего то имущество находится, об учинении публикации о безвестно отсутствующем и о принятии мер к охранению его имущества».
А это говорит об имущественном характере взаимоотношений по поводу безвестного отсутствия лица.
При этом в данных правоотношениях учитывались интересы не только заинтересованных лиц, но и самого безвестно отсутствующего, так как принимались меры по охранению его имущества.
В дореволюционном российском законодательстве процедура признания гражданина безвестно отсутствующим осуществлялась в два этапа: первоначально гражданина признавали безвестно отсутствующим, а следующим этапом было объявление гражданина умершим по решению суда.
После принятия нового законодательства судебная практика отказалась от двухстадийности и теперь дела об объявлении гражданина умершим решаются в одном процессе.
Гражданский Кодекс РСФСР 1922 г. предусматривал, что для признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим заинтересованным лицам и учреждениям необходимо получить свидетельство от нотариальных контор. В случае предполагаемой гибели безвестно отсутствующего свидетельство выдавалось нотариальными конторами только при наличии документов, подтверждающих факт гибели: протоколов, актов и т.д.[4].
При отсутствии указанных документных данных признание такого лица умершим производилось только судом. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые 8 декабря 1961г установили единые основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, а ГПК союзных республик – процессуальный порядок рассмотрения этих дел судами[5].
С 1 января 1995 года вступила в силу первая часть нового Гражданского кодекса РФ. В отличие от прежнего ГК 1964 года новое законодательство более детально сформулировало юридические последствия и основания признания гражданина безвестно отсутствующим.