Введение
Глава 1. Общие положения о допросе
1.1 Понятие допроса
1.2 Виды допроса и их особенности. Очная ставка как разновидность допроса
Глава 2. Психологические особенности при проведении допроса
2.1 Проблемы установления и поддержания психологического контакта при допросе
2.2 Тактика получения правдивых показаний при допросе
Глава 3. Анализ психологического аспекта при допросе потерпевшей по делам об изнасиловании
Заключение
Список использованных источников
Допрос – одно из наиболее распространенных следственных и судебных действий, он обладает особым местом в числе предусмотренных законодательством способов доказывания с позиций приемов его реализации и возможностей в доказывании обстоятельств, обладающих значением в целях правильного разрешения уголовного дела.
Допрос представляется многоплановым правовым явлением, которое рассматриваться может в качестве следственного действия, в качестве одного из предусмотренных законодательством способов сбора и проверки доказательств; в качестве института права; в качестве одного из полномочий органов уголовного преследования и суда; в качестве формы проявления уголовного преследования; в качестве одного из предусмотренных законодательством способов изобличения лиц, являющихся виновными в преступлении; в качестве процессуального способа формирования показаний; в качестве способа защиты: подозреваемым – от подозрения, обвиняемым – от обвинения; в качестве способа защиты собственных законных интересов и прав потерпевшим от преступления; в качестве способа легализации фактических данных, которые получили после осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Цель исследования заключается рассмотрении психологических особенностей допроса.
Согласно данной цели в работе ставились определенные задачи:
раскрыть понятие допроса;
осветить виды допроса;
исследовать психологические особенности допроса.
Объектом исследования выступает допрос как способ собирания и исследования доказательств и средство обеспечения прав личности в уголовном судопроизводстве, особенности его психологической регламентации.
Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие процессуальный порядок производства допроса, правоприменительная практика и психологические особенности.
Проведенное исследование базируется на диалектическом методе познания объективной действительности. В нем использованы также системно-структурный, формально-юридический, статистический, социологический, сравнительно-правовой и другие частные методы научного познания.
Теоретическую основу работы составили труды ученых-теоретиков права и психологии, научные работы современных российских ученых.
Правовой базой исследования является Конституция РФ и УПК РФ.
Исследование психологической сущности допроса, определению его роли и значения в решении задач уголовного судопроизводства, тактико-психологическим основам и особенностям его проведения посвящены научные работы видных процессуалистов, судебных психологов, криминалистов, представителей других смежных наук.
Наиболее фундаментальные исследования в этой сфере содержатся во многих монографических и диссертационных исследованиях.
Вместе с тем, анализ этих публикаций, а также защищенных в последние годы по рассматриваемой проблематике исследований свидетельствует, что менее исследованным остался комплекс вопросов, относящихся к рассмотрению допроса как средства процессуального доказывания и определению в этой плоскости его роли и значения в системе следственных действий, а также роли допроса, как метода проверки и оценки собранных по делу доказательств, что и предопределило новизну исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общие положения о допросе
1.1 Понятие допроса как следственного действия
Из числа следственных действий, осуществляемых при расследовании преступления, наиболее распространен допрос. Такая форма сбора и проверки доказательств и вообще различных сведений, касающихся дела – наиболее часто используемая и универсальная. Связано это с тем, что восстановление картины произошедших событий и установление, интерпретация тех или иных событий в целом являются очень сложными, а в некоторых случаях и невозможными, без личных показаний участников, экспертов или свидетелей.
Сегодня как следственное действие допрос выступает как один из самых информативных и основных способов в процессе расследования преступления и сбора доказательств.
Вместе с этим текущее правовое развитие диктует новые стандарты в сфере защиты человеческих прав, что полностью распространяется на каждого участника уголовного процесса. В информационный век очень важно получать информацию, не менее важно сохранить ее от ненужного либо же опасного распространения[1].
Вопросы конфиденциальности той или иной информации регулируют также международные нормы, в частности Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Также, в процессе проведения допроса, следователь связан некоторыми ограничениями, а уголовно-процессуальное законодательство «подразумевает некоторые меры и механизмы, призванные максимально защитить саму возможность отстаивать свои права человеком в органах власти и суде». С иной стороны, дача показаний в определенной ситуации может выступать как обязанность гражданина, за отказ от которой предусматривается уголовная ответственность.
Наиболее распространенным является мнение, что отказ от дачи показаний является общественно-опасным бездействием[2]. Однако, так или иначе, криминализация данного действия как преступления против правосудия позволяет понять допрос и свидетельские показания как доказательства в уголовном процессе.
В отличие от других правовых категорий, понятие допроса, на тех или иных стадиях развития российского уголовно-процессуального законодательства, не имело существенных изменений относительно собственной сущности и содержания.
Так, М.С. Строговичем допрос определялся в качестве «следственного действия, состоящего в получении от допрашиваемого лица информации о фактах, которые входят в предмет доказывания по делу, либо же в получении следователем показаний по обстоятельствам, обладающих значением по делу»[3]. Н.И. Порубов полагал, что допрос, будучи действием следственным и судебным, которое осуществляется согласно правилам процессуального закона, состоит в получении от допрашиваемого органом предварительного расследования либо же судом информации об известных ему фактах, обладающей значением в целях правильного разрешения дела[4]. Б.Т. Безлепкин определил допрос в качестве регламентированного уголовно-процессуальным законодательством устного диалога между должностным лицом, занимающимся производством уголовного дела, и свидетелем, подозреваемым, потерпевшим, обвиняемым, ведущегося с целью получения фактических сведений (устной информации), обладающих доказательственным значением[5]. Допрос в современном понимании является следственным действием, в ходе которого возможно получение показаний об обстоятельствах происшествия от лица, имеющего сведения, обладающие значением для данного уголовного дела[6]. Невзирая на тождественность указанных дефиниций, отметим при этом ряд отличий в содержании изучаемого понятия, составляющих его признаки.
Первое отличие – круг субъектов, которые уполномочены на проведение допроса. С учетом того, что допрос может осуществляться как в процессе предварительного расследования, так и в процессе предварительного слушания, судебного следствия, возможен вывод, что в число субъектов указанного следственного действия входят дознаватель, следователь, а также судья (суд), на что напрямую указывается соответствующими нормами УПК РФ, регламентирующими процессуальный статус указанных участников уголовного процесса. Анализ норм УПК РФ дает также возможность отнесения в число субъектов допроса руководителя органа следствия, начальника отдела дознания, начальника органа дознания, а также органа дознания. Тем не менее, очевидно, что в по стадиям уголовного судопроизводства, по процессуальному положению допрашиваемого лица, круг субъектов, имеющих полномочия по проведению допроса, отличается. Так, к примеру, дознаватель не может допрашивать обвиняемого ввиду того, что последний приобретает указанный статус в процессе производства дознания лишь после составления обвинительного акта (постановления), из-за чего невозможно проводить дополнительные следственные действия, в т. ч. и допрос. Судья, невзирая на предоставленные в досудебных этапах полномочия на рассмотрение жалоб в статьях 125, 125.1 УПК РФ, исходя из сути и содержания предусмотренной процедуры, не допрашивает должностных лиц и заявителя, а заслушивает их доводы. Помимо этого, нужно помнить, что органы дознания, вернее –отнесенные к ним должностные лица не имеет права проведения допроса без соответствующего поручения следователя или дознавателя, так как не имеет полномочия принимать уголовное дело к собственному производству.
В связи с указанным, полагаем, что в процессе определения круга субъектов, как одного из признаков понятия «допроса», требуется использование формулировки «должностных лиц, в рамках предоставленных УПК РФ полномочий». Второй признак данного понятия – это круг обстоятельств, которые должны быть установлены в процессе допроса.