Введение
Глава 1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права
1.1 Основы административно-правового статуса граждан РФ
1.2 Права и обязанности граждан РФ в сфере государственного управления
Глава 2. Реализация административных прав граждан по действующему законодательству РФ
2.1 Реализация прав и свобод граждан РФ
2.2 Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан РФ
Заключение
Список использованных источников
Основной категорией населения в каждом государстве являются граждане. В период Великой французской буржуазной революции 1789 г. была принята Декларация прав человека и граждан. Этот документ закрепляет естественные неотъемлемые права человека, а также обязательство обеспечивать эти права. Впервые было формально установлено понятие «гражданин». Так, ст. 6 Декларации гласит, что закон должен быть единственным для всех, и все граждане равны перед ним, имея равный доступ ко всем должностям, общественным должностям и сословиям в соответствии со своими способностями. Как известно, права и свободы в полной мере распространяются только на граждан.
Итак, административное право построено на общепризнанных принципах демократизма, равенства всех перед законом, оно учитывает международные акты в области прав и свобод человека и гражданина, создает все условия для их реализации и защиты.
В системе государственного управления данные условия содействуют увеличению роли гражданина, благодаря чему гражданин является ведущим субъектом административного права.
Правовое регулирование административно-правового статуса гражданина Российской Федерации занимает достаточно значимую роль в административном праве, система закрепления и гарантии прав и свобод гражданина как одного из субъектов административного права является прогрессивным направлением в отечественном законодательстве.
Правовой статус индивидуума законодательно укрепляется государством в конституции и иных, нормативно правовых актах. Правовой статус это, природа прав и обязательств, которые влекут пристальную заботу знатоков всевозможных секторов экономики и права. Это обусловлено тем, что правовой статус гражданина представляет собой комплексный правовой институт.
Вместе с тем каждый человек является субъектом правового общения, как в целом, так и отдельных областях. Поэтому его статус в той или иной области регулируются нормами той или иной отрасли права.
Целью настоящего исследования выступает изучение института административно-правового статуса граждан Российской Федерации на современном этапе.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются между органами исполнительной власти (их должностными лицами) и гражданами в процессе реализации последними своих прав и свобод, выполнения возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, а также претерпевания ими лишений и ограничений административно-правового характера в связи с нарушением порядка реализации прав и свобод либо неисполнением обязанностей.
Предметом исследования составляют содержание административно-правового статуса граждан Российской Федерации, его основные компоненты, а также механизм взаимоотношений граждан с органами исполнительной власти и их должностными лицами.
Задачами данного исследования являются:
анализ доктринальных и легальных определений основных положений административно-правового статуса граждан Российской Федерации;
изучение реализация административных прав граждан по действующему законодательству РФ.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся проблемных аспектов административно-правового статуса граждан Российской Федерации., а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологическая основа исследования. Настоящее исследование проведено при помощи следующих методов познания:
1. Всеобщие – диалектический метод, с помощью которого гражданская законодательная инициатива рассматривается в непрерывном развитии и видоизменении.
2. Общенаучные методы – анализ, синтез, индукция, дедукция, статистический метод, системный метод, моделирование.
3. Специально-юридические методы – формально-юридический, сравнительно-правовой.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права
1.1 Основы административно-правового статуса граждан РФ
Правовой статус гражданина в юридической науке всегда рассматривался как одна из важнейших категории, которая неразрывно связана с состоянием законности, социальной структурой общества и уровнем демократии. Правовой статус человека и гражданина в обществе и государстве представляет собой витиеватый и довольно не простой конституционно правовой механизм.
Административный статус человека и гражданина является совокупностью обязанностей и прав личности, которые складываются в процессе взаимодействия по различным вопросам, как с государственным аппаратом в целом, так и с негосударственными структурами в частности. И, разумеется, взаимосвязь, возникающая между личностью и государством, должна быть четко урегулирована и упорядочена. Только в таком случае мы можем говорить о реальной возможности ответственности гражданина и государства перед друг другом. Административно-правовой статус человека и гражданина определен ст. 18 Конституции Российской Федерации. В современной России правой статус человека и гражданина определяется не только действующей Конституцией, но и в многих других законах и подзаконных актах. В современной России, административно-правовой статус гражданина является важной и органичной частью общего правового статуса. Т.к. в административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются различные права, обязанности и гарантии с учетом отраслевой правовой дееспособности. И если рассматривать правовой статус гражданина как совокупность обязанностей и прав гражданина в сфере государственного управления, мы считаем, надо иметь ввиду то, что данный статус в конечном итоге определяется практически нормами права.
Таким образом, административно-правовое положение личности, находится в зависимости и от того, к каком состоянии находится законодательство, касающееся прав и обязанностей в сфере государственного управления.
Главной особенностью, которая характеризует граждан как участников административно-правовых отношений, заключается в том, что они реализуют свои личные общегражданские обязанности и права в сфере исполнительной власти в целом и государственного управления в частности. Так, гражданин помимо своих основных прав, свобод и обязанностей может реализовать права и обязанности, которые входят в административно-правовой статус организации[1]. Например, обязанности и права государственного служащего, который выступает от имени соответствующего органа, при этом реализуя функции и задачи, возложенные на него государством. Современное законодательство Российской Федерации определяет ряд обстоятельств, при которых может быть временно ограничен административно-правовой статус гражданина:
- Чрезвычайные ситуации. В них входят: природные катаклизмы, катастрофы техногенного характера, стихийные бедствия и т.д. В таких случаях, государство может в соответствии с ФКЗ «О чрезвычайном положении» ограничить административно-правовой статус граждан, для устранения обстоятельств, послуживших для его введения и для защиты прав и свобод граждан.
- Запрещение совместной службы родственников (если это несовместимо с их деятельностью), совмещение государственной службы и т.д.
- Принадлежность лица к другому государству (иностранное подданство или наличие иностранного гражданства).
- Наличие двойного гражданства. Ограничение административно-правого статуса лиц, имеющих двое гражданство, непосредственно связано с тем, что запрещает таким лицам занимать определенные государственные должности, которые предусматривают доступ к секретным сведеньям или которые содержат государственную тайну; лишение активного избирательного права.
Следует сказать, что любое государство имеет право, разумеется для обеспечения общей национальной и государственной безопасности, применение разных ограничительных мер в отношений разных категорий граждан.
Таким образом, на сегодняшний день административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса гражданина. Составными же частями административного статуса гражданина является административная правосубъектность, а также реальные права и гарантии их реализации.
Подводя итог можно сделать вывод о том что, административно-правовой статус граждан является основным, реализующим созданные и существующие права и возможности компонентом участия граждан в административно-правовых отношениях. Данные возможности и права возникают в конкретно-определённой сфере государственного управления между основными действующими субъектами – непосредственно гражданами и органами исполнительной власти и должностными лицами.
Однако если возникновение данных отношений может исходить как от одной, так и от другой стороны, что создаёт видимость равенства сторон при необязательности равенства оных, то юридическое неравенство проявляется в главенстве органа исполнительной власти как государственного органа, наделённого официальными полномочиями, над гражданином и его административно-правовым статусом. Государственные органы обладают главенствующей ролью по отношению к гражданам и поэтому необходимо приоритет регулирующей роли государственных органов и должностных лиц перенести на их обязанности по защите прав и свобод граждан.