Введение
Глава 1. Уголовно правовая характеристика провокации взятки либо коммерческого подкупа
1.1 Понятие провокации взятки или коммерческого подкупа
1.2 Юридическая природа провокации преступления
1.3 Понятие, признаки и элементы состава преступления
Глава 2. Уголовно – правовая квалификация ст. 304 УК РФ провокация взятки или коммерческого подкупа
2.1. Объективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа
2.2. Субъективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа
Заключение
Список литературы
Провокация совершения таких преступлений как взятка и коммерческий подкуп как уголовно наказуемое деяние сохраняет актуальность на протяжении уже длительного времени. Несмотря на то, что правовая регламентация присутствует в законодательстве России, множество вопросов практического плана остается неразрешенными. В первую очередь речь идет об отграничении указанных преступлений от правомерного поведения сотрудников правоохранительных органов, направленного на раскрытие преступлений. Во вторую очередь следует отметить проблему доказывания умысла на совершение данного преступления, а также отграничение провокации от реального совершенного преступления.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках курсовой работы.
Объектом исследования в данной работе являются правоотношения, возникающие в рамках осуществление уголовного преследования за совершение провокации взятки либо коммерческого подкупа.
Предмет исследования – уголовное законодательство России, регулирующее вопросы привлечения к уголовной ответственности за совершение провокации взятки либо коммерческого подкупа, а также современные взгляды и подходы к определению сущности данных преступлений.
Целью работы является исследование законодательной регламентации уголовной ответственности за провокацию взятку или коммерческого подкупа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать историю развития законодательства России об уголовной ответственности за взятку и коммерческий подкуп;
раскрыть понятие провокации взятки и коммерческого подкупа;
охарактеризовать объект преступления, уголовная ответственность за которое предусмотрена статьей 304 Уголовного кодекса Российской Федерации;
дать общую характеристику объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 304 Уголовного кодекса Российской Федерации;
рассмотреть субъекта провокации взятки и коммерческого подкупа;
проанализировать субъективную сторону провокации взятки и коммерческого подкупа.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой методы и метод системного анализа для изучения норм права России, а также иные методы научного познания.
Работа состоит из настоящего введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Уголовно правовая характеристика провокации взятки либо коммерческого подкупа
1.1 Понятие провокации взятки или коммерческого подкупа
Негативное отношение к получению незаконного вознаграждения в виде взятки или коммерческого подкупа на Руси появилось давно. Закрепление уголовной ответственности заданные деяния, как указывают многие В.В. Седых и Д.В. Савичева[1], связывается еще с такими документами, как Двинская уставная грамота, Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота, а также последовавшим за ними Судебником, принятым в 1497 году. В Псковской судной грамоте речь шла о тайных посулах князю, посаднику и волостителю. В Новгородской судной грамоте появился запрет на взятки членам суда. Слово «посул» уже в то время можно было толковать как обещание платы выкупа, пошлины, то есть получения определенного вознаграждения. В Судебнике, принятом в 1550 году уже присутствует упоминание о получении посулов «за получение неустановленных центральной властью пошлин «кормленщиками»[2].
Петр I, будучи реформатором, 24 декабря 1714 года издал указ «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное». Данный указ уже четко определял, что чиновники не имеют права получать какое-либо стороннее вознаграждение. Они вправе были рассчитывать только на получение жалования. Интересен и еще один указ, принятый 13 ноября 1724 года. Он был поименован как «О подозрении на судей со стороны тяжущихся». Данный указ определял, что тяжущиеся при наличии подозрений в отношении судьи о его пристрастности, могут просить, чтобы этот судья не рассматривал конкретное дело.
Просьба должна была быть выражена с почтением к статусу судьи и с уважением. Заявивший такую просьбу обязан был обосновать свои подозрения, в противном случае судья мог самостоятельно определить наказание «по характеру его бесчестья»[3].
В последующий период времени вопрос взяточничества сохранял свою актуальность, но законодательство в данной части изменялось не так существенно. Применительно к провокации взятки, как отмечают в своем исследовании А.М. Башаев и Е.Н. Зиньков, использовался термин «обольщение», которые следовало понимать как вовлечение в преступную деятельность. Указанные авторы отмечают, что самостоятельно определенного преступления как провокация взятки, в дореволюционном законодательстве не было, однако сходные составы преступлений присутствовали[4].
8 мая 1918 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров «О взяточничестве»[5]. Закрепив уголовную ответственность за взяточничество, за покушение, за вымогательство взятки, подстрекательство к даче взятки, советские власти обошли стороной такой вопрос как провокация взятки. Достаточно сложно достоверно установить, чем это было обусловлено, однако можно предположить, что советские люди, относившиеся к числу беднейшего населения, по мнению властей, не могли совершать подобных поступков. Тех, кто определялся как «имущий класс», стремившийся сохранить свое положение, наказывали строго. Стоит отметить, что имущество взяточников подлежало конфискации.
Уголовная ответственность за провокацию взятки в советский период времени была установлена впервые в статье 115 Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р., который был утвержден постановлением ВЦИК от 1 июня 1922 года «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.»[6]. По смыслу данной нормы уголовная ответственность наступала в отношении должностных лиц, которые умышленно создавали обстановку для изобличения лица, давшего либо получившего взятку. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что за провокацию взятки изначально была установлена строгая ответственность, а именно: лишение свободы со строгой изоляцией на срок не менее трех лет либо высшая мера наказания.
В уголовном кодексе Р.С.Ф.С.Р., утвержденном постановлением ВЦИК от 22 ноября 1926 года «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» была включена статья 119, предусматривавшая ответственность за провокацию взятки[7]. Ее положения повторяют ранее закрепленные в статье 115 Уголовного кодекса Р.С.Ф.С.Р. от 1922 года положения. Здесь уже существенно снижено было максимально допустимое наказание. Высшая мера не была предусмотрена, а максимально возможное наказание было установлено в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Уголовном кодексе РСФСР, который был принят 27 октября 1960 года[8], уголовная ответственность за провокацию взятки не предусматривалась. Коммерческий подкуп как самостоятельное уголовно наказуемое деяние в нормах советского периода времени отсутствовал.
Непсо Р.М. отмечает, что отсутствие уголовной ответственности за коммерческий подкуп и связанные с ним преступления в годы советского периода времени было обусловлено отсутствием коммерческого предпринимательства как такового[9]. Утверждение представляется правильным, однако оно не объясняет подхода законодателя к изменению воззрений относительно провокации взятки. Можно предположить, что это было обусловлено переходным период и теми проблемами, которые присутствовали в России в период девяностых годов прошлого столетия.
Уголовная ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа появилась уже в современном, действующем Уголовном кодексе Российской Федерации. Стоит отметить, что редакция статьи 304 Уголовного кодекса Российской Федерации неоднократно изменялась, что обусловлено развитием теоретических представлений о провокации взятки и коммерческого подкупа, а также опытом правоприменения положений данной статьи.
Итак, можно сделать вывод, что законодательное закрепление уголовной ответственности за провокацию взятки появилось в России в советский период времени, после возникновения РСФСР как самостоятельного государства. После принятия Уголовного кодекса РСФСР в 1960 году уголовная ответственность за провокацию взятки была декриминализирована. Вновь данная ответственность была закреплена уже в современном Уголовном кодексе Российской Федерации. Уголовная ответственность за провокацию коммерческого подкупа в советской России не существовала по причине отрицания коммерческой деятельности как допустимой. Введена уголовная ответственность за провокацию коммерческого подкупа в России была с принятием в 1996 году Уголовного кодекса Российской Федерации.
Итак, нормативное определение тому, что следует понимать под уголовно наказуемой провокацией взятки либо коммерческого подкупа в настоящее время закреплено в нормах статьи 304 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной статьей под провокацией взятки следует понимать попытку передать должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа[10].