Актуальность исследования. В русской литературе начала 20 века, богатой блестящими талантами, можно назвать многих авторов, чьи произведения вызвали повышенный интерес среди современников. Несомненно, важное место в этом ряду занимает работа Леонида Николаевича Андреева, одного из самых сложных и противоречивых писателей века. С первых шагов литературной деятельности он привлек внимание критиков и читателей своими уникальными и оригинальными историями и повестями.
И сегодня работа Леонид.а Андреева является неотъемлемой и важной частью литературного наследия России. Долгое время по идеологическим соображениям автор находился под невысказанным запретом, некоторые тексты не публиковались (художественные и журналистские), некоторые произведения не переиздавались и не оценивались литературными исследованиями. В последние годы исследователи уделяли особое внимание художественному миру писателя, представлениям и образам его произведений.
Два года Андреев работал над повестью, считается что основная причина ее написания размышление над общением с М. Горьким об исповеди Апполова, священника, покинувшего Сан под влиянием «учения Толстого». Повесть была опубликована в 1904 году и вызвала многочисленные отзывы современников. Его анализу посвящено более двадцати статей. Большинство авторов оценили историю как важнейшее произведение писателя и заметное событие в дореволюционной литературе. Среди известных рецензентов - З. Дек. Гиппиус, В. Короленко, М. Там был Гершензон.
Многие авторы сходились во мнении, что Андреев поднял большой вопрос, который бередит души многих людей. Н. Минский утверждал, что «жизнь Василия Фивейского» Леонида Андреева «превосходит силу слова» по сравнению с тем, что было написано ранее писателем. Глубина и значение проблем в ней подчеркивают яркость таланта и умения автора, раскрывающего эволюцию взглядов героя и этапы духовного развития.
Некоторые также считали, что повесть оскорбила их религиозные чувства, и назвали историю повести «антихристианской». Особый интерес представляют статьи рецензентов, среди которых священнослужители Православной Церкви. Например, статья Белявского «Вера или неверие?», где главный герой был осужден за отсутствие смирения и гордыню, несовместимую с верой, причину несчастья Ф. Белявский, видел не в социальном одиночестве Фивского, а в отсутствии духовной жизненной силы. Православный миссионер Л. Боголюбов раскритиковал Андреева за коллапс изложения и повести, предположив главного героя психически больным. Священник Московского епархиального дома Н.Колосов, выступил с лекцией «Мнимое крушение веры в рассказе Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского».
Были и те, кто считал его пессимистом, и те, кто кричал о содержательной борьбе. Большевик Л. Красин сопоставил с историей, связав целый блок с восприятием первой революции в России.
Таким образом, многими современниками была выбрана одна из сторон, которая казалась более близкой.
Поэтому исследование повести А.Андрева «Жизнь Василия Фивейского и сегодня представляет неподдельный интерес.
Особый интерес также представляет жанр описания жизни героя, такое повествование подчеркивает актуальность исследования этого лингвистического жанра.
Целью работы является исследование жанрового своеобразия и проблематики повести Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Согласно цели и выдвинутой проблематики в оценке произведения задачами работы становится:
- Рассмотреть жанрово-композиционное своеобразие повести. Черты жанра жития в повести.
- Исследовать библейские мотивы и их роль в сюжетно-композиционной структуре повести.
- Оценить проблематику повести: эволюция героя, богоборческие мотивы, проблемы веры и неверия в повести.
Методы исследования. Методологической основой работы являются структурно-функциональный, сравнительно-исторический и системный подходы научного анализа. Основной метод изучения прозы Л.Андреева - аналитический. Применяются в работе и типологический, сравнительно-исторический методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех основных тематических вопросов, направленных на решение поставленных задач, заключения и списка используемой литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Жанрово-композиционное своеобразие повести. Черты жанра жития в повести
Из житийных произведений по возможности изгоняются бытовая, политическая, военная, экономическая терминология, названия должностей, конкретных явлений природы данной страны, некоторые исторические припоминания и т.д.
При переходе от устной к письменной литературе жанр повествования жития развивался на основе религиозных рассказов, эпической поэзии, драматургии и ранних исторических хроник.
Повествование в жанре жития, как правило, совершенно чужды автору, не связаны с его чувствами или мыслями, возможно, у него есть какая-то смешанная идеология, но чаще всего авторы и писатели берут на себя ответственность скрывать и скрывать это, так что для читателя это не заметно и они чувствуют, что персонаж он проявляет эти эмоции; описания в жанре повествования являются чрезвычайно деликатной и сложной темой, поскольку автор отвечает за манипулирование реальностью до такой степени, что она становится преувеличенной. Хотя этот жанр вообще не связан с тем, что такое драматический жанр, он всегда получает какое-то преимущество от того, что такое шумиха, и обычно его используют авторы, когда дело доходит до описаний[14].
Кроме этого, нужно учитывать, что в реальном мире существуют факторы, которые также участвуют в рассказах различных авторов, линии очень тонкие, что разделяет реальность повествования, так и в мире фантастики, и это не просто факты, повествование, как правило, преувеличивать и углубиться, кроме этого следует принимать во внимание, что в повседневной жизни люди, как правило, предсказуемы. Однако художественное творчество писателя способно меняет и «мутирует» любую реальность. Повествовательный жанр жития в основном используется, когда автор хочет объяснить и выразить исторические или реальные факты, используя немного воображения и некоторого преувеличения, когда дело доходит до этого, автор излагает свою точку зрения, и его цель состоит в том, чтобы читателю удалось поставить себя на место героя повести.
В русской традиции содержанием жития является жизнеописание, «биография» святого. Отрицательный герой вводится в житие обычно только для контраста - на заднем плане. Тем не менее, житие - это вовсе не биография в точном смысле этого слова. Биография обычного человека полна драматического движения. В житии нет движения, роста, становления характера. Святой «неподвижен» (равно как и агиографический злодей). Он свят уже с момента рождения, он - избранник Божий. И в этом смысле он не имеет биографии, автору нечего рассказывать. Автору-агиографу остается только одно: подобрать материал для иллюстрации его святости. Житие и сводится обычно к такой иллюстрации в рамках биографического повествования о жизни святого и его кончине[7].
Таким образом, значение жития не биографическое или историческое, скорее его можно назвать дидактическим. «Единственный интерес, который привязывал внимание общества, подобного древнерусскому, к судьбам отдельной жизни, был не исторический или психологический, а нравственно-назидательный: он состоял в тех общих типических чертах или нравственных схемах, которые составляют содержание христианского идеала и осуществление которых, разумеется, можно найти не во всякой отдельной жизни.
Главным героем повести является отец Василий. Над ним всю его жизнь тяготел загадочный и суровый рок. Все его детство он испытывал болезнь и печаль. В его сердце поселилась много незаживающих ран. Родившись от захолустного священника и не замечавшего всех сыпавшихся на него бед. Отец Василий был по жизни иереем и из года в год не чувствовал ни чего кроме одиночества и нелюбви. Он имел двух детей: мальчика Василия и девочку Настю. Когда его сыну исполнилось семь лет он погибает, утонув в реке. Молодая попадья не сумев отправиться от горя начинает пить. Дальше у нее появляется большое желание родить еще одного ребенка в котором воскреснет ее погибший сын. Спустя четыре года у них рождается еще один ребенок. Оказывается, что он родился больным, а точнее сказать родился идиотом. На фоне все этого у попадьи случаются приступы безумия и справиться с ней не могли даже четверо человек.
Внутренняя жизнь человека, определяющая его отношения с окружающим миром, становится предметом изучения Л.Н. Андреева в данной повести. Композиционно произведение можно разбить на несколько эпизодов[11]:
1.Жизнь отца Василия до сорока лет.
2.Смерть сына - начало духовного кризиса.
3.Ожидание «нового Васи» - отчаянная попытка вернуть утраченную веру.
4.Рождение Идиота. Усиление страданий и сомнений.
5.Постижение людских страданий. Смерть попадьи. Осознание Фивейским своей избранности.
6.Попытка повторить чудо Христа. Смерть.
Андреев кратко представляет читателю биографию отца Василия, подчеркивая в ней типичность: «Сын покорного и терпеливого отца, захолустного священника», поэтому так мало уделяет внимания описанию духовного становления героя.
Если рассматривать повесть «Жизнь Василия Фивейского» с точки зрения житийного жанра, написанного в явно пародическом ключе (автор пытается соблюсти композицию: вступление, где представлено благочестия родителей, основная часть – жизнь Василия Фивейского. Отсутствует лишь идея чудес совершаемых святым, воскрешение на удалось), то взгляды отца Василия постоянно находятся в противопоставлении с действиями его жены – Насти. Она «хорошая девушка», верная жена своему мужу, мать, потерявшая первенца. Связав свою жизнь с о. Василием Фивейским, она подвергается все тем же испытаниям, что и ее муж. В отличие от него, не ощущая высшей истины, непоколебимой веры в Бога, Настя не может выстоять перед ударами судьбы. Спасение от своих бед, она пытается найти в алкоголе, «в каждой рюмке черпая острую тоску и жгучее воспоминание о погибшем сыне».