«Сестра моя - жизнь» — удивительная книга стихов Бориса Леонидовича Пастернака, которая включает в себя следующие циклы: «Не время ль птицам петь», «Книга степи», «Развлечения любимой», «Занятье философией», «Песни в стихах, чтоб не скучала», «Романовка», «Попытка душу разлучить», «Возвращение», «Елене», «Послесловие». Главный парадокс книги заключается в том, что она написана в разгар революции, в которой упоминаний о революции практически нет.
Пастернак чувствовал ценность этого труда. В письме к Надежде Александровне Павлович (28 июня, 1920) он говорит: «Из пяти возможностей издать «Сестру мою - жизнь» не использовал ни одной и, кажется, на время брошу. Она не пропадет.». Несмотря на множество безуспешных попыток издать книгу, он пророчески заявляет «она не пропадет», и, действительно, сборник в мае 1922 года выходит в свет и неоднократно переиздается при жизни автора, имея при этом большой успех среди современных писателей и критиков. Осип Мандельштам отзывается следующим образом: «Стихи Пастернака почитать — горло прочистить, дыхание укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны для туберкулеза. У нас сейчас нет более здоровой поэзии. Это — кумыс после американского молока». У Марины Цветаевой в статье «Световой ливень» не менее интересное мнение: «Пастернак — большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет». Сам Пастернак в письме к Г.Э. Сорокину (17 мая 1933) говорит: «лучшим, что я за всю свою жизнь сделал, была «Сестра моя - жизнь» , однако впоследствии он критически относился к им написанному до 1940-го года и, в частности, к этому сборнику.
В данной курсовой работе мы хотим проанализировать книгу стихов «Сестра моя – жизнь» и выделить основополагающие факторы, которые укажут на художественное единство произведения.
Изучение творчества Б.Л. Пастернака является актуальным всегда, так как оно представляет собой мировое литературное наследие, которое необходимо исследовать, а неисчерпаемость материала позволяет открывать новое.
Объект исследования – книга стихов Б.Л. Пастернака «Сестра моя – жизнь».
Предмет исследования – особенности книги стихов Б.Л. Пастернака «Сестра моя – жизнь» как художественного единства.
Цель работы – проанализировать произведение и выявить основные черты его художественной целостности.
Для достижения цели следует решить ряд задач:
Ознакомиться с теоретическими сведениями о понятиях «книга стихов», «цикл» (в литературе);
Рассмотреть биографический аспект создания произведения;
Отследить критическое мнение современников о книге стихов;
Проанализировать книгу стихов;
Выяснить, что по этой теме уже сказано в исследовательских и литературоведческих работах, сопоставить с нашими выводами.
Многие литературоведы изучают отдельные циклы и книгу стихов в целом, создавая статьи или монографии. Далее мы кратко изложим информацию об основных источниках, которые использовались при создании курсовой работы.
Одной из первых советских книг о Борисе Пастернаке является «Поэзия Бориса Пастернака» В.Н. Альфонсова, вышедшая к 100-летнему юбилею со дня рождения поэта. В предисловии автор подчеркивает исключительность поэзии Пастернака, противостоит мнению тех, кто относит поэта к авангардистам, тем самым уравнивая его с другими. Так же Альфонсов отмечает, что стихи Пастернака не ребус и их не нужно разгадывать, и утверждает, что при неторопливом общении с ними, понимание приходит само.
Внимания заслуживает и монография известного российско-американского филолога А.К. Жолковского. Эта работа - результат сорокалетнего исследования поэзии Бориса Пастернака. Введением служит краткий очерк поэтики Пастернака. Первый раздел посвящен инвариантным мотивам, их месту в поэтическом мире (окно, степь). Второй раздел включает в себя размышления о стилистических инвариантах, то есть о трактовке поэтических средств (троп, рифма, метр) и о способах обращения с морфологией, синтаксисом, категорией времени и др. Даже в этой сфере мы можем отчетливо проследить пастернаковский стиль. В третьем разделе находятся целостные разборы ряда стихотворений, от раннего к позднему. В четвертом разделе говорится об интертекстуальности в лирике Пастернака - источниках, подтекстах, перекличка с Гете, Верленом, Фетом, Пушкиным, Мандельштамом и др. Рассматриваемой нами книге стихов посвящена статья «Книга книг Пастернака: О заглавном тропе «Сестры моей - жизни».
Дмитрий Быков в книге о Борисе Пастернаке из серии «Жизнь замечательных людей» заявляет, что «Сестру мою - жизнь» трудно не признать чудом, так как с нее мы отсчитываем настоящего Пастернака-поэта, ведь именно после нее он перестал быть одним из многих и вышел в первые ряды русских лириков. Быков отмечает феноменальную плодовитость автора, за лето и осень 1917 года, написавшего полторы книги стихов, а также ощущение счастья и гармонии, которыми дышит лирика тревожнейшего периода русской истории. Быков размышляет о названии и возможных отсылках при его выборе. Также он упоминает о Елене Виноград, которой была посвящена книга. Очень важным автор монографии считает, что у Пастернака не существует отдельных слов, они несутся нескончаемым потоком в теснейшей связи. Энергия и напор этого «словопада», по мнению Быкова, намного важнее конечного смысла предполагаемого сообщения. В этом и отмечается принципиальное отличие Пастернака от других великих современников: Цветаевой и Мандельштама. Часть повествования Дмитрий Быков посвящает рассуждениям о динамике пейзажей и географии книги.
Стоит также обратиться к эссе Дмитрия Замятина «Геномика любви в книге Бориса Пастернака «Сестра моя - жизнь» , так как именно он подробно описывает внутреннюю географию пространства книги. Автор ведет речь о том, что один из наиболее интересных когнитивных контекстов исследования географических образов «Сестры моей – жизни» – контекст гения и места и отмечает, что Пастернак наделял определенное место специфическими образами, позволяющими переживать географическое пространство непосредственно, как бы внутри него - даже если читатель произведений никогда не бывал там. Автор справедливо говорит о важности каждой мельчайшей детали ландшафта, в совокупности с другими создающей мощный географический образ - картину любви. Образ степи в «Сестре моей – жизни» Замятин рассматривает как наиболее важный, центрирующий, ядерный. Такое утверждение объясняется не только частотой упоминаний, описаний и поэтических тропов, но и тем, что он притягивает, втягивает в себя и преобразует другие образы, также очень значимые в геопоэтическом мире книги: образы грозы, сада, ночи, лета – душного и жаркого. Степь, необъятная в традиционно-географическом смысле и открытая во все стороны, становится у Бориса Пастернака местом сосредоточения, концентрации и активной демонстрации любви; в сущности, самая настоящая любовь, ее предельное выражение, как бы впитывающее в себя все остальные географические образы – это южная степная любовь.
Особого внимания заслуживает монография С.Н. Бройтмана «Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя - жизнь». В ней литературовед рассматривает своеобразие субъективной архитектоники пастернаковской лирики, о которой ранее уже говорили И.И. Иоффе и Р.О. Якобсон, структуру словесного образа, жанр.
Таким образом, вся вышеперечисленная литература говорит нам о том, что Б.Л. Пастернак и его лирика являются предметами исследования многих литературоведов, поэтому сложно представить все широкое многообразие литературы о Б.Л. Пастернаке и его творчестве. В «Сестре моей — жизни» репрезентирован первый вариант модели, в поэтической книге «Когда разгуляется» — второй. Воплощение красоты в произведении искусства у Б. Л. Пастернака уравнивается, с одной стороны, с актом Творца, создавшего «красоту зрелища» вселенной, а с другой, с написанием книги, перенимающим божественной созидательный импульс. Смена смысло- и структуропорождающей модели демонстрирует динамику и, в то же время, устойчивость представлений поэта о синонимичности актов творения и творчества.
Несмотря на достаточное внимание литературоведов к данному творческому детищу Б.Л. Пастернака, мы видим в своей работе научную новизну, потому что не нашли исследовательских трудов, которые бы в полном объеме раскрывали рассматриваемую тему.
Работа имеет определенную структуру: введение, основная часть (включает в себя несколько глав), заключение, список использованной литературы.