Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения образных средств художественного языка
1.1. Понятие «художественный язык и образность»
1.2. Сравнение как средство повышения образности художественного текста
Глава 2. Сравнения в поэтическом языке С.А.Есенина
2.1. Способы выражения сравнения в поэзии С.А.Есенина
2.2. Значение и роль сравнений в поэтическом тексте С.А.Есенина
Заключение
Список использованной литературы
На сегодняшний день каждое произведение написано с использованием, так называемой художественной речи, при помощи такой речи автор передает свои ощущения и образы. Такая речь - чаще всего применяется в письменной форме, нежели в устной. Законченное сообщение либо текст является основной единицей измерения данного вида речи.
Стоит отметить, что художественная речь, направлена на осуществление определенной функции, а именно - эстетическое воздействие на читателей.
Каждый читатель должен получать определенные эмоции от прочтения произведения. И для того, чтобы вызвать определенные эмоции и чувства у читателей, автор старается применить различные средства языка. Так одним из самых эффективных средств является образное сравнение. Метод сравнения весьма активно применяется автором для зарисовки образа, который вырисовывается за счет сравнения тех или иных факторов, явлений и прочее.
Сравнение как прием художественной речи - используется для передачи определенных характеристик и мироощущений автора. Такой прием помогает сделать те или иные явления и предметы более выразительными. За счет сравнения автор дает оценку тому или иному явлению.
На сегодняшний день многие лингвисты активно изучают образное сравнение, и поэтому существует много различных мнений касательно данного приема, и каждый специалист дает ему свою классификацию. При этом классификация составляется исходя из признаков данного языкового приема.
Стоит отметить, что литературный язык занимает неотъемлемое место в нашей жизни, при этом развитие данного языка непосредственно зависит творчества поэтов и писателей. На сегодняшний день писатели и поэты выступают в качестве творцов национальной культуры речи, они способны находить общее и индивидуальное посредством такого приема как сравнение. В.В. Виноградов отмечает, что все писатели способны объединять разные словарные составы и обогащать свой родной язык.
Актуальность темы обусловила цель исследования, анализ структурно семантических характеристик сравнений, характерных для современной художественной литературы.
Объектом исследования является образное сравнение в художественном тексте. Цель исследования всесторонне проанализировать сравнение как одно из стилистических средств, участвующих в создании образности художественного текста.
Основные задачи для достижения поставленной цели:
1) рассмотреть понятие текста в трактовках различных лингвистов;
2) определить основные характеристики художественного текста;
3) рассмотреть понятие образного сравнения, выделить его признаки, типы, структурные образцы;
4) найти примеры общеупотребительных и авторских сравнений в художественной литературе и проанализировать их структуру.
Методы и приемы исследования. В процессе исследования в основном применяются описательный, компонентный, структурно-семантический и контекстуальный анализ.
Практическая значимость исследования.
1) практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты можно использовать в преподавании школьного курса русского языка и литературы.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и использованной литературы. Во введении отмечается актуальность темы, цель исследования, основные задачи. Основная часть состоит из двух глав: первая глава теоретическая – общие сведения, вторая глава практическая – анализ непосредственно состоит из анализа стихотворений С. А. Есенина на предмет присутствия сравнений. Заключение подводится к общему итогу всей проделанной работы. Использованная литература состоит из 45 источников, среди которых есть статьи, словари, а также поэтические произведения С. А. Есенина которые анализировались.
Глава 1. Теоретические основы изучения образных средств художественного языка
1.1. Понятия «художественный язык и образность»
Художественный язык - это совокупность материальных, эстетических элементов, имеющих в общественном сознании духовное содержание.
Художественный язык - это язык, созданный не только для эстетического, но и для слухового наслаждения.
Художественный язык используется в искусстве, стихах, или как метафора. Кроме того, это хороший способ проявления художественной мысли и коммуникации, возможность взаимодействия между творцом произведения искусства и публикой или обществом.
Художественный язык является инструментом для:
- мышления,
- связи,
- общения автора с обществом.
Творение предмета искусства оказывается возможным потому, что художник мыслит на «выдуманном», художественном языке, самопроизвольно возникающем для выражения душевного и интеллектуального содержания.
У слова "художественный язык" есть два значения. Под художественным языком в первом смысле понимается совокупность изобразительных и выразительных средств. Второе значение заключается в том, что это совокупность элементов, использующихся в качестве записи художественного произведения посредством символов.
Художественный язык развивается на протяжении всей истории искусства, поскольку новые творческие решения требуют соответствующих инструментов — данный факт приводит к тому, что язык становится более сложным.
Языковое искусство обладает своими законами, языком, который не позволяет корректно понимать произведения художественного творчества
Если посмотреть на язык искусства как на обычный язык, то его странные черты сильно бросаются в глаза. Художественные приемы и украшения не требуются для той цели, чтобы выразить прямое сообщение. Но они важны для искусства. Инструменты художественного творчества - это как "сырье", из которого "делается" искусство. В самом искусстве выражается определенная мысль, определенный дух, который не передается иначе, как с помощью произведений искусства. Чтобы можно было реально передать данную информацию, используются специальные приемы и выражения. Это упрощенная схема, но на самом деле она довольно корректная
Метафоры, синонимы и т.д. - это способы «создать» новое и оригинальное выражение мыслей в словах. Художественные средства используются непросто в качестве дополнения к содержанию текста, но ещё они играют ключевую роль для содержания художественного произведения, помогая более полно раскрыть смысл идея, заложенной автором.
Главная особенность литературных произведений заключается в том, что авторы используют в них различные приёмы для придания образности описываемому, в результате у читателей после прочитанного создаётся определённая мысль, чувства, меняется настроение. Поэтому тут не важно, не что описывает автор, а как. Об этом говорил сам Александр Сергеевич Пушкин.
В 19 века данная идея выражалась по-разному:
- Объект может быть жестоким и отталкивающим, но его представление выразительным и красивым.
- Главный смысл художественного текста заключается в "преобразовании"! Что под этим имеется ввиду? Здесь речь идёт об использовании художественных приёмов, к примеру, метафоры, синекдохи.
- Художественные приемы, которые приводятся в школьных учебниках, ставятся в конце основного содержимого, будто они «лишние». И это неверно.
Смыслом текста в большинстве учебных литературных источников являются как раз художественные приемы, иначе говоря, украшения языка, стиль повествования, особенности жанра и т. д.. Слова, которые не имеют прямого значения, наиболее популярны, из часто используют в процессе преобразования словосочетаний для придания всему текста художественной окраски. Они бросаются в глаза читателю, привлекают его внимание.
В действительности все совершается наёмного иначе: меняется само слово, его значение, хотя так это проявлено. Итак, слово в литературном тексте должно быть тщательно изучено, независимо от того, является ли оно "тропом" или это просто "нетроп".
Следовательно, "превращения" (про них в своём стихотворении однажды сказал поэт Семён Кирсанов) - это тропы, именно они по мнению одно из авторов 20-го века являются важной мыслью произведения.
Изучают тропы в различных сферах деятельности: языкознание, литературоведение, а также другие области, в которых требуется использовать средства выразительности . Наиболее успешное раскрытие смысла значения данного термина, то есть «тропа», имеет отношение к Древнему Риму: "Троп является художественным приёмом, при котором осуществляется замена правильного значения слова на другое, то есть его смысл значительно расширяется.