Введение
Глава 1. Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике
1.3 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в ЧР
2.1 Состояние малого бизнеса в различных сферах деятельности
2.2 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в ЧР
2.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в ЧР
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. В настоящее время в ходе развития рыночной экономики формируются новые формы хозяйствующих субъектов, которыми являются предприятия малого и среднего бизнеса. Малое предпринимательство выполняет важные социально-экономические задачи. Появление большого числа новых фирм способствует созданию рабочих мест, обеспечивая занятость населения, доходы организаций пополняют федеральный бюджет и бюджеты регионов Российской Федерации, что положительно сказывается на развитии экономики. Малое предпринимательство принято считать молодым, эффективным и быстро развивающимся сектором в области экономики. В экономическом развитии областей, регионов и страны в целом малое предпринимательство играет все более важную роль. Одним из условий перехода Российской Федерации к полноценным рыночным отношениям, к устойчивому развитию экономики является развитие малого и среднего бизнеса, что в дальнейшем способствует обеспечению стабильности в социальной сфере и является актуальным в современной жизни нашей страны. На современном этапе малые предприятия составляют основное звено рыночной системы хозяйствования. При производстве продукции, пользующейся спросом, при выполнении работ и оказания услуг, предприятия используют материальные и информационные ресурсы. В сфере малого бизнеса национальное хозяйство становится более деловым и активным, создаются и выпускаются новые виды продукции, между работником и капиталом существует непосредственная связь. Одной из особенностью предприятий малого бизнеса является то, что они самостоятельно осуществляют свою деятельность, распоряжаются выпускаемой продукцией и полученной прибылью, которая остается в чистом виде после уплаты всех налогов и обязательных платежей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем[1]. В малый бизнес руководители обычно привлекают наиболее квалифицированные кадры, в процессе производства решаются вопросы экономного использования ресурсов, применяются высокие технологии. Благодаря малым предприятиям создаются рабочие места, тем самым повышается занятость населения, а за счет выплаты налогов, предприятия участвуют в реализации социальных программ. В связи с этим, необходимо поддерживать малое предпринимательство и стимулировать его деятельность.
Цель данной курсовой работы - изучить роль малого бизнеса на современном этапе развития экономики, проанализировать российский и зарубежный опыт работы.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства;
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса; - выявить проблемы, существующие в малом бизнесе и предложить пути их решения.
Объект: Малый и средний бизнес в экономике Чеченской республики.
Предмет: Перспективы развития малого и среднего бизнеса.
Глава 1. Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса
В дореволюционной России самой распространенной формой организации трудовой деятельности были малые ремесленные производства (30% от всех объемов производства). Так, в начале ХХ века в европейской части России насчитывалось 2 044 801 мелких сельских промыслов. Мелкое кустарное и ремесленное производство охватывало все отрасли экономики. Характерными признаками малого бизнеса в России в рассматриваемый период были: широкое применение наемного труда; сосредоточение предприятий в сельской местности; отсутствие автоматизации труда и пр.
Меры по стимулированию мелкого производства до 1917 года носили комплексный характер и были направлены на поощрение малого бизнеса. В качестве оборотных средств на развитие мелкого кредита использовались: правительственные ссуды из фонда государственных сберегательных касс с процентной ставкой ниже 4%; местные продовольственные капиталы; облигационные займы; страховые капиталы земств. Политика в отношении малого и среднего бизнеса после революции 1917 г. характеризуется постепенным вытеснением этой формы предпринимательства. Если в годы НЭПа частный сектор экономики состоял на 80% из денационализированных малых предприятий, то ко второй 1920-х годов доля малого бизнеса сократилась до 15%. Эта целенаправленная и планомерная политика проводилась в рамках коллективизации и индустриализации, были предприняты следующие меры: ужесточение налогообложения (патентный сбор с предприятия за данный определенный период засчитывался в размере 50% в уплату уравнительного сбора. Уравнительный сбор взимался с определенного процента к оборотам предприятия и исчислялся по оборотам на предшествующий период; обложение подоходным налогом по совокупному доходу; обложение временным государственным налогом на сверхприбыль); ограничение видов деятельности малых предпринимателей; уничтожение инфраструктуры малого бизнеса. Политика государства в отношении малого производства была закреплена конституционально: в Конституции СССР 1936 года малое предпринимательство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию. Данное отношение к мелкому производству было характерно и в 1960-70 гг. И только в 1976 году было принято Положение о кустарно-ремесленных промыслах, которое создало предпосылки для некоторой активизации индивидуальной трудовой деятельности и малого предпринимательства. Политика по отношению к мелкому производству постепенно меняется с принятием Конституции 1977 года, когда в статье 17 было подтверждено право граждан на осуществление индивидуальной трудовой деятельности, основанной на личном груде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания населения. Кооперативы и первые малые предприятия законодательно были разрешены, но их появление противоречило действующей в то время Конституции СССР от 1977г., поскольку в последней не было предусмотрено право владения имуществом[2].
Современный этап развития малого предпринимательства в России связан с распадом СССР и переходом на рыночные условия хозяйствования. В 1993 году право граждан заниматься предпринимательской деятельностью было с закреплено в Конституции РФ. Гражданский Кодекс РФ, определивший законодательную основу хозяйственного оборота, был принят и введен в действие с 1 января 1995 года. В отличие от индустриально развитых стран, где возрождение мелкомасштабного производства было естественноисторическим процессом, развитие малого и среднего предпринимательства в России был крайне политизировано. В 1987-1994 годы отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой[3]. Малый бизнес воспринимается как институт рынка, который способствует разрешению проблем безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами. Основные черты малого бизнес а в данный период: стихийность, криминализация, отсутствие инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов[4].