Введение
1 Теоретико-правовые основы национально-культурной автономии
1.1 Понятие и правовые основы национально-культурной автономии в России
1.2 Проблемы правового регулирования национально-культурной автономии
2 Проблемы национально-культурных автономий в России
2.1 Виды национально-культурной автономии в России
2.2 Итоги реализации закона о национально-культурных автономиях
Заключение
Список использованных источников
Территориальное и политическое устройство любого государства и места в нем народа и национальностей находится под особым вниманием общества и государственной власти, организаций и общественных объединений. В 90-е годы прошлого века в нашей стране начинается процесс выхода республик из состава СССР, и одним из признаков суверенизации стала идея национального самоопределения. Желание самоопределится стали выражать как национальные общности, но и многие другие народности. Так, в Конституции Российской Федерации нашел отражение принцип равноправия и самоопределения народов, как основа конституционного строя нашей страны.
Тем не менее принцип национального и народного устройства внутри государства не может однозначно решить проблемы и задачи всего многонационального населения России. При этом каждый народ осознает свой вклад, который он вносит в развитие нашей страны, влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны, на ее геополитическую позицию. Таким образом, важной к изучению и анализу является такая форма самоопределения народов, как национально-культурная автономия. Такая форма дает возможность гражданам нашей страны, которые принадлежат к разным национальностям, народам удаленным друг от друга, меньшинствам самим решать свои внутренние вопросы, сохранять традиции культуры и языка, образования и историю своего народа и национальности[1]. Процессы становления и развития национально-культурных автономий сопровождаются как положительными результатми и укреплении национальностей и народностей, так и проблемами и некими противоречиями, которые требуют разрешения на уровне разработки теоретических положений и проработок со стороны органов государственной власти. История народа является ключевым фактором для разрешения проблем национально-культурных автономий в России. На законодательном уровне принят Федеральный закон «О национально-культурной автономии»[2], которые помогает закрепить основные принципы и понятия автономий, а также помочь в разрешении проблем и противоречий и закреплению принципов их самоопределения.
Автономия связана с вопросами национальных отношений, а также является важным звеном в федеративном устройстве страны. Национально-культурные автономии (НКА) рассматриваются исследователями и политологами как институт сохранения самобытности и этнического многообразия населения страны. Ранее вопросами правового регулирования занималась Палата национальностей Верховного Совета РСФСР, после распада СССР в РФ не было образовано органа государственной власти, занимающегося вопросами национальностей, поэтому актуальным является вопрос участия НКА в процессах управления государством и защиты своих интересов и территорий. Органы местного самоуправления в данном случае играют важную роль в защите и выражении интересов национальностей.
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования курсовой работы и определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объектом курсовой работы - является изучениеправовой природы национально-культурных автономий в России.
Предмет курсовой работы - особенности формирования и деятельности национально-культурных автономий в России.
Цель курсовой работы - на основе анализа исторических предпосылок законодательства Российской Федерации выявить особенности формирования и деятельности национально-культурных автономий в России.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и правовые основы национально-культурной автономии в России.
- Изучить проблемы правового регулирования национально культурной автономии.
- Исследовать виды национально-культурной автономии в России.
- Проанализировать итоги реализации закона о национально культурных автономиях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретико-правовые основы национально-культурной автономии
1.1 Понятие и правовые основы национально-культурной автономии в России
В начале ХХ века представители теории марксизма в Европе обсуждали вопрос о автономии в культурном и историческом плане отдельный народы и национальностей, при этом территориально и политически они оставались в составе государства, которое наделяло такие автономии определенными правами в вопросах культуры, выбора национального языка, образования, традиций и обычаев, при том что вопрос о независимости даже не ставился.
После теоретического анализа вопрос практического применения и выделения национально-культурных автономий в составе государства стал проявляться и закрепляться после Первой мировой войны (к примеру, Австрия, Чехословакия). Большее развитие вопросы автономий все-таки получили после Второй мировой войны в многих европейских странах, таких как Швеция, Норвегия, Венгрия, Австрия и многие другие. В этих странах начали создаваться общественные объединения, национальные органы власти на территориях проживания определенных этнических групп, и даже кочевых групп народностей (саамы из Норвегии).
В Советском Союзе ближе к времени перестройки особое внимание данному вопросу стал уделять Президент СССР М. С. Горбачев.
20 сентября 1989 года на Пленуме ЦК КПСС был принят документ, регламентирующий реабилитацию «национал-уклонистов», однако далее развитие политики в данном вопросе не пошло[3].
В современное время вопросам национальностей и их культурной автономии, их правам и положению в обществе посвящены многочисленные учения некоторых отдельных идеологических направлений, например, неоеразийцы.
В целом понятие национально-культурной автономии, как оно прописано в современном российском законодательстве и законодательстве других постсоветских государств, не имеет ничего общего с декларативным «правом народов» как iusgentius. В большей мере оно касается прав общественных организаций на культурно-просветительскую деятельность в том или ином формате.
Переломить общественное мнение в отношении института национально-культурной автономии в многонациональной России удалось лишь к середине 90-х годов. Постепенно началось складываться понимание, что национально-культурная автономия направлена на защиту, сохранение и развитие культуры народов и является одной из форм их самоопределения.
Национально-культурная автономия представляет собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям. Подобные объединения, действующие на основе добровольной самоорганизации, призваны участвовать и решении вопросов, связанных с развитием языка, образования и культуры соответствующих этносов.
Представление о национально-культурной автономии в нашей стране основывается прежде всего на том, что действующая Конституция Российской Федерации[4] исходит, как сказано в ее вводной части, из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, утверждения прав и свобод человека, а также сохранения исторически сложившегося государственного единства.
В многочисленных статьях Конституции РФ, помимо вводной части, также закреплены права на национально-культурную автономию. К примеру, ст. 19 гарантирует человеку равенство его прав и свобод, несмотря на его расу, национальность, язык, место происхождения и жительства, его отношение к религии, внутренних убеждений, участия в объединениях и так далее. Далее в этой статье запрещены на самом высоком уровне формы ограничения прав человека, гражданина по соответствующим признакам, таким как социальный статус, религия, национальность, язык, раса.
Ст. 26 Конституции закрепляет право каждого выбирать, определять и указывать на свою национальную принадлежность, и никого нельзя заставить выбирать себе национальность против воли и внутренних убеждений.
Соответственно, каждый свободно выбирает и определяет свою национальность, свою принадлежность к народу и это его личное право и ничье больше. Гражданин также вправе и не пользоваться этим выбором.
Помимо этих вопросов, Конституция гарантирует всем народам и национальностям на территории России общаться и проявлять взаимопонимание.
В Конституции РФ также закреплено понятие государственного языка стра ны – это русский язык. Именно русский язык бы л вы бран не тол ько по тому, что 80% со ставляют русские, но и по тому как 87% при знали его сво им род ным, а 93% сво бодно гов орят на не м.
Принцип сам оопределения на родов является на миро вом уровне об щепризнанным и им енно этим при нципом руко водствуется Конституция, определяя прав овое по ложения на ционально-культурных авто номий[5].
Исследователи и авто ры раз личных прав овых и по литических учен ий определяют на ционально-культурную авто номию, как знач ение того, что любой от дельный на род, бол ьшой или малочисленный, не зависимо от того, со ставляет ли это т на род бол ьшинство на селения стра ны или является в не м меньшинством, со ставляет ли он бол ьшинство на селения в какой-то час ти стра ны, на пример в субъекте Федерации, или территориальной един ице (районе, по селке и т.п.), вправе сам остоятельно определять пути сво его раз вития в сфер ах культ уры, об разования, ис пользования и раз вития сво его языка, об ычаев, определен ия и со хранения памятников сво ей ис тории, традиционных за нятий и про мыслов и т.п.
Таким об разом, на ционально-культурная авто номия естественно охватывает все то, что от носится к со хранению и со зданию на циональной культ уры в ее широком по нимании. Так, прав о на национально-культурную авто номию охватывает и прав о на за щиту сред ы об итания на рода, со хранения в не й естественных при родных усл овий и т.п.