Как очевидно из самого названия, Российская Федерация является федеративным государством, которое состоит из отдельных территориальных образований, имеющих собственный политико-правовой статус, однако они, в свою очередь, являются составными частями одного целого. Эти части получили название субъектов РФ. Субъектом федерации является государственное образование в составе федеративного государства, не обладающее собственным суверенитетом. Разным субъектам присущи разные права и обязанности, которые они должны исполнять перед федерацией, в состав которой они включены, а случаи, когда у них имеются льготы и привилегии- редкое исключение из правил. Особый правовой статус имеется у автономий, а в частности у автономных округов и автономных областей.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что территориальные автономии в Российской Федерации занимают особое положение и имеют свои, характерные только для этих образований черты, что выделяет их из общей массы субъектов и дает нам возможность изучить данный феномен и понять его природу. Совокупность указанных обстоятельств и факторов делает обращение к исследованию выбранной темы актуальным на сегодняшний день.
Различные проблемы, связанные так или иначе с конституционно-правовым статусом автономии России, затрагивались в работах: Р.Г. Абдулатипова, C.A. Авакьяна, Г.В. Атаманчука, М.В. Баглая, Л.Ф. Болтенковой, Н.В. Витрука, В.В. Гончарова, Д.Л. Златопольского, JI.M. Карапетяна, Е.И. Козловой, O.E. Кутафина, H.A. Михалевой, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина, О.И. Чистякова, Ю.Л. Шульженко и т.д.
Объектом работы являются общественные отношения, которые складываются в процессе установления автономии в государстве.
Предмет исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, научные публикации по исследуемым вопросам.
Цель данной работы – исследовать территориальные автономии в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятие и содержание автономии;
- изучить виды автономий;
- рассмотреть особенности конституционно-правового статуса территориальной автономии;
- проанализировать Постановление Конституционного суда РФ от 14 июля 1997 года № 12-П;
-сделать выводы по проведенному исследованию.
Методология. Исследование проводилось на основе общенаучного диалектического метода познания использовались частнонаучные методы такие как: исторический, системный, формально-логический.
Структура работы обусловливается целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Автономия Российской Федерации: понятие, содержание, виды
1.1. Понятие и содержание автономии
Территориальная автономия в качестве способа организации государственной территории известна уже давно. Зарождение автономии исследователи связывают с тем, что в XVI в. в Европе появились протестантские, еврейские и мусульманские общины, также признаки автономии усматриваются в системе миллетов, которая существовала в Османской империи.[1] Так еще в средние века существовали самые крупные и разнообразные автономии, которые колебали как государственное единство, так и общее государственное право. В настоящее время современные государства справедливо не допускают автономий, которые были бы способны нарушать равноправность.
Автономию в юридическом смысле понимают, как предоставление части государства, которая отличается различными этническими (национальными), географическими или какими-либо другими особенностями, определенной формы самостоятельности. Автономии могут быть в унитарном и в федеративном государстве.
В широком понимании автономия обозначает самостоятельность, т.е. самоуправление части в рамках целого.[2] По мнению В.Е. Чиркина территориальное автономное образование является частью территории государства, которая согласно конституции и законам государства наделяется правом автономного самоуправления.[3] В таком случае самоуправление следует понимать в специфическом значении: оно не ограничивается только местными вопросами, а также включает в себя некоторые компетенции, которые обычно относятся к полномочиям государства (к примеру, регулирование вопросов связанных с языком, культурой, образованием, окружающей средой, общественным порядком), и что само по себе подразумевает наличие у автономии собственных правотворческих полномочий.
Словарь юридических и государственных наук определяет автономию в виде права самостоятельного законодательства. Согласно нему автономная провинция, колония и т.п. - часть государства, которая имеет местный парламент или какую-либо местную организацию законодательной власти. В качестве примера данный словарь приводит американские и австрийские колонии Англии.
На сегодняшний день автономии разного порядка, уровня и характера существуют во многих унитарных странах. В качестве примера можно привести Корсику во Франции; Тибет, Синьцзян, Внутреннюю Монголию и др. в Китае; Северную Ирландию (Ольстер) в Великобритании; Гренландию и Фарерские острова в Дании; автономные области в Италии; Курдистан в Ираке; Аландские острова в Финляндии и др. Также автономии есть и в унитарных странах СНГ: Гагаузия в Молдове; Нахичевань в Азербайджане; Горный Бадахшан в Таджикистане; Каракалпакия в Узбекистане.
В России автономия представляет собой одну из форм национально-территориального существования народов и этнических меньшинств, которые компактно проживают в ряде регионов, позволяющая предоставить возможность самоуправления и реализации прав меньшинств, а также решения национальных вопросов.
Основой выделения автономии в качестве одной из конституционно-правовых гарантий прав народов в многонациональном государстве являются этническая, культурная и реже конфессиональная составляющие. Несмотря на то, что данные составляющие признаются доминирующем в доктрине представлением об автономии, они не рассматриваются как основополагающие факторы формирования самой автономии.
Как уже отмечалось выше Россия - федеративное государство, а федерация является одной из основных форм политико-территориальной организации государства, сложную структуру которой составляют два и более государства или государственно-подобные образования, обладающие конституционно закрепленной политической самостоятельностью за пределами прав и полномочий общего государства в целом.
Субъекты Российской Федерации являются входящие в ее состав как неотъемлемые составные части на принципах равноправия национально-государственные и государственно-территориальные образования. Согласно статье 65 Конституции Российской Федерации[4] на данный момент в состав Российской Федерации входит 85 субъектов. В это число включены и автономии, а именно: четыре автономных округа (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ) и одна автономная область (Еврейская автономная область).
Подводя итог вышесказанному, автономия в Российской Федерации, учитывая ее федеративное устройство, является самостоятельным осуществлением государственной власти входящими в ее состав национально-государственными образованиями в пределах полномочий, устанавливаемых федеральными органами государственной власти при участии соответственной автономной единицы.
1.2. Виды автономий
Выделяют следующие формы автономии: территориальная и экстерриториальная.
Для конкретизации форм автономии делятся на виды. Так, территориальная автономия подразделяется на политическую и административно-территориальную, а экстратерриториальная делится на национально-культурную и корпоративную.
Территориальная автономия является особой организацией территориальных единиц в государстве, которая предполагает наделение их решением центральной власти наиболее обширным кругом полномочий, чем те, которые имеются у обычных административно-территориальных единиц. Автономным территориальным образованиям обеспечивается гораздо большая степень самостоятельности во время осуществления властных полномочий, которые связаны с вопросами местного значения. В зависимости от объема и значимости данных компетенций различают административно-территориальную автономию и политическую (законодательную).
У административно-территориальной автономии нет права на издание своих местных законов, несмотря на то, что ее представительными органами издаются нормативные акты в пределах ее компетенций. Но в сравнении с обычными административными единицами, тоже издающими нормативные акты местного значения, для административной автономии характерны некоторые дополнительные права.
Абсолютно иной смысл вложен во вторую форму автономий - экстратерриториальную.
Одним ее видом является национально-культурная автономия, которая заключается в том, что национальным меньшинствам, рассеянным или не проживающим компактно, предоставляются права относительно пользования своей культурой, религией, языком, возможности вести свой образ жизни. Данная форма автономии направлена на решение задачи обеспечения особых прав человека, которые связаны с его национальной принадлежностью, прав этнических групп, но никак не связана с территорией.
Национально-культурную автономию создают в такой ситуации, когда национальные меньшинства не проживают на какой-либо ограниченной территории, а располагаются в пределах государства.
В России согласно статье 1 Федерального закона "О национально-культурной автономии"[5] национально-культурная автономия является формой национально-культурного самоопределения, которая представляет собой объединение граждан РФ, приписывающих себя к конкретной этнической общности, которая находится в ситуации национального меньшинства на определенной территории, на базе их добровольной самоорганизации с целью самостоятельного решения вопросов, связанных с сохранением самобытности, образования, развития языка, национальной культуры. Национально-культурная автономия - это вид общественного объединения. Национально-культурная автономия по своей организационно-правовой форме является общественной организацией.
Второй вид экстратерриториальной автономии представляет корпоративная автономия, которую обычно связывают с существованием лингвистических общностей, для которых довольно часто резервируют определенную долю мест в государственном аппарате, а государственные служащие, относящиеся к другим этническим группам, которые работают в этом районе, обязаны знать язык и быт местного населения, живущего маленькими группами вперемежку с другими народностями. Помимо того, преподавание в учебных заведениях, судебный процесс могут осуществляться на местном языке. Данная форма автономии имеет место, к примеру, у так называемых зарегистрированных каст и племен в Индии.