Курсовая работа|Право

Правотворчество

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 30

Введение

Глава 1. Понятие и сущность правотворчества

1.1 Понятие и принципы правотворчества

1.2 Сущность правотворчества

1.3 Виды правотворческой деятельности

1.4 Основные проблемы правотворчества

Глава 2. Правотворческий процесс и систематизация законодательства

2.1 Стадии и структура правотворчества

2.2 Особенности систематизации законодательства

2.3 Факторы, влияющие на правотворчество

Заключение

Список использованной литературы

Правотворчество играет значимую роль в развитии политической деятельности в современном обществе. Интерпретация правотворчества многогранна. Одни ученые полагает, что деятельность правотворческих органов заключается только в создании правовых норм, а другая, в свою очередь, считает, что она регулирует и их реализацию, то есть их подготовку, принятие и опубликование. И данную точку зрения поддерживает большинство юристов.                                      

Правотворчество есть деятельность специально управомоченных органов, направленных на создание, переработку и издание специально-определенных нормативных актов. Разнообразие подходов к пониманию правотворческого процесса не означает обособленность ее элементов, а напротив, деление правотворчества на этапы объясняется эффективностью создания юридических норм и их реализации. Поскольку оба этих этапа неразрывно связаны друг с другом, а в совокупности представляют единую процедуру по подготовке, официальному обсуждению, его принятию и, в конечном итоге, опубликованию правового документа.      Правотворческий процесс состоит из двух этапов. Первый этап является лишь подготовительным и не влечет за собой никаких правовых последствий, так как он имеет своей целью закрепление воли при создании нормативных актов. На втором этапе, в отличие от первого, проект нормативных актов приобретает общеобязательный характер. Правотворчество, являясь одной из превалирующих форм правовой деятельности, в процессе своей реализации подвластно цели конструирования целостной, внутренне согласованной системы нормативно-правового регулирования существующих общественных отношений. Также значительную роль играет еще и дисциплинированность самих правоприменителей, поскольку от этого зависит исполнительность правовых норм.                                        

Актуальность курсовой работы заключается в том, что общественные отношения в современных реалиях многообразны и развиваются с большой скоростью, вследствие чего необходимо устранение устаревшего правового материала, противоречия в нормах и обеспечение согласованности и логичности правовых норм.          В связи с этим также необходимо улучшать качество юридической базы.     

Объектом исследования являются общественные отношения, которые непосредственно возникают в процессе правотворческой деятельности.

Предметом курсовой работы являются правовые нормы и общественные отношения, непосредственно оказывающие влияние на правотворчество в Российской Федерации в целом.  

Цель курсовой работы заключается в исследовании строения современного правотворчества.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

  1. изучить общее понятие правотворчества, его виды и принципы;
  2. исследовать проблемы правотворчества на современном этапе;
  3. произвести анализ перспектив развития правотворчества.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, теоретическую часть, заключение и список использованной литературы.                                                                                               

 

Глава 1. Понятие и сущность правотворчества

1.1 Понятие и принципы правотворчества

В каждом демократическом государстве действует принцип разделения властей. Согласно данному принципу деление власти на законодательную, исполнительную и судебную должно рассматриваться как создание системы сдержек и противовесов, что способствует беспрепятственной реализации всеми ветвями власти своих полномочий. На это указывает статья 10 Конституции РФ. Однако данное предписание не исключает существования пересекающихся сфер общественных отношений, где все три ветви власти тесно взаимодействуют между собой в рамках их полномочий, которые определил основной закон Российской Федерации, для достижения единых конституционно значимых целей. Такой сферой является правотворческого.

Правотворческий процесс является неотъемлемой частью деятельности любого государства. Поэтому о понятии и значении данного процесса рассуждали многие правоведы как отечественные, так и зарубежные.[1, с.13].

Так, А.В. Воробъев в своей работе утверждает, что правотворчество «есть вид государственной деятельности, в результате которой воля политических сил, находящихся у власти (народа, класса, социальной группы) возводится в закон, выражается в виде нормы права в определенном источнике права». Другие авторы правотворческий процесс называют процессом принятия законов, имея в виду под принятием закона не только голосование правотворческого органа по законопроекту в итоге его официального рассмотрения, но и всю процедуру создания закона от возбуждения правотворческой инициативы до вступления закона в силу.

Так же можно предоставить мнение Д.А. Пашенцева. Он представляет правотворческий процесс как совокупность следующих стадий:

1) осуществление права правотворческой инициативы;

2) подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой;

3) рассмотрение законопроекта в Думе, принятие ею закона;

4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, направление его Президенту;

5) подписание закона Президентом и его обнародование.

Проанализировав вышеуказанные точки зрения, мы пришли к выводу о том, что правотворческим процессом можно считать деятельность правотворческого органа, связанную с принятием законопроекта к рассмотрению, его обсуждением, принятием закона и его обнародованием. Также необходимо отметить, что правотворческий процесс обязательно выступает как один из конституционно-правовых институтов, который реализует представительскую и непосредственную формы демократии, посредством деятельности государственных органов. Также правотворческий процесс играет роль механизма «сдержек и противовесов» в таком принципе, как принцип разделения властей.

Правотворчество – это одна из форм государственного руководства обществом, которая осуществляется любым государством.

Так как правотворческий процесс состоит не только в принятии новых законов, но и в профессиональном улучшении правотворческой системы государства в целом, то наряду с вышеуказанными стадиями нужно выделять иные направления работы законодательных органов. Данные направления выделил А.Н. Кокотов:

1) выработка правотворческой политики, прогнозирование законодательных изменений, правовых, социально- экономических, общественно-политических, иных последствий принятия новых законов;

2) организация и проведение общественных дискуссий по вопросам функционирования и совершенствования правотворческой системы;

3) планирование законопроектных работ;

4) согласование усилий разных участников правотворческой деятельности;

5) государственный учет принимаемых законов, унификация банков данных правовой информации в части информации о законах;

6) систематизация действующего законодательства (кодификация, инкорпорация);

7) материально-техническое обеспечение правотворческой деятельности;

8) повышение профессиональной квалификации депутатов, работников аппарата парламентских учреждений, других вовлеченных в законодательную деятельность учреждений и лиц».

Правотворчество должно базироваться на определённых правилах, закреплённых в законодательстве, которые должны соблюдать все участники правотворческого процесса. Правотворческий процесс современного государства осуществляется на основании определенных принципов, то есть основных идей, которые обуславливают типичные свойства данной деятельности.[2, с.17].

Поэтому необходимо выделить данные принципы:

  1. Законность. Данный принцип проявляется в отношении процедуры принятия нормативно-правового акта, а также в отношении содержания этого акта. Власть государственных органов, издающих правовые акты, должна реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним;
  2. Гласность. Этот принцип заключается в открытости правотворческого процесса, свободном обсуждении проектов нормативно-правовых актов;
  3. Демократизм. В процессе правотворческой деятельности народ, как носитель власти в демократическом государстве, может принимать нормативно-правовые акты путем непосредственной формы демократии – референдума.
  4. Строгая дифференциация правотворческих полномочий. Данный принцип имеет большое значение в условиях наличия в государстве идеи разделения властей и системы сдержек и противовесов. Любое отклонение он нормы может привести к нестабильности в обществе, росту правового нигилизма среди граждан, а также к социальным и экономическим кризисам.
  5. Планирование. Планирование правотворческого процесса имеет огромное значение, особенно в условиях нестабильности. Самое важное в планировании – сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях.

Проблемы определения понятий «правотворческий процесс», «законодательный процесс» и «законопроектный процесс» представляются трудноразрешимыми еще и потому, что федеральное законодательство и судебная практика оперируют различными определениями. Так, например, Конституция Российской Федерации в статье 94, определяя функции Федерального Собрания Российской Федерации, характеризует его как представительный и правотворческий орган Российской Федерации.

Указы Президента Российской Федерации содержат формулировку «правотворческий процесс». Например, Указ Президента Российской Федерации от 13.04.1996 г. № 549 носит название «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в правотворческом процессе».

Также Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 № 10-П содержит в себе понятие «правотворческая процедура», которое большинство ученых соотносит с правотворческим процессом как общее и частное. Действительно, правотворческий процесс можно разделить на несколько стадий, каждая их которых сопровождается соблюдением обязательных процедурных требований. Каждой стадии правотворческого процесса соответствуют определенные, присущие только ей законодательные процедуры. Рассмотрев различные мнения о понятии правотворческого процесса и его принципы, необходимо изучить стадии правотворчества, в частности стадии правотворческого процесса в Российской Федерации.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014г. № 31. Ст. 4398
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712
  3. Указ Президента РФ от 13.04.1996 N 549 (ред. от 12.02.2015) "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации в законотворческом процессе" // "Собрание законодательства РФ", 15.04.1996, N 16, ст. 1842,
  4. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2663
  5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 18 декабря 2015 г.)// http://constitution.garant.ru/act/assembly/1575717/chapter/1/
  6. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 2015 г.)// http://constitution.garant.ru/act/assembly/12125778/chapter/1/#block_100000
  7. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 31.10.2018) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // "Собрание законодательства РФ", 18.08.1997, N 33, ст. 3895
  8. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 (ред. от 01.02.2020) "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", 22.06.2009, N 25, ст. 3060
  9. Абрамова А.И. Подзаконное правотворчесвто в современном понимании: реалии и перспективы // Журнал российского права. 2019. № 8. С. 25-35.
  10. Ашимова Я.С., Некишев В.Л. Законодательный процесс: проблемы теории и практики // Вестник науки. 2019. Т. 2. № 4 (13). С. 53-56.
  11. Багдасаров В.Ю., Багдасарова А.Б. Методология исследования проблем правотворчества // В сборнике: Материалы IV Ежегодных международных научно-практических чтений Ставропольского института кооперации (филиала) БУКЭП Сборник IV международных конференций профессорско-преподавательского состава и аспирантов Ставропольского института кооперации (филиала) БУКЭП. Под общей редакцией В.Н. Глаза, Д.А. Кузьминова. 2018. С. 108-109.
  12. Воробьев А.В. Правотворчество в правовой системе современной России // В сборнике: Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве Сборник научных статей по итогам работы десятого международного круглого стола. 2019. С. 141-143.
  13. Волков А.В. Законотворческий процесс в России: проблемы теории и практики // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 191-194.
  14. Егоров Т.А. Российский парламентаризм на современном этапе развития // В сборнике: Встречи в Таврическом 2018. Парламентаризм: история и современность Молодежная (студенческая) научная конференция. 2019. С. 37-40.
  15. Кадетова А.Д. Органы исполнительной власти Российской Федерации в системе субъектов правотворчества // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 6 (58). С. 186-193.
  16. Куракина С.И., Круглов Д.Н. О перспективах цифрового правотворчества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 10. С. 168-171.
  17. Магомедова Е.А., Нефедов К.В. Актуальные проблемы правотворчества в контексте механизма правового регулирования // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 9 (25). С. 618-621.
  18. Мамчун В.В. Проблема соотношения понятий правотворчества и нормотворчества // Вестник Владимирского юридического института. 2019. № 1 (50). С. 176-182.
  19. Никитюк С.М. Правообразование и правотворчество: анализа определений, соотношение // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2018. № 3. С. 187-191.
  20. Оганисян С.С. Современное правотворчество: к постановке проблемы // Аграрное и земельное право. 2018. № 11 (167). С. 54-58.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2023 год 30 стр.
Правотворчество

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское